Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 01 (42) · Вкладка в «БШ» № 02 (182) · 16–31 января 2007 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

Русская народная пословица

Лицо дня

Ольга Козлова

«Мастер книги–2006»

Итоги конкурса

Десятого декабря 2006 года в рамках Всероссийского совещания специалистов по учебной литературе состоялась торжественная церемония награждения победителей Первого Всероссийского конкурса «Мастер книги – 2006».

Цифры и факты

Конкурс был инициирован редакцией журнала «Вестник учебной и детской литературы» (ранее «Школьное обозрение») при поддержке партии «Единая Россия» и проходил с апреля по декабрь 2006 года. На конкурс поступили 263 работы из 58 регионов Российской Федерации.

Председатель жюри – директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева.

Эксперты – директор ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» Борис Александрович Кузнецов, главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Константиновна Громова, председатель секции школьных библиотек РБА, старший преподаватель МИОО Ольга Викторовна Козлова, заведующая детским читальным залом ВГБИЛ Ольга Николаевна Мяэотс, учитель информатики школы № 192 г. Москвы Андрей Игоревич Маргулев.

Призерами стали 14 специалистов (руководители методических структур регионального и муниципального уровня, методисты, заведующие школьными библиотеками, библиотекари школьных и публичных библиотек) из 13 субъектов РФ. В торжественной церемонии награждения принимали участие: председатель оргкомитета конкурса и главный редактор журнала «Вестник учебной и детской литературы» Ольга Геннадьевна Макарова, ректор Московского института открытого образования Алексей Львович Семенов, директор ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» Борис Александрович Кузнецов, начальник отдела по работе с общественными объединениями Центрального исполнительного комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Владимир Владимирович Баринов, представители компаний-спонсоров. В адрес участников совещания и церемонии награждения поступила приветственная телеграмма от заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по культуре, координатора партии «Единая Россия» по библиотечной работе Александра Александровича Тягунова.

Победители конкурса получили ценные призы: компьютерную технику, видео- и фотоаппаратуру, туристическую путевку, путевку на международную библиотечную конференцию и памятные грамоты.

Спонсоры конкурса «Мастер книги–2006» – партия «Единая Россия», компания «Объединение Националь-групп», Московский институт открытого образования, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино, издательства «Русское слово», «Вита-Пресс», «Мнемозина», «Академкнига/учебник», «Дрофа», «Макмиллан» и другие компании.

Участники совещания специалистов по учебной литературе и библиотечным фондам, в рамках которого проходила церемония, выразили пожелание ежегодно проводить Всероссийский конкурс «Мастер книги».

Победители конкурса

Номинация «Лучшая система учебного книгообеспечения»

1 место

Коллектив Государственного образовательного учреждения «Учпрофстрой» Новгородской области.

2 место

Наталия Геннадьевна Звездина, методист по библиотечным фондам муниципального методического кабинета в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации) г. Тейково Ивановской обл.

3 место

Коллектив ГУП «Учколлектор» г. Чебоксары Республики Чувашия.

Почетные места

Юлия Владимировна Бахтина, начальник информационно-аналитического отдела государственного образовательного учреждения «Нижегородский гуманитарный центр».

Венера Николаевна Митрофанова, ведущий специалист филиала государственного учреждения «Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования» в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.

Ольга Николаевна Поддубнова, зав. библиотечно-информационным центром Волгоградской области.

Ольга Борисовна Верхоланцева, ведущий специалист Областного центра педагогической информации Пермского края.

Номинация «Лучшая модель информатизации школьных библиотек»

1 место

Татьяна Павловна Васильева, заведующая библиотекой МОУ «Псковская лингвистическая гимназия».

2 место

Ольга Алексеевна Гильфанова, методист по библиотечным фондам Управления образования администрации Комсомольского муниципального округа Хабаровского края.

3 место

Ирина Викторовна Ковалик, заведующая библиотекой МОУ гимназии «Мариинская» г.Таганрога Ростовской области.

Почетные места

Татьяна Васильевна Конных, заведующая библиотечно-информационным центром СОШ № 4 г. Лесосибирска Красноярского края.

Татьяна Анатольевна Рыженко, заведующая библиотекой МОУ гимназии № 25 г. Ставрополя.

Ирина Валентиновна Коткина, заведующая библиотекой ОГОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки» Ямало-Ненецкого автономного округа.

Елена Евгеньевна Чочишвили, заведующая медиатекой Караваевской средней общеобразовательной школы Костромской области.

Дурнева Александра Николаевна, зам. начальника информационно-методического центра г. Старый Оскол Белгородской области.

Номинация «Лучшая программа сотрудничества школьных, детских и юношеских библиотек»

1 место

Ирина Николаевна Горшкова, заведующая библиотекой, и Вера Николаевна Горшкова, библиотекарь Московской городской детской музыкальной школы № 1 им. С.С. Прокофьева.

2 место

Светлана Семеновна Мезенина, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 4 г. Верхний Тагил Свердловской области.

