Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2006

 
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Мастерство

Татьяна Рудишина

Москва, Андерсен и… свадебные цветы

Выставочная работа в методическом отделе

Выставочный зал в нашем методическом отделе возник почти случайно. Сейчас, спустя пять лет, просто невозможно поверить в то, что его когда-то не было. А началось все
с детей, выросших в библиотеке.

У каждого библиотекаря-педагога случаются прекрасные мгновенья, когда в дверном проеме возникает переросший тебя в два раза молодой человек или эффектная барышня от 20 и старше. Первая реакция: «Простите, Вы к кому?» И в ответ: «Ну вот, меня уже не узнают!» Примерно так мы встретимся с Гришей Харитоновым, в тот момент (весна 2000 года) – аспирантом экономического факультета МГУ. Но Григорий пришел не просто в гости, а с просьбой-предложением. Среди его новых знакомых оказалось несколько молодых людей, увлеченных фотографией – профессионалы и талантливые любители с хорошей аппаратурой и здоровыми творческими амбициями.

Предложение заключалось в следующем: оборудовать лекционный зал нашего методического отдела для проведения выставок и организовать в нем фотовыставку. Финансовые, организационные и пиар-вопросы ребята готовы были взять на себя. Мы, в свою очередь, предложили общую концепцию выставки – делаем ее ко Дню города (первые выходные сентября) и посвящаем Москве.

Получив разрешение администрации, мы расстались на лето, чтобы за это время собрать хороший «урожай» для будущей выставки молодежной авангардной фотографии «Семь взглядов на Москву, или Город на букву М». Семь взглядов – потому что фотографов семеро. У нас были пожелания к участникам: во-первых, отбор работ будет проводить эксперт. Пообщавшись со своими друзьями и знакомыми, нашли секретаря союза фотохудожников России – Александра Михайловича Тягны-Рядко. Это с одной стороны, повысило статус выставки в глазах самих участников, а с другой, планка уровня выставки была поднята достаточно высоко, что не позволило в дальнейшем выставлять все подряд: ведь появление фотоаппаратов-«мыльниц» дало возможность очень многим приобщиться к фотографии. И второе условие: пока экспонируется выставка, ее участники должны были провести мастер-класс для всех желающих. Эти два условия (вместо классической арендной платы) стали распространяться и на все дальнейшие выставки в нашем зале.

После трех сумасшедших недель экспозиции, во время которых мы проводили разнообразные вечера (у молодых людей оказался интереснейший круг общения), как то – вечер джазовой импровизации, концептуальной поэзии, рок-бард-кабаре и просто теплый вечер для родителей наших фотографов, – мы поняли, что уже теперь без выставок просто не сможем существовать. И по закону притяжения творческих личностей с разных сторон к нам стали поступать предложения и начал образовываться свой круг художников, фотографов.

Очередной вернисаж. Фото из архива

Особые творческие отношения сложились с детской изостудией «Радуга». Самые обыкновенные дети рисуют необыкновенно! Причем о некоторых выставках мы заранее договаривались, и в течение нескольких месяцев шла подготовка работ на заданную тему. Это были выставки «Рисуем любимую книгу», «Иллюстрируем Андерсена», «Салют Аркадию Гайдару», «Мой “Маленький принц”». Случались тематические выставки, посвященные животным – «Кошки, кошки, всюду кошки», «Совушка-сова – большая голова».

К каждой презентации выставки мы готовили сюрприз юным художникам. Так, на выставку детского рисунка, посвященную юбилею Андерсена, пригласили художника-иллюстратора Бориса Диодорова, а на выставке «Кошки, кошки, всюду кошки» мастер-класс провел художник-иллюстратор Виктор Чижиков. Сова – это не просто птица, это еще и символ мудрости. Сова стала эмблемой популярной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Среди выпускников нашего библиотечного клуба есть молодые люди, выступающие в высшей лиге этой игры, их лица знакомы телезрителям. Вот их-то мы и пригласили провести с юными художникам викторину «Сова в природе, литературе и изобразительном искусстве».

Каждая выставка иллюстраций детей – это еще и повод для нас, библиотекарей, задуматься: какие произведения берутся, что рисуется, какие эпизоды привлекают юных художников. Так, Андерсен оказался «снежным», сине-голубым, зимним автором, а из всех произведений Гайдара самые яркие, самые веселые иллюстрации – к «Чуку и Геку».

