Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2006


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Крым

Яков Шрайберг

Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке

Ежегодный доклад конференции «Крым», год 2006*

___________________
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 18, 20–2006.

2. Дальнейшее развитие ИКТ как платформы информационного общества и общества, построенного на знаниях и их использование в библиотечно-информационной среде (продолжение)

2.2.4. Расширение ICQ

Динамично развивалась в прошедшем году еще одна интернет-технология (наряду с www и e-mail) – ICQ («аська») или интернет-пейджеры. Из обычного трепа и простой болтовни эта технология становится полноценным инструментом делового общения, а универсальные номера пользователей ICQ – номера UIN – уже появляются даже на визитках. Летние опросы интернет-пользователей 2005 г. показали, что 87% пользователей ищут общения, при этом надо отметить, что конфиденциальность или иная форма защиты информации здесь и не ночевала.

2.2.5. Развитие Wi-Fi

Wi-Fi (Wireless Fidelity) – подлинная революция за последний год, в том числе и в библиотеках, о чем мы уже говорили. В 2006 г. в Москве, например, будут открыты 5 000 точек беспроводного доступа (хот-спотов) по проекту известного оператора «Голден Телеком» (инвестиции в проект – $ 6 млн), хотя в целом в России Wi-Fi пока не так популярны, как на Западе.

Основное достоинство Wi-Fi – высокая скорость передачи данных – до 11 Мбит/с. Wi-Fi считается одной из самых быстроразвивающихся технологий доступа, опережающей по количеству пользователей даже сотовую связь третьего поколения. Оборот мирового рынка Wi-Fi в 2005 году составил около $ 10 млрд. Однако эксперты сомневаются, что проект «Голден Телекома» окупится даже в среднесрочной перспективе. «Нормальный срок окупаемости проекта такого рода – два-три года. Для этого сеть должна приносить $ 5–6 млн в год, то есть в каждой точке абоненты должны платить около $ 100 в месяц. «В Европе такое достижимо – эту сумму могут генерировать пять-десять постоянных “компьютеризованных” клиентов кафе или ресторана, – считает топ-менеджер одной из московских телекоммуникационных компаний. – В России это пока возможно в аэропортах и некоторых гостиницах. В других местах Wi-Fi в основном бесплатен. С такими перспективами проект “Голден Телекома” может не выйти на окупаемость и до конца десятилетия».

Участники рынка соглашаются с тем, что хотя публичные хот-споты работают в Москве уже несколько лет, количество их пользователей крайне невелико. По оценкам компании J” Son & Partners, по состоянию на конец прошлого года в России действовало всего 650 хот-спотов. Для сравнения: только в Лондоне, по данным компании JiWire Inc., количество точек Wi-Fi доступа составляло 1,6 тыс., в Париже – около 900. «Рынок Wi-Fi в России сейчас находится в стадии становления, – говорит директор по развитию бизнеса компании «Комстар – Объединенные телесистемы» Дмитрий Дронов. – Публичные точки доступа пока что не привлекают большого числа пользователей. Наиболее перспективно сейчас создание непубличных зон Wi-Fi для корпоративных клиентов». (Газета «Коммерсант», 10 марта, № 41).

Несмотря на это, многие публичные библиотеки в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России начинают внедрять Wi-Fi –технологии, а в библиотеках Запада, и особенно в университетских библиотеках это уже стало нормой и эта тенденция продолжает расти.

2.2.6. Управление Интернетом и анализ (статистика) сайтов

Это относительно новая сфера деятельности, и отрадно отметить, что библиотеки сразу же включилась в нее. Управление Интернетом не ограничивается присвоением имен, адресов, анализом статистики входов, а охватывает и такие важные сферы, как безопасность, развитие новых интернет-технологий, использование Интернета в новых отраслях. Библиотечная статистика и электронные методы анализа данных (э-метрики) в прошедшем году были в фокусе внимания аналитиков и уже было выпущено несколько серьезных работ. Если говорить о Рунете, то одним из показателей является индекс Рамблера (Rambler’s TOP 100), который рассчитывается ежедневно, исходя из суммарного количества посещений интернет-ресурсов, причем аудитория Рунета – это пользователи изо всех уголков планеты, а не только России.