3 место

Анна Ивановна Журба, заместитель директора Центральной городской библиотеки по работе с детьми г. Абакана Республики Хакасия.

Почетные места

Татьяна Васильевна Власова, заведующая библиотекой СОШ № 71 г. Тула.

Татьяна Георгиевна Елёскина, заведующая библиотекой МОУ гимназии № 13 п. Краснообск Новосибирской области.

Наталья Тихоновна Шакалова, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 28 г. Старый Оскол Белгородской области.

Татьяна Владимировна Пантюхова, руководитель справочно-информационного центра лицея № 28 г. Нижний Новгород.

Валентина Константиновна Кузнецова, зав. отделом библиотечных инноваций Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина г. Санкт-Петербурга.

Номинация «Лучшее портфолио специалиста по учебной литературе и библиотечным фондам»

1 место

Валентина Васильевна Долганова, методист, координатор по учебному книгоизданию муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Сергиевский ресурсный центр» Самарской области.

Татьяна Николаевна Апрелова, методист по библиотечному фонду учебно-методического управления образования администрации Городецкого района Новгородской области.

2 место

Елена Евгеньевна Ермилова, методист по библиотечным фондам информационно-методического кабинета Комитета по народному образованию г. Новоалтайска Алтайского края.

3 место

Асия Фатыховна Исламова, методист по библиотечным фондам городского методического кабинета Управления образования администрации Губахинского муниципального района Пермской области.

Татьяна Владимировна Лавневич, заведующая библиотекой СОШ № 110 г. Омска.

Почетные места

Людмила Алексеевна Останкова, методист по учебной литературе и библиотечным фондам филиала муниципального учреждения дополнительного образования взрослых «Городской центр развития образования» Дзержинского района Новосибирской области.

Лариса Владимировна Пыжова, методист по библиотечным фондам учебно-методического центра управления образованием Лесозаводского городского округа Приморского края.

Шилова Валентина Алексеевна, методист Управления образования г. Пскова.

Комкова Татьяна Александровна, методист по учебной литературе Информационно-методического центра Управления образования г. Саранска, Мордовия.

Мы поздравляем победителей изо всех сил и желаем творческого и личного счастья и осуществления проектов!

 

Комментарий к итогам конкурса

О пользе профессиональных конкурсов говорить много не приходится. Они являются по-настоящему лакмусовой бумагой состояния активности методического и библиотечного народа.

Фестиваль «БиблиОбраз-2003» придал в свое время величайший импульс соревновательному движению, поскольку было очевидно: трудились не только за листик с красивыми словами, но и за вполне осязаемые весомые призы. После него в редакцию обращались с вопросами о том, когда же будет следующий такой фестиваль – уж мы не просидим, уж мы покажем. Однако в таком масштабном и помпезном виде тот «БиблиОбраз» был единственным и последним. В дальнейшем Центр развития русского языка (организатор конкурса) перевел фестиваль в плоскость чтения и творчества детей. И в планах Центра конкурсы образца 2003 года не предусмотрены.

Когда был объявлен конкурс «Мастер книг–2006», да еще при такой влиятельной поддержке (Министерство науки и образования, министерство культуры, партия «Единая Россия»), многие школьные библиотекари почувствовали запах пирогов (и не напрасно) и устремились посоревноваться.

Теперь более конкретно о номинациях и победителях конкурса. Заверяю участников, что эксперты строго придерживались критериев оценки работ, а именно: инновационность, уровень социального партнерства, перспективность распространения представленного опыта, логичность, яркость и точность в изложении, и качество оформления.

По первой номинации – «Лучшая система учебного книгоиздания» – эксперт Б.А.Кузнецов отметил: поступила 41 работа. В числе авторов – заведующие библиотеками учебных заведений (20), заведующие отделами комплектования (3), методисты по учебным фондам (13), руководители и ведущие специалисты (4), руководитель общественной организации (1). Большая доля работ содержала отчет о выполненной работе или же представляла уже наработанные модели книгообеспечения, малоинтересные с точки зрения возможностей их распростарнения и универсального использования. Однако часть работ содержала все же интересный личный опыт формирования систем книгообеспечения, позволивших сохранить и развить фонды учебной и художественно-познавательной литературы в агрессивных экономических условиях.

Материалы второй номинации – «Лучшая модель информатизации школьных библиотек» – представлял для обсуждения Андрей Игоревич Маргулев, учитель информатики школы № 192 г. Москвы. Он предложил на обсуждение несколько интересных моделей трансформации библиотеки в медиатеку и в библиотечно-информационный центр на основе органичного встраивания новых информационных технологий в образовательный процесс, обеспечения оптимального сочетания традиционных ресурсов и электронных носителей информации, включая Интернет. Эксперт выразил свое восхищение высоким уровнем работы библиотек – претендентов.

Как отмечала эксперт О.Мяэотс, в номинации «Лучшая программа сотрудничества детских и школьных библиотