Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2006


Остров сокровищ. Выпуск 10.
Вкладка в «БШ» № 24 (180). 16-31 декабря 2006 года

Капитанский мостик

Олег КургузовБорис Минаев

Послание Олега

Олег Кургузов начинал как журналист. Он писал обычные заметки для газеты, и однажды написал маленький юмористический рассказ, который отдал в газету «Московский комсомолец». Тогда в этой газете, как и во многих других, существовала юмористическая рубрика. Ведущий рубрики, Лев Новоженов, прочтя рассказ, посоветовал Олегу написать что-нибудь для детей. Он как-то сразу понял, что там, внутри, в этом маленьком пробном тексте.

Детское ощущение жизни. Детский взгляд на мир.

Это было в нем изначально. Он еще не знал, что будет учиться на журфаке, работать в газетах, писать книжки, что станет одним из самых известных детских писателей 90-х, он еще ничего не знал – а это, получается, в нем уже было.

Нечто, что двигало его пером, его жизнью – помимо воли.

Какая-то его правда.

Ведь рассказы Олега – это не просто тексты. Это не слова, символы, стили, сюжеты. Это нечто большее. Нечто, что больше и выше слов.

Я часто думаю, что у каждого человека есть это неназванное, неистребимое и неизвестно откуда берущееся начало. Один рожден, чтобы быть большим начальником и горы сворачивать, другой – чтобы смертельно влюбиться, один раз на всю жизнь, порой и то неудачно, третий – чтобы писать для детей.

Важно, чтобы совпало, чтобы случилось, вырвалось наружу.

У него – состоялось, случилось, вырвалось. Ему повезло.

Повезло каким-то высшим везением, которое выше судьбы. И даже выше таланта.

Внутренняя правда Олега – это его дом. Он всю жизнь писал о доме.

Если вы внимательно посмотрите его рассказы, то увидите, что все они заполнены, даже переполнены, деталями этого дома. Там есть все мелочи дома, самые простые бытовые вещи – шкаф, стол, люстра, телевизор, окно, пол, потолок, домашний кот, кастрюли и холодильник. Но эти вещи не просто названы, перечислены, они в рассказах Олега живут, как его герои и персонажи. Они действуют. Они живые.

Почему?

А очень просто – все это части единого организма, единой планеты, мифологического живого существа, который и называется домом.

Дом – это не просто люди и предметы, не просто ласковая атмосфера, не просто отношения мамы и папы, которые, конечно же, являются в доме важнейшими для ребенка, не просто игры, дыры, закоулки, тайны, события.

Дом – это биосфера.

Или ноосфера. Или протосфера. Дом, короче говоря, это все.

Этот уникальный взгляд на жизнь, честно говоря, я больше нигде никогда ни у кого не встречал. Ни у одного писателя. Все-таки дом – лишь часть нашего существования. Есть еще природа, отношения с другими людьми, проблема выбора, добро и зло, наконец. Для Олега выше дома ничего нет. Дом божество. Высокая, высшая материя. Некая святость бытия.

...Я вспоминаю те маленькие квартиры, в которых провело детство наше с ним поколение. Хрущевские пятиэтажки – панельки, как их ласково называли, – стоявшие по всей стране, от Северного океана до южных морей, от востока до запада. В этих панельках – скрюченное, лаконичное существование, тонкие перегородки, из-за которых слышен храп отца или причитания матери, торшеры, бросающие свет в вечерние углы, наполненные тенями прошлого – коврики, фотографии в рамочках, телевизоры, книги. Но для нас, для детей, рожденных в 50-е и 60-е, это убогое в бытовом смысле пространство расширилось до невероятных пределов, – отсюда начинались все наши сказки, все наши мифы, представления о том, что есть жизнь и что есть люди, именно эти крошечные, заставленные неказистой мебелью углы противостояли всему остальному миру.

Почему?

Потому ли, что мы читали книги, и наполняли свой дом книжными образами? Или потому, что наши родители были все-таки счастливы в то время? Не знаю, но это измерение жизни для Олега оказалось самым важным, самым главным.

Все остальное – его светлый, ласковый юмор, его парадоксальная фантазия, его гротеск, его доброта, образы его родителей – производное от образа дома. Дом – животворящее начало. А все остальное – то, что родилось от него. Для меня это очевидно, но с другой стороны –
в этом для меня и главная загадка рассказов Олега.

Есть в этом обожествлении дома какое-то послание. Послание всем нам. Я пытаюсь смотреть этим его взглядом на свой дом, на другие дома. И что же я вижу? Дома становятся все более комфортабельными, уютными, их украшают, им посвящают жизнь, их наполняют умными дорогими вещами, их строят, их оставляют детям в наследство, им даже поклоняются. Но внутри дома все разрушено. Внешне отстроенный – внутренний дом исчезает.

Исчезает его уникальная духовная структура, монолитность, твердость. Исчезает в этом самом времени, в которое мы живем. И это очень грустно.

Однажды я пришел в Малый зал ЦДЛ, состоялся вечер памяти Олега Кургузова, прекрасного детского писателя и человека, который умер два года назад. Умер внезапно.
Вечер был уникальный, и состоялся он благодаря героическим усилиям Оли, вдовы Олега. Уникальность в том, что пришли все те, кто очень редко собирается теперь вместе, вот только по таким поводам. И по атмосфере – наше поколение сохранило ту внутреннюю свободу и атмосферу дружества, которая возникла еще в 80-е. Многие говорили о том, что Олег, – а он был очень талантливым человеком, лауреатом медали Корчака, одной из главных наград в мировой детской литературе, – был еще и талантливым организатором, он мог бы стать «нашим Михалковым», то есть сделать для детской литературы очень многое не только творчески, но и организационно. Сейчас это прозвучало очень актуально, потому что в нашей детской литературе, вполне вероятно, опять победят новые Михалковы и Барто, но уже гораздо менее яркие и талантливые. Но проза и стихи, которые были написаны моими друзьями в 80-е и 90-е годы, мне кажется, все равно никуда не денутся, и будут читаться еще лет сто–двести. Вечер вел Юрий Кушак, поэт, составитель знаменитой серии «Антология сатиры и юмора». Я вообще впервые был на настоящем мемориальном вечере, таком всерьез, по-взрослому, ощущение тяжелое, но то, что я там был – очень хорошо. Важно. Теперь вкратце перечислю тех, кто выступал: Марина Москвина, Марина Бородицкая, Сергей Седов, Тим Собакин, Лев Яковлев, Андрей Усачев, Александр Торопцев, Артур Гиваргизов, Сергей Георгиев, Александр Пинегин (композитор), Ольга Корф, Татьяна Рудишина, Ольга Мяэотс, Марина Дружинина. кого-то еще забыл, многие еще выступить просто не успели. Говорили отец Олега, Оля, Рита Федорова, которая сделала единственное прижизненное интервью с Олегом. Я лично тоже говорил, но с каким-то горьким чувством – не успели мы с Олегом как следует сойтись.

Но в общем-то, неважно, что я сказал и не сказал, все равно, то, что я должен был сказать Олегу про его рассказы – при жизни мной уже не сказано, и это зря.

Писателей надо любить, хвалить, жалеть. Как и других людей, но их особенно, потому что тогда они напишут еще.

А вот Олег не успел.

На обложке его последней книги – фотография с шестилетним сыном. Олег очень его любил. Он был счастлив, потому что построил свой дом.

Статья подготовлена при поддержке компании «ПИТЕРТУР». Если вы решили отдохнуть за границей или посмотреть другие страны, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ПИТЕРТУР». Перейдя по ссылке: «Мальдивы отели», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать турпутевку на Мальдивы по выгодной цене. В «ПИТЕРТУР» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Вот, собственно, и все послание. Послание Кургузова.