Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

К обсуждению

Татьяна Пантюхова

Как вас теперь величать?

Кто будет работать в школе: библиотекарь или медиатекарь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.

Николай Гоголь

Подарком для русского языка стало слово «медиатека», вернее, не само слово, а разнообразие смыслов, которые скрыты в нем.

В переводе с латинского «медиа» обозначает «средства», «способ». Следовательно, если «тека», как мы знаем, это «хранение», то толковать слово «медиатека» следует как средство или способ хранения. Толковый словарь современного русского языка (Астрель, АСТ, 2005) указывает, что термин «медиа» вошел в речевое употребление стремительно и одномоментно и повлек за собой целое словообразовательное гнездо. Например, медиа-магнат, медиа-рынок, медиа-бизнес. Ряд может быть продолжен: медиаискусство, медиаграмотность, медиаобразование и т.п.

Хотя перечисленные примеры немногочисленны, но исходя из них, можно определить основные направления употребления слова «медиа»: рекламное и ресурсное. Ресурсное направление находится непосредственно в пространстве интересов библиотечного и педагогического сообщества и тем самым порождает дискуссии.

Ведущей дискуссионной темой, на наш взгляд, являются спорные отношения между библиотекой и медиатекой, которые на сегодняшний день не назовешь толерантными, скорее происходит «борьба за выживание».

Хочется обратить внимание и на то, что подоплека споров находится в первой части слов, а именно «медиа» и «библио», так как вторая часть – «тека» – трактуется одинаково – хранение.

Что это? Извечный спор: старого с новым, традиций с инновациями, книги с компьютером.

В круг спорщиков вовлечены не только сотрудники библиотек, но и читатели/пользователи. Но если мы задумаемся, то станет ясно, что читателей и пользователей объединяет процесс чтения – это на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении и погружении в проблему становится очевидным: чтобы успешно включиться в коммуникативный процесс, и читателю, и пользователю необходимо владеть компетенциями по культуре чтения, культуре общения, культуре поведения и информационной культуре.

Одним словом, перечисленный компетентностный набор можно свести к коммуникативной культуре. Следовательно, именно формирование пространства для развития коммуникативной культуры читателя/пользователя может объединить и подружить библиотеку и медиатеку.

Очевидно, как социокультурный институт библиотека по отношению к медиатеке является основателем рода, то есть прародителем. В определенный период здесь зародилась необходимость в создании условий для хранения аудиовизуальных материалов (отделы искусств, фонограмм, пластинок и т.д.).

Конечно, дитя (медиатека) развивалось, совершенствовалось и на данном этапе хочет отделиться. Несомненно, что в век информационной революции преимущества – на стороне медиатеки. Но все-таки попробуем разобраться – что же такое медиатека?

Ответ на этот вопрос можно найти в бескрайних сетях Интернета и немногочисленных публикациях.

За последние три года все больше появляется исследований, посвященных медиатекам и мультимедийным ресурсам, но решение терминологических смысловых проблем становится все более расплывчатым. Видимо, мы находимся в периоде осмысления и интуитивно ищем пути стабилизации положения и уравновешивания традиционных форм деятельности и неизбежно вливающихся инноваций.

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет [1].

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства,
в котором используются разные средства коммуникации.

В России вопросы медиатеки и принципа медиатеки были поставлены в 1994 году в брошюре Е.Н.Ястребцовой «Медиатека: как создать
в школе медиатеку». В 2005 году была защищена диссертация И.Г.Пузиковой по теме: «Создание и использование школьной медиатеки на основе распределения информационного ресурса».

Материал, который представлен в перечисленных исследованиях, с одной стороны позитивен: впервые в российском образовании затронута проблема реформирования школьных библиотек и трансформирования их под условия новой образовательной парадигмы. С другой стороны – в работах Е.Н.Ястребцевой и И.Г.Пузиковой прослеживается мысль о реорганизации школьной библиотеки в медиатеку.

Ю.Н.Столяров в статье «Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой» приводит доводы в пользу традиционной школьной библиотеки, которые поддерживают школьные библиотекари-практики:

медиатека – это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры;

– традиционная школьная библиотека – основной источник информационно-образовательного процесса;

…для выполнения исходной технологической функции медиатеки библиотека подходит лучше всего… [2].

Что же «говорит» Интернет? Поисковая система Яндекс по ключевому слову «медиатека» предлагает 68827 страниц и 903 сайта. За апрель 2006 года по данной теме ресурсами Интернет воспользовались четыреста раз.

Проанализировав первых сто ссылок, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство сайтов представляют медиатеки в образовательном учреждении (вузы, колледжи, лицеи, гимназии, школы).

2. В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека – это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией
на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. Такое понимание присуще как школьным библиотекарям, так
и сотрудникам массовых библиотек.

3. Медиатека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения и базируется
на базе компьютерного класса общеобразовательного учреждния. Такая точка зрения присуща педагогам. Удивительно, но по каким-то причинам педагоги не видят создание медиатеки на базе библиотеки.

4. Большинство ссылок посвящены каталогам электронных образовательных коллекций, банкам иллюстраций, торговым предложениям, мультимедийным собраниям.

5. На сайте корпорации «Электронный архив» медиатека представляет собой «роботизированный накопитель, позволяющий просматривать наборы CD/DVD с самой разнообразной информацией одновременно с нескольких десятков компьютеров». Медиатека в данном понимании – это машина, робот, устройство, средство, способ трансляции. Очевидно, что создатели накопителя исходили из латинского перевода слова «медиа» [5].

Исходя из вышеизложенного, понимание медиатеки можно свести к следующим составляющим: во-первых, к фонду электронных документов, во-вторых, к средству демонстрации и трансляции электронных документов, в третьих, к материально-технической базе (кстати, средства являются элементом МТБ).

Очевидно, что фонд медиатеки зависит напрямую от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и читателем/пользователем. Технологичное, комфортное и современное функционирование медиатеки зависит
от фондов, сотрудников, МТБ и направлено на обслуживание пользователя/читателя.

Тем самым мы можем утверждать, что библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое, как общее, особенное, единое, где в общей зоне находятся четыре традиционных элемента. Особенности выявляются на основе двух элементов: фонд и МТБ. Единичные проявления зависят от сотрудников и пользователей, то есть от их компетентности.

Именно ситуации, возникающие в коммуникации «сотрудник – пользователь» являются точками, от которых рождаются изменения в четырех-элементной системе, независимо от того, как называется сотрудник: «библиотекарь» или «медиатекарь».

На наш взгляд, самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ – библиотекарь – читатель/пользователь; в случае медиатеки это документ – медиатекарь – пользователь – машина. Технологические процессы, происходящие на отрезке обслуживания, абсолютно идентичны по сути и не зависят от вида носителя информации.

Следовательно, медиатека – это не новая организованная структура, а аналог традиционной и проверенной столетиями структуры.

Вектор эволюционного скачка, на наш взгляд, это слияние ресурсов двух систем – библиотеки и медиатеки – в мощный культурно-образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе.

Список литературы

1. Библиотечная энциклопедия : Электронная версия // www.rsl.ru/ pub.asp (на июнь 2006).

2. Столяров Ю. Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 59–63.

3. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа : Учебное пособие для студентов / О. В. Шлыкова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004.

4. Юмашева Ю. Ю. Медиатека–библиотеке / Ю. Ю. Юмашева // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 51–57.

5. www.elar.ru/resh/mediateka.html