Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2006


ЭКОЛОТ

Книга подана

Наталья Грачева

Шляпа для воробья

Десять лет назад не стало Николая Ивановича Сладкова (1920–1996), талантливого писателя-природоведа

Ну-ка, представь себе ежа в воздухе, а летучую мышь на земле! Или рыбу на дереве, а дятла в воде. Смех и грех! Все равно, что «курочки закрякали, утки закудахтали, кошечки захрюкали, свинки замяукали». Ненормально – как и воробей в шляпе!

Эти строчки – из книги Николая Ивановича Сладкова «Воробей в шляпе». И хотя автор вспоминает «Путаницу» Корнея Ивановича Чуковского, книга не об этом. А о том, что всякому существу в природе – и зверю, и птице, и букашечке малюсенькой отведено строго свое место. И поменять этот порядок никто не в силах: паутиной невидимых связей опутано все живое. Все скатано в единый клубок жизни. И не надо этот клубок разматывать и раздергивать: это бессмысленно и опасно. Все взаимодействует между собой и с окружающим миром. Иными словами, книга о том, что и так понятно и совсем как будто несложно, только называется все это мудреным словом – ЭКОЛОГИЯ.

Просто и доступно объясняет автор детям значение этого слова: “Экология”, в переводе с греческого, – это наука о доме, о нашем с вами доме, где все мы живем, и о том, как нужно этот дом беречь, ведь мы собираемся в нем долго жить. Немало причин, от которых может погибнуть жизнь на Земле. Но немало и способов, как этого избежать. Все за то, чтобы жизнь сохранить. Но для этого надо знать, как это сделать. О многих серьезных и очень важных вещах говорит писатель со страниц своей книги. И сведения эти бесценны для каждого из нас. А ребенок, с увлечением читая или слушая «Воробья в шляпе», узнает, что такое живой календарь: …никогда клюква не созреет раньше черники, …никогда ежата не появятся раньше зайчат. У всех свое время, свой срок. Испытанный живой календарь. Или, например, живые часы. Оказывается, если …бекас вверху зажужжал – три часа утра. Певчий дрозд засвистел на маковке елки – около четырех. А вот и зяблик прогремел – скоро пять! Ни заводить, ни чинить эти часы не надо… Кто же их настраивает и заводит? Главный дирижер всего живого на Земле – Солнце. Или о том, где начало и конец в природе и что такое “кольцо жизни”.

Каждую секунду, с каждой прочитанной страницей маленький читатель делает все новые и новые потрясающие открытия! Оказывается, чешуйки у рыбы – все равно, что блокнот! И записана там вся жизнь рыбья, и плохое и хорошее. Мышь живет 2 года, заяц – 12 лет, а слоновая черепаха – до 150 лет! Весной даже самые маленькие существа становятся великанами. А еще на свете есть экологические загадки.

Автор приглашает своих читателей на птичий бал, на рыбий хоровод вокруг елки. Рассказывает, какой экзамен приходится держать лесному зверью и птицам; как улетают из воды рыбьи завтраки, обеды и ужины; перед чем величественный лось может преклонить колени; что случится, если вдруг не станет хищников и …какая у зверей в лесу баня. Предлагает вместе погадать, кто может вылупиться из маленького белого яичка: ужонок, болотная черепашка или гриб-дождевик.

А рассказы о временах года?! Словно по мановению волшебной палочки переносимся мы в «головокружительную» звонкую и радостную весну и в ослепительно яркое лето, в обильную, урожайную, хлопотливую осень и в суровую, порой голодную для птиц и зверей, зиму. И везде надо успеть побывать и все увидеть. Только успевай поворачивайся! И вот уже мы вместе со всеми жителями лесов, полей и водоемов строим гнезда, переживаем за потомство, улетаем на зимовку, делаем запасы на зиму, впадаем в спячку и радуемся приходу весны. Даже запах лесной Николай Сладков описывает так, что чувствуешь его – как будто пьешь: «Пока голова не закружится!..».

Лес полон загадок. Нужно многое знать и очень внимательно смотреть и слушать, чтобы разгадать хотя бы некоторые из них. Ведь даже арифметика в лесу особая: …не всегда один плюс один будет два, не всегда дважды два – четыре. В лесу вообще многое не так, как мы привыкли думать. Например, нежные трели соловья – это забор для чужаков. Какие разные бывают в лесу эти самые «заборы»: Певучие, пахучие, барабанные и танцующие. Для уха, для глаза, для носа.

Писатель щедро делится с нами своими открытиями. И оказывается, что птица козодой коз не доит, но зато умеет на лету крыльями, как ладошками, хлопать. А ужик умеет по заказу умирать и воскресать. Что кроме подснежников (не о первоцветах речь, поверьте), в лесу бывают надснежники. И есть такие птицы – грабители: Отнимают у муравьев гусеничек, мотыльков, разных мух. Грабители с большой муравьиной дороги!

