Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2007


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Загляните на сайт

Елена Реброва

Пришло время читать

У нас, как обычно, две новости: хорошая и плохая. Начнем с хорошей – 2007 год в России предложено объявить Годом Чтения. Это радует. А теперь о плохом – о причине столь пристального внимания к данному вопросу. Ни для кого не секрет, что в России сегодня значительно снизился интерес к чтению, сократилось число активных читателей, выросло целое поколение – «дети нечитающие». К глубокому сожалению.

По данным Роспечати, примерно 50% населения книг не читает. С детьми ситуация обстоит еще хуже. Согласно данным Фонда образования РФ за последние семь-восемь лет школьники стали читать примерно на 30–40 % меньше.

Вряд ли эти цифры станут откровением для школьных библиотекарей. Им хорошо известно из повседневной практики насколько упала любовь к чтению у детей и подростков. Это – проблема, и возникла она не вчера. И разрешить ее можно, увы, не завтра. Но можно!

Хочется обратить ваше внимание на специальные ресурсы сети, созданные в поддержку чтения. Сегодня речь пойдет об одном из них – портале «Чтение-21», адрес в сети: http://www.chtenie-21.ru/about.php

Портал разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Вот что пишут о проекте его создатели: «Цель портала – мобилизовать общественное мнение и быть важным информационным каналом для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения в период подготовки и проведения Года чтения в России».

Приступаем к знакомству с сайтом и изучаем его разделы и рубрики. На главной странице портала вверху вниманию посетителей представлены три больших раздела: «Молодежь», «Читатели», «Профессионалы». Почему принято именно такое деление?

«Мы хотели, чтобы портал выполнял несколько задач, – поясняет замысел основателей портала генеральный директор некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” Мария Александровна Веденяпина. – Во-первых, объединение всех, кто профессионально занимается книгой: писателя, создающего текст, издателя, который издает эту книгу, книгораспространителей, работников библиотек, книжных магазинов и, конечно, самое главное звено этой цепочки – читателя.

Допустим, книгоиздатели имеют достаточно хорошее представление о состоянии дел в книжных магазинах, но совершенно не осведомлены о нуждах библиотек. Эти профессиональные группы пока практически не взаимодействуют и не объединены общими задачами. А ведь в нашей стране действуют около 40 тысяч библиотек в ведении Министерства культуры и больше 50 тыс. школьных библиотек. Роль библиотеки в провинции сложно переоценить, это единственный источник, где можно бесплатно получить доступ к книге, к информации. Они продолжают действовать не только как пункты выдачи книг, но и как кружки для детей и для пенсионеров, клубы по интересам. Но, к сожалению, новые поступления книг там крайне редки. Мы выделили молодых читателей со своими интересами и специально для них открыли раздел “Молодежь”. Для наполнения раздела мы будем привлекать творческую молодежь для того, чтобы общаться с аудиторией на ее языке».

…Хотя бы мысленно вообразив себя «молодежью», щелкаю «мышью» по картинке с этим названием. И сразу попадаю на «Литературную тусовку». В данном разделе представлены материалы о литературных клубах, о творчестве и литературных пристрастиях их членов.

Еще две рубрики этого раздела – экспериментальные. В «Читательском клубе» каждый месяц предлагается для прочтения и обсуждения определенная книга. Кроме того, здесь вы найдете информацию о том, что такое читательский клуб, как самостоятельно организовать его, как получать от чтения максимальное удовольствие. Рубрика «Книжный гид» позволяет сделать выбор книг для обсуждения более простым, а разговор о них – более интересным и захватывающим.

…Открывая раздел «Читатели», жду какого-то особого «библиотечного» подхода. Я не разочарована. Только месяц назад прочла роман француженки Анны Гавальда. Рубрика «У книжной полки» советует мне обратить внимание и на сборник ее рассказов, и на ряд других новинок российских издательств. Рубрика «Книга в моей жизни» знакомит с известными людьми, которые открываются с новой, неожиданной стороны – через книги, которые они читают, а иногда и пишут.

«Профессионалы» – этот раздел предназначен для всех специалистов книжного дела. В рубрике «Банк идей по году чтения» публикуется информация о самых интересных примерах продвижения чтения в России. Например, о планах проведении года чтения в Республике Бурятия. В рубрике «Центры чтения» представлены материалы о том, что такое Центр чтения и как его создать у себя в библиотеке. Думаю, работа В.Д.Стельмах «Российские центры чтения: статус, задачи, опыт работы – методические рекомендации» заинтересует многих библиотекарей.

Рубрика «Публикации и материалы» содержат рекомендации и предложения государственных и общественных организаций, а также доклады и статьи российских и зарубежных специалистов по продвижению чтения. Например, Руководство ИФЛА по разработке библиотечных программ грамотности.

И это – еще не все. Слева на странице помещены рубрики, посетив которые, мы узнаем об идее проведения национального года чтения, познакомимся с новостями, прочитаем актуальные интервью, примем участие в конкурсах. Открывайте, читайте!

«Новости» – о фестивале женской поэзии «Бабье лето–2006» (г. Новый Оскол), о первом Форуме молодых библиотекарей России (г. Москва), о международной конференции «Через библиотеки – к будущему» (г. Анапа).

«Форум» – рубрика создана для того, чтобы услышать мнение пользователей портала о проблемах чтения, обсудить важнейшие вопросы подготовки и проведения Года чтения и поделиться опытом.

«Актуальное интервью» – разговор с интересными людьми – профессионалами книжного дела и просто выдающимися личностями, которые успешно работают в других сферах и не равнодушны к вопросам чтения. Открывает эту рубрику интервью с генеральным директором некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» Марией Александровной Веденяпиной.

«Конкурсы» – приглашение к участию в проектах портала «Чтение-21»: конкурс на лучший дизайн электронной открытки на тему «Чтение» и «Посоветуй книгу другу» и конкурс эссе на тему «Книга в моей жизни». На мой взгляд, тему эссе можно было предложить и пооригинальнее, хотя, как известно, на вкус и цвет…

Не пытаясь «объять необъятное», я завершаю рассказ о портале «Чтение-21». Очень надеюсь, что представленные там материалы будут интересны людям, прилагающим очень много сил для того, чтобы наши дети читали. То есть детским и школьным библиотекарям.