Выставки положено открывать, у нас же сложилась немного другая традиция: мы приглашаем художников уже после того, как выставка немного поживет в зале, а мы уже наберем некоторое количество отзывов зрителей. Работа со зрителями – очень непростая составляющая выставки. Хочется получить как можно больше письменных впечатлений от конкретных работ и желательно не общего характера. На какие уловки только не приходится идти, собирая отзывы! Так самостоятельным заданием для участников некоторых семинаров было написать письмо юному художнику. Самое настоящее письмо-размышление незнакомому ребенку по поводу его работы! Эти письма в конвертах мы отдавали юным участникам выставки. Иногда, правда, приходилось писать самому, но по нашим многолетним наблюдениям, у каждой работы, у каждого автора чаще находится свой зритель. Кстати, в конце выставки мы непременно перечитываем отзывы и пересчитываем их, определяя рейтинг зрительских симпатий, и, возвращая работы, обязательно награждаем того, кто чаще всего фигурирует в отзывах. Если это персональная выставка – предлагаем анкеты зрителя с просьбой указать три наиболее понравившиеся работы.

Выставки очень помогают нам и в нашей работе с читателями-детьми, и в работе с библиотекарями (выставочный зал находится в методическом отделе). Некоторые выставки организуются специально под семинар, круглый стол или литературно-педагогические чтения. Так было с Андерсеном, Гайдаром. Фотовыставки организовывались к семинару, посвященному 300-летию Санкт-Петербурга. Уместной иллюстрацией к круглому столу по проблемам современной детской литературы была выставка молодых художников-иллюстраторов. На будущее юные художники получили «заказ» от библиотеки проиллюстрировать Корнея Ивановича Чуковского (к литературно-педагогическим чтениям, посвященным 125-летию автора).

Особой гордостью стали две художественно-краеведческие выставки: «Художники Плющихи» и фотовыставка «Плющиха в старой фотографии». Эти выставки состоялись благодаря энергии, таланту и обаянию Ильи Кирилловича Сафонова – организатору и душе мемориально-краеведческого общества «Моя Плющиха». Именно ему были переданы копии фотографий Плющихи начала ХХ века известного фотографа Готье-Дювалье, хранящиеся в Архитектурном музее Москвы. Именно Илья Кириллович смог собрать разнообразные виды Плющихи, запечатленные художниками, жившими и живущими на Плющихе.

Среди тех, кто ежемесячно собирается на литературные чтения в писательском клубе, есть талантливые художники и фотографы. Неожиданным открытием для многих стала фотовыставка «Пешком по Земле» поэта и переводчика Дины Крупской. Надеемся, что прозаик Марина Москвина когда-нибудь выставит у нас свои живописные работы.

Выставка, открывающаяся накануне Нового года, – это всякий раз особая страничка. К примеру, фотовыставка «Цветы к Рождеству». За окном мороз, а у нас расцветают ландыши и фиалки, розы и георгины! А случаются прямо-таки рождественские истории. Как-то осенью после поездки на Соловки наш библиотекарь Маша рассказывала о молодом человеке Мише, который всю неделю фотографировал и как-то обмолвился, что мечтает о фотовыставке. Поездка закончилась, но телефонами молодые люди все-таки успели обменяться. Возникла идея сделать выставку Мишиных фотографий, а Маша напишет к ним тексты. А спустя три месяца в нашем выставочном зале играли свадьбу на фоне фотовыставки. Вот такой проект на двоих получился.

Особая история – выставки семейных коллекций (при условии обеспечения сохранности этой коллекции!) Немало значков и марок, монет и открыток, театральных программок, путеводителей хранится в домах. Есть о чем подумать. Мы подобных выставок еще не делали. Но у наших коллег в библиотеке № 37 ЦБС «Киевская» регулярно выставляются открытки. Особым успехом пользуется ретро-выставка новогодних открыток и елочных игрушек.

Каждая выставка – это маленькая история. Но рассказываю я их сейчас не только для того, чтобы вспомнить, как мы замечательно прожили эти пять лет с выставками, но и вдохновить вас идеей выставочной работы. Среди ваших учеников и учителей, односельчан, друзей, знакомых непременно есть творческие личности, готовые выставить свои работы, устроить праздник для себя и других людей.

Публикация произведена при поддержке профессионального фотографа Елены Новожиловой. Если Вам требуются высококачественные услуги свадебного фотографа, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «фотоуслуги фотограф в Москве», и тратить время на поиск достойных предложений в результатах выдачи. Обратившись к опытному профессионалу Елене Новожиловой, Вы сможете запечатлеть самые радостные и приятные моменты торжества, которые будут радовать Вас долгие годы. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, и увидеть готовые фотографии, можно на сайте Елены, который располагается по адресу http://enphoto.ru/