И про домовых, живущих в бобровой хатке, мы тоже никогда не слышали. И про то, как зайцы обгладывают верхушки березок, хотя по деревьям, как известно, зайцы не лазают. И о том, что бобры зимой сами себя, как печку, осиновыми дровами топят, – тем и греются. А кто, скажите, кроме Сладкова, знает про сушеные хвосты? А теперь и мы с вами знаем, какая птица вывешивает на просушку ящеричные хвосты… И висят они на веточках деревьев …как шашлыки на выбор, как витрина сосисочного магазина…

Прочитав эту книгу, мы словно школу природы закончили. Много становится нам известно о жизни в лесу, в поле, на болоте, под водой и в воздухе. И теперь мы точно знаем, что самый страшный, самый грозный признак болезни – это молчание вокруг нас. Потому что здоровая природа наполнена звуками, запахами и красками. Она всегда в движении и звучании. И невольно мы становимся частью общей экосистемы. И наш ребенок уже никогда не перепутает, кто и почему зимой спит, а кто бодрствует, и действительно ли так важно белке и зайцу менять шубку, и зачем рыбам лунки во льду. И многое становится понятным и каким-то очень близким, своим. Вдруг чувствуешь, что появляется ответственность за то, чтобы все в природе шло своим чередом и ничто не мешало в этом, потому что сбой в этой системе затронет каждого из нас.

Эта книга – о доверии и ответственности перед теми, кто меньше нас, зависит от нас, кого мы часто в лесу не замечаем. Кого сжигаем на костре вместе с сухими деревьями, кого случайно (или не случайно) затаптываем сапогами, кого лишаем родительской заботы из-за простого любопытства…

Недаром Николай Сладков приводит слова величайшего врача-гуманиста Альберта Швейцера: Ты жизнь, которая живет среди других жизней, которые тоже хотят жить!

Книжка очень просто и удобно устроена: небольшие рассказики (так, что любой прочитает и не устанет) собраны в главы. После каждой главы – «Вопросы на засыпку». Прочитал, подумал – можешь ли ответить на них, все ли понял из прочитанного. Если нет – вернись, перечитай. Недаром говорят: «Повторение – мать учения!». Самые важные мысли выделены курсивом или крупным шрифтом, – ни за что не пропустишь, глаз сам выхватывает нужные строчки.

Нельзя не сказать и об удивительном языке Н.И.Сладкова. Какие простые, звучные и очень детские слова подбирает писатель: болото хлипкое и провалучее; утки-чомги в период ухаживания дарят друг другу зеленую водоросельку; крот шнырит по своим ходам-туннелям; куница выпугнет белку. Так может сказать только ребенок, или взрослый, который знает и любит мир вокруг себя, и для которого писать детские книги – великое счастье.

«Воробей в шляпе» – настоящий кладезь для любого родителя, воспитателя, педагога, библиотекаря. Эту книгу можно использовать при подготовке урока, беседы, детского мероприятия. Можно устраивать громкие чтения отдельных рассказов или целых глав с последующим обсуждением и ответами на вопросы.

Цветных иллюстраций в книге немного, зато черно-белые – на каждой странице. То медведь протопает, то заяц бежит от погони, то ласточка взвивается к небу. Около каждого рассказа кто-то изображен: жук, одуванчик, сом, елочка, веточка вербы. Все это – знакомое и очень узнаваемое и мелькает перед глазами так же часто, как и в жизни. Иллюстрировал книгу художник В.Дугин.

«Воробей в шляпе» – последняя книга Николая Ивановича Сладкова (она известна меньше других – издавалась всего три раза). В конце автор дает удивительную зарисовку, которая звучит как наказ писателя всем нам. Эти строки, как комок в горле, застревают в памяти. И не сглотнуть и не забыть:

Мало кто обращает внимание на одуванчики; уж очень они примелькались. А они особенные…

Кто-то однажды надрал их вместе с корнями и выбросил на помойку. А они и там каждое утро раскрывали свои золотые венчики навстречу солнцу – как им и положено. А каждый вечер смежали их – «закрывали глаза» перед сном. Они даже предсказывали погоду! Сжимались в кулачок перед дождем и ясным солнышком сияли перед днем погожим. Они выполняли свое жизненное назначение, хотя уже из последних сил. Возьмем с них пример и будем делать дело своей жизни всегда и везде – и несмотря ни на что!

Добавить к этим словам нечего.

Издания книги:

Сладков Н. И. Воробей в шляпе / Н. И. Сладков ; худ. В. Дугин. – М. : Искатель, 1998. – 224 с. : ил.

Сладков Н. И. Воробей в шляпе / Н. И. Сладков ; худ. В. Дугин. – М. : Мир искателя, 2001. – 224 с. : ил. – (Б-ка детской литературы).

Сладков Н. И. Воробей в шляпе / Н. И. Сладков ; худ. В. Дугин. – М. : Мир искателя, 2003. – 224 с. : ил. – (Б-ка детской литературы).

О Николае Ивановиче Сладкове:

Воскобойников В. М. Мои напоминания: [Воспоминания писателя, связанные с этапами развития ленинградской детской литературы] / В. М. Воскобойников // Детская литература. – 1999. – № 5–6. – С. 87–90.– (Жизнь. Литература. Критика).

Воскобойников В. М. Музыка леса и шёпот камней: К 80-летию со дня рождения Н.И.Сладкова / В. М. Воскобойников // Детская литература. – 2000. – № 1. – С.112–114.

Гранин Д. А. Памяти Николая Сладкова: Вступительная статья к публикации / Д. А. Гранин// Звезда. – 2000. – № 1. – С. 171–172.

Николай Иванович Сладков // Мир петербургской детской книги : Творческие биографии. – СПб., 2000. – С. 114.

Список литературы с регионального сайта детских библиотек Ленинградской области:

http://t3.deti.spb.ru/doc/583.html