Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2007


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

В последние месяцы количество мероприятий, посвященных детскому чтению, накрыло Москву подобно девятому валу с картины Айвазовского. Инициаторами выступают отнюдь не только библиотеки и педагогические сообщества всех рангов, но и наши «смежники» – издатели, книгопродавцы, а также некие пиар-компании. Приглашенные эксперты плавно перетекают с одного мероприятия на другое. Однако почему-то количество не переходит в качество.

Сколько прозвучало глубоких мыслей, сколько высказано реальных предложений, сколько выплеснуто боли – родительской, издательской, учительской. И все говорят абсолютно умные вещи. Тем тяжелее слышать жесткие социологические выкладки центра Левады, проводившего исследование реального чтения москвичей. Не тех 11%, которые пользуются какой-либо библиотекой (публичной, учебной, хоть какой-нибудь!), а мегаполиса в целом. Родитель читает ребенку 15 минут, нет-нет, не в день – в неделю! А замечательное издательство «Самокат» не в состоянии продать выпущенный ими мировой педагогический бестселлер Даниэля Пеннака «Как роман» тиражом каких-то семь тысяч.

И никто не может объяснить, почему школьная программа по литературе построена хронологически, и архаичные произведения древнерусской литературы изучаются в 7 классе! Зачем? Вызвать устойчивое неприятие? А издательские итоги литературной премии «Заветная мечта»? Организаторы ожидали, что издательства выстроятся в очередь публиковать произведения победителей и финалистов. Ничего подобного – рискнули только три издательства – «Время» да «Самокат» с «Нарнией». По одной книге! А перекосы в комплектовании школьной библиотеки (сужу по тем, в которых бываю, – московским)? годами не поступают книги современных авторов, зато можно встретить узкопрофильные многотомные издания по истории психологии, или подарочные издания многотомной православной энциклопедии, которые пришли, словно коты в мешке, через централизованное комплектование. И это не подарки благодетелей, на эти явно лишние в школьной библиотеке книги потрачены и без того скромные средства библиотеки.

И как последняя капля – мрачная реплика Эдуарда Успенского: «Пока первый канал телевидения в праймтайм не начнет делать остроумную, стильную передачу для родителей о детском чтении, которую на следующий день захочется обсудить с друзьями и коллегами, все наши прекраснодушные разговоры о детском чтении – сотрясание воздуха».

– Что же из этого следует?

– Следует жить...

И, согласно мудрому совету Юрия Левитанского, – продолжать шить те самые сарафаны и легкие платья из ситца, ежедневно приходя в свою библиотеку, и в тысячу первый раз задавать читателю вопрос:

– Ну-с, а что мы возьмем почитать сегодня?

Татьяна Рудишина