В 2005 г. в тематическом разделе Рунета, ресурс, посвященный науке, образованию, культуре и искусству, т.е. тот ресурс, где регистрируются библиотечные сайты, составил 8–9 % от общего ресурса Рунета; в целом библиотечные сайты плохо анализируются и плохо, нерегулярно и непрезентативно оцениваются, критерии их оценки не публикуются, а имеющиеся немногочисленные обзоры по российским библиотекам заставляют громко спросить: «А судьи кто?». Год прошедший ничего нового положительного в этот процесс не внес, за исключением отдельных локальных рейтингов. Видимо, все это придет в будущем.

В заключение раздела хотелось бы еще раз подчеркнуть резкую активизацию роста числа сайтов и пользователей Интернета в мире; в России, в частности, количество зарегистрированных доменов в зоне RU уже приближается к 400 000 (см. рис. 2), хотя по сравнению с Германией (> 8 млн), с Великобританией (>5,5 млн) и другими западными странами это все еще слабый показатель.

Рис. 2. Динамика роста числа доменов в зоне RU

2.2.7. Интернет-2 и новые сетевые приложения

Прошедший год ознаменовался еще одним штрихом в интернет-сфере: многие аналитики считают, что мы перешли в эпоху Интернет-2. «Сейчас, – как пишет газета Financical Times от 8 марта 2006 г. – Интернет проходит очередной этап эволюции. Когда сэр Тим Бернерс Ли изобрел “паутину”, она была инструментом для технически подготовленных людей. По мере достижения вершины своего первого этапа развития это было возбуждающее – “ветер в лицо” – новшество, которое постепенно пробивало дорогу к покупателю. Люди, делавшие покупки через Интернет, ценили удобство этой технологии, но при этом вполне отдавали себе отчет, что они пользуются Интернетом. Но Интернет уже прошел эту стадию развития, мы сейчас живем в эпоху Интернета-2. Как это было и с другими технологиями, достигавшими периода своей зрелости, мы начинаем считать все это само собой разумеющимся. Люди, использующие Интернет-2, не очень озабочены тем, что они находятся в Интернете, ибо Интернет – это часть их жизни, и они больше заботятся об используемых программных продуктах, а не о сетевой технологии. Безусловно, такое освобождение возможно лишь в том случае, если технология работает достаточно эффективно, чтобы позволить забыть о ее существовании».

Стадия Интернет-2 стала возможной потому, что сетевая технология настолько развилась, что широкополосный высокоскоростной доступ стал широко распространенным и относительно недорогим. Пользователи получают доступ в сеть со своих настольных компьютеров, наладонных устройств и по беспроводным каналам. Рынок Интернета-2 представляет собой благодатную почву для бизнеса, который готов применить свою изобретательность и энергию в разработке программных продуктов, отвечающих потребностям покупателя контролировать и владеть всем, что может предложить Интернет. Уже многие предприниматели создали состояния на сетевых программных приложениях.

Библиотечно-информационному сообществу доступна сегодня совершенная и огромная по своему потенциалу коммуникационная среда, построенная на широкополосном Интернет-2 и беспроводных технологиях. Впереди – новые технологии и новые решения для пользовательской аудитории и общества в целом.

2.3. Мобильная связь и мобильные технологии

Мобильная связь и мобильные технологии – это отрасль ИКТ, начинающая развиваться очень интенсивно, о чем говорит даже уже приведенный в начале доклада российский пример. Мобильная связь и Интернет – этот союз сегодня обеспечил многих пользователей возможностью связываться по Интернету из мест, где нет универсальных устойчивых коммуникаций; более того, даже там, где они есть, мобильные коммуникации начинают успешно с ними конкурировать.

За прошедший год нельзя сказать, что мобильные технологии, сделав прорыв в сфере связи, сделали то же самое в библиотечно-информационной практике – все пока остается на уровне апробаций, экспериментов и отдельных технологических решений, кроме разве что увеличивающегося числа удаленных пользователей библиотечных веб-сайтов, использующих мобильные телефоны. Вместе с тем этот прорыв не за горами, так как мобильная связь делает огромные успехи и они, безусловно, затронут все общество, в том числе – и раньше многих – библиотеки. Хотя и сейчас уже среди библиотечных работников все больше и больше владельцев мобильных телефонов, особенно в больших и средних городах, да и в этом зале, я думаю, число “невладельцев” до смешного мало.

Очень коротко проанализируем несколько крупных достижений мобильной связи за прошедший год, чтобы понять дополнительно те преимущества, которые мобильные технологии принесут в библиотечно-информационные реалии.

2.3.1. Беспроводная технология Bluetooth

Эксплуатация мобильных телефонов, оснащенных технологией беспроводной бесконтактной передачи данных Bluetooth показала ее слабую защищенность против воров и хакеров – к Вам в телефон не просто влезут, а могут и с помощью «проверочных» SMS просто его украсть. У хакеров, использующих Bluetooth, уже появилось название – Blue Jacking, блю-джекеры. В России разрешена передача Bluetooth до 10 м. (в Европе до 100 м), и тем не менее, эту опасность надо иметь в виду. Одна из недавних жертв блю-джекеров – Пэрис Хилтон, наследница многомиллионного состояния гостиничной сети «Хилтон» («Известия», № 57, 03.04.2006).

2.3.2. Сотовый телефон как мобильный бумажник

Японский оператор сотовой связи NIT Docomo начал выпуск телефонов со встроенным чипом, с помощью которого телефонным аппаратом можно расплатиться за покупки в магазинах, проведя им рядом со считывающим устройством на кассе. Эту же технологию уже освоили и в Южной Корее, в том числе и для проезда в общественном транспорте. Другие компании – Motorola, Nokia, Cingular – в 2006–2007 гг. планируют совершить настоящий прорыв в развитии систем бесконтактных платежей с помощью мобильных телефонов, в том числе практически придав им дополнительный статус кредитной карточки. Многие уже говорят: «Мобильники всегда при нас, а кредитку можно и забыть. Теперь она вообще может быть не нужна». Для наших задач это может стать новацией – ведь до сих пор платежные системы наших библиотек работают по допотопным схемам: сначала счет, потом услуга, то есть по авансовым платежам.

Без интерактивных платежей просто нет никакого развития электронному библиотечно-информационному бизнесу и в нахождении таких решений – может быть, и с помощью мобильных банков – заинтересованы службы МБА и ЭДД, службы подписки, службы, предоставляющие услуги по репродуцированию и многие другие.

2.3.3. Единые стандарты роуминга в ЕС

В странах Европейского Союза – очередной объединительный проект: разработаны планы введения единых стандартов расчета при оплате услуг международного роуминга. И хотя крупнейшие операторы европейской сотовой связи встретили эту инициативу в штыки, комиссар ЕС по телекоммуникациям госпожа Вивиан Рединг считает, что это новшество позволит сократить расходы европейских мобильных абонентов до 60%. Эксперты считают, что если в этом месяце (июнь, 2006 г.) все представители стран – членов ЕС проголосуют за этот законопроект, то он уже с 2007 г. может действовать, хотя, возможно, по согласованию с главными игроками телеком-бизнеса, будут внесены некоторые коррективы. Для бюджетных клиентов и большинства населения это хорошая новость, ведь мы хорошо знаем, что такое бюджет, особенно сбалансированный бюджет: это когда месяц и деньги кончаются одновременно.

2.3.4. Движущая сила мобильного рынка – дети

Не зря древняя арабская пословица гласит: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».

Агентство Yankee Group считает, что дети в возрасте 8–12 лет уже сегодня составляют около 3 % от общего числа абонентов мобильной связи, а в 2010 г. их число удвоится.

Другой прогноз – сотовая связь 3-го поколения (3G) до 2010 г. должна заменить мобильные телефоны у 60 % европейцев и 50 % абонентов к этому времени станут пользователями мобильного Интернета (данные Компании Forester Research, «PC WEEK», № 4, 14.02.2006).

Другие тенденции – уже более 40 % телефонов имеют встроенные фотокамеры, растет число телефонов со встроенными МР-плейерами, а у корейских и японских производителей их число составляет уже 80 % от общего числа выпускаемых мобильников. Так, Samsung уже выпускает телефоны с жестким диском 1,5 Гбайт, a LG выпускает телефоны с улучшенным МР-плейером, снабженным эквалайзером.

Еще одна особенность текущего года – растет рынок мобильных игр и тут же появился рост количества мобильных вирусов, особенно для сложных 3G-телефонов (смартфонов). Несмотря на некоторые провалы, новый виток получает и IP-телефония, особенно для корпораций, при этом распространенной формой становится конвергенция мобильной и проводной связи на рабочих местах, а мобильные функции будут работать поверх корпоративной IP-телефонии в качестве дополнительного приложения («PC WEEK», № 4, 14.02.2006).

Пятерка лидеров мирового рынка мобильных телефонов выглядит (по данным Компании IDC, «PC WEEK», № 4, 14.02.2006) следующим образом (см. таблицу 2):

В 2005 г. в мире было продано 825,5 млн мобильников плюс 8–10 % дают «серые» дилеры – рост по сравнению с 2004 г. на 16,7 %.

Мобильная связь и построенные с ее помощью технологии активно врываются в нашу жизнь. Мы услышим на этой конференции ряд докладов про первые результаты применения мобильной связи для библиотечных технологий в системе «e-learning», в других приложениях. Еще не востребован как следует потенциал мобильной электронной почты, активный рост этой технологии прогнозируется с ростом доступности высокоскоростных беспроводных сетей (3G и т.п.). Нет сомнения, что от года к году эта область будет существенно расширяться, и мобильная связь в целом продолжит серьезно конкурировать с традиционной и даже интернет-телефонией; за мобильными технологиями – будущее, так считают многие эксперты рынка телекоммуникаций. Три основных компонента ИКТ: компьютеры – Интернет – мобильная связь, нами, пусть и конспективно, но рассмотрены, и я надеюсь, что моя информация была полезна. Время доклада ограничено, в этой сфере столько информации, что недаром во многих странах проводятся многочисленные и многоаспектные мероприятия (конференции, саммиты, семинары) по этой проблематике. Но и на нашей конференции по данной проблеме также будет представлено много дополнительного, интересного материала про современное состояние и развитие ИКТ в библиотечно-информационной сфере, в разных странах, регионах, и я уверен, что много нового и интересного вы услышите сами.

Таблица 2

3. Саммит по информационному обществу и Александрийский манифест о библиотеках

Одним из значительных событий прошедшего года стал второй этап Всемирного саммита по информационному обществу, прошедший 16–18 ноября 2005 г. в Тунисе. Накануне Саммита в Александрийской библиотеке (Египет) состоялась встреча представителей комитетов программ ИФЛА и библиотек – членов ИФЛА, на которой был принят манифест. В этом документе «Информационное общество в действии» были подчеркнуты роль и задачи библиотек и информационных служб в обеспечении прав человека на свободный доступ к информации, в содействии обществ прогрессу и переходу к информационному обществу. Фактически в этом документе были подтверждены те главные направления,
на которые нацелены библиотеки как форпосты информационного общества, а именно:

– библиотеки и информационные службы обеспечивают накопление и передачу знаний;

– библиотеки вносят существенный вклад в преодоление цифрового и, как следствие, – информационного неравенства;

– ИФЛА придерживается принципов баланса и справедливости в вопросах авторского права;

– ИФЛА заинтересована в продвижении многоязычного контента и сохранения культурного многообразия и защиты прав малых народов и меньшинств.

Подчеркнуто, что ИФЛА, библиотеки и информационные службы поддерживают общую концепцию информационного общества, принятую на Всемирном Саммите в Женеве (декабрь, 2003 г.). В документах встречи был приведен следующий ряд числовых показателей мировой библиотечно-информационной системы, т.е. сегодня в мире имеется:

– более 500 тыс. пунктов библиотечного обслуживания;

– 15 млн километров библиотечных полок;

– более 0,5 млн подключений Интернета в библиотеках;

– 1,5 трлн книговыдач в год;

– 2,5 млрд зарегистрированных библиотечных пользователей.

Особо отмечено, что библиотеки могут делать весьма значительные вещи при малых материальных затратах, но сумма дохода от этой деятельности в 4–6 раз превышает вложенный в них капитал и это – заметный вклад в общественный прогресс («Библиотековедение», № 1, 2006).

Окончание читайте,
пожалуйста, в следующем номере

Спонсор публикации статьи – информационное агентство INNOV.RU – актуальные новости Нижнего Новгорода. INNOV.RU познакомит вас со всеми сторонами нижегородской жизни – от культурных событий до банковских новостей. На странице http://www.innov.ru/banks/products/4/ представлена вся информация о кредитных картах, предлагаемых нижегородскими банками, условия выпуска, рейтинги, стоимость. С сайта можно оформить онлайн-заявки на кредитные продукты банков. Если вам необходима кредитная карта, то можно начать с изучения сводной информации по банкам и их продуктам на сайте INNOV.RU – это сэкономит ваше время и ресурсы.