Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (40) · Вкладка в «БШ» № 19 (175) · 1–15 октября 2006 года
Газета-вкладка для методистов

С миру по нитке

Людмила Сухова

Нам бы понедельники взять – и отменить?

Четвертый понедельник октября

Людмила Федоровна Сухова
зав.библиотекой гимназии № 5
г. Сергиев Посад, Московская обл.

Третье воскресенье июня, третье воскресенье сентября, шестое воскресенье «мартобря»... Так календари напоминают нам о профессиональных праздниках.

Несколько лет назад в профессиональной прессе появилось сообщение – Международный день школьных библиотек празднуется ежегодно в четвертый понедельник октября.

«В понедельник? Чудеса! – удивлялись мы. – Понедельник, как известно, самый тяжелый день в школе».

Праздник в понедельник! Такое могли придумать только для библиотекарей. «Вроде не бездельники и могли бы...» Конечно, могли бы (да и можем)...

Как называются многие профессиональные праздники? День учителя. День медицинского работника. День работника прокуратуры. День таможенника... А наш – не день библиотекаря, но День школьных БИБЛИОТЕК ! А значит – это праздник всех читателей. В праздники принято поздравлять и дарить подарки, а еще баловать тех, кого поздравляешь.

В прошлом году мы, библиотекари гимназии № 5, решили поздравить своих читателей с Международным днем школьных библиотек!

На всех этажах гимназии читатели могли познакомиться с таким объявлением:

Дорогие читатели!

24 октября – Международный день школьных библиотек.

Международная Ассоциация школьных библиотек объявила тему этого года – «В поисках приключений».

Мы желаем Вам только приятных приключений.

24 октября в библиотеке:

· Презентация книги Дмитрия Шеварова «Освещенные солнцем. Добрые лица ХХ века».

· Просмотр и обсуждение записи спектакля по бард-рок поэме «В миле от берега» (по книге Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»). В спектакле принимали участие ученики и выпускники нашей гимназии.

· Презентация нового номера газеты «Библиотека в школе», посвященного Международному дню школьных библиотек. На презентации – вручение авторского экземпляра и гонорара автору иллюстраций – ученице 9 класса Ксении Зотовой.

· В течение всего дня читатели будут сами оформлять книжную выставку «Просто так захотелось почитать...» и проведут небольшое анкетирование.

· В читальном зале будут читать вслух: «Истории Мнемозины» (В.Чемберджи) и «Простая бандероль» (Б.Хейтца).

· Литературное лото.

· Конкурс синквейнов (со схемой составления можно познакомиться в библиотеке и рекреациях на всех этажах). За самые оригинальные синквейны – призы: Сказки Натальи Абрамцевой с иллюстрациями Ксении Зотовой; ручки с логотипом газеты «Библиотека в школе». За лучший синквейн, составленный учителем, приз – методическая брошюра по предмету.

· Конкурс идей по оформлению выставок в библиотеке. За самую оригинальную идею приз – книга «Мы разные, но мы дружим».

Ваша библиотека

А рядом с объявлением висела телеграмма от наших друзей – Издательского дома «Первое сентября»:

Поздравляем друзей – учителей и учеников гимназии № 5 – с Международным днем школьных библиотек. Желаем всем успехов, а гимназии – процветания, что, как вы понимаете, без библиотеки невозможно.

Накануне в библиотеке появились новые выставки, а в читальном зале – листовки с крылатыми (и не очень) высказываниями.

Одну из выставок открывал акростих, подаренный нам Юлией Николаевной Фроловой. Она сочинила его по следам публикации в «БШ» (Праздничные рекомендации IASL с учетом местных особенностей в вольном переводе Елены Ребровой. – № 19–2002.).

Без книжек жить нельзя на свете, нет!
В них солнце знаний и всей жизни цвет!
Источник мудрости и радости, постоянный,
как родник с текущей свежей водой.
Библиотеки не исчезают, библиотеки живы! Хотя как горят книги, «тому в истории» – от древнейшей до новейшей, – «мы тьму примеров слышим».
Любите книгу! Если она настоящая, это...
И это очень хорошо, что библиотеки были и будут, потому что
Остановиться, оглянуться бывает нужно иногда. И поразмышлять над страницей...
Ты узнаешь из книг обо всем, как будто это ты объездил весь свет, поставил все опыты, расспросил всех мудрецов.
Ежедневно бери в руки книгу. Если
Книга твой друг и советчик,
А так и должно быть, – «тогда
Весь мир ты примешь, как владенье,
тогда <...> ты будешь человек».
Школьник! Шире шаг!
Книги ведут за собой, и ты не сбивайся с дороги. Но все же
Объять необъятное никому не дано, но –
Легко на сердце и от песни веселой, и от хорошей, настоящей Книги, –
Если нам повезло ее встретить, и в этом помогает всем

«Библиотека в школе».

Все уроки литературы в этот день начинались с небольшого анкетирования. Учителя и ребята заполняли цветные карточки. «Я, _____ (класс) советую прочитать книгу _____». Такие анкеты заполняли и все читатели, пришедшие в библиотеку.

К вечеру библиотека была украшена гирляндами из цветных анкет. А после праздника у нас появилась картотека из карточек-анкет «Советую прочитать». О результатах анкетирования библиотекари потом рассказывали на заседании кафедры учителей литературы.

Все читатели, пришедшие в библиотеку, заполняли (по желанию, конечно) карточки, которые были размещены на выставке «Почитаем». Эпиграфом к выставке послужили слова Бориса Чичибабина из посвящения Александру Грину: «Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и – Александр Грин».

Карточка выглядела так:

Семь писателей, которых я взял бы с собой в пустыню:

1. ______

2. ______

3. ______

4. ______

5. ______

6. ______

7. ______

(Ф.И.О., класс)

В читальном зале учителя-добровольцы оформляли выставку и составляли рекомендательные списки для ребят из педагогического класса – по ответам на другую анкету которую все учителя получили накануне. В ней был один вопрос:

Назовите (порекомендуйте!), пожалуйста, 5–7 книг, которые на ваш взгляд, необходимо прочитать будущему учителю.

Весь день на абонементе работало «Литературное лото»: на одном столе лежали карточки с названиями литературных произведений, на другом – имена авторов.

В этот день нельзя было взять или сдать книгу, не сыграв в лото. И учителя и ученики должны были взять карточку с названием произведения (они были перевернуты) и найти автора.

Книжную выставку «Просто так захотелось почитать...» вместе с библиотекарями оформляли все читатели.
К каждой книжке прикрепляли бумажный уголок «Эту книгу на выставку поставил…».

В читальном зале было оформлено много мини-выставок. Одна из них – к просмотру и обсуждению спектакля по бард-рок поэме «В миле от берега», написанной сергиевопосадскими авторами. На выставке – рядом с текстом либретто – книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и газета «Библиотека в школе» с материалом Игоря Киршина «Для тех, у кого есть крылья: творческая педагогическая лаборатория» (2005. – № 05. – С. 34–39).

В рекреациях и фойе на стендах висели схемы составления синквейнов, а рядом слова – Книга, Читатель, Библиотека. С этими словами и надо было написать синквейны.

Синквейн (нечто вроде стихотворения в прозе из пяти строк) пишется так:

существительное (заданная тема)
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
фраза
существительное (или наречие, восклицание).

Например, было такое:

Читатель
Любознательный, достойный
Находит, не теряет, возвращает
И для кого придумали библиотекарей?!
Молодец!

Для учащихся разных классов в читальном зале читали книги. Некоторые – с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Мы использовали и разработки-публикации из газеты «БШ». Читали рассказы «Бродяжки» (по разработке Ольги Николаевны Степаньковой из станицы Динская, «БШ» № 16 – 2003); и «Простая бандероль» (занятие Ольги Константиновны Громовой на семинаре детских библиотекарей России, проводившемся фондом «Пушкинская библиотека», читайте его в рубрике «Мастер-класс» на с. 5–7 – Ред.)

Читали и «Истории Мнемозины» Валентины Чемберджи. Разве можно было пройти мимо книги, которая начинается так: «Я шла в библиотеку. Мой маленький друг С. дал мне объемистый список книг, которые ему хотелось прочесть». (Отрывок из этой книги опубликован в рубрике «Открывшаяся страница» на с. 33–35 – Ред.)

А потом... мы проводили семинар для своих коллег-библиотекарей школ города и района. Мы рассказывали о том, как поздравляли читателей с Международным днем Школьных библиотек и проводили мастер-класс с использованием приема «Чтение с остановками» по технологии РКМЧП. С коллегами мы тоже читали ту самую «Простую бандероль» Брюно Хейтца.

P.S. Скоро четвертый понедельник октября. Что подарим нашим читателям? Может быть, разбросаем по всей гимназии листовки со стихами о любви; устроим буккроссинг, а в праздничный понедельник проведем подиум-дискуссию «Что такое bookcrossing, или Возможен ли “книговорот” в гимназии»; «запустим» новый проект «Одна книга – одна гимназия»; примем участие в социологическом опросе «Читатель XXI века», проводимом редакцией газеты «Библиотека в школе» и Российской академией наук... И еще, и еще... «Вроде не бездельники...»

И никакие понедельники, а уж особенно – этот, отменять не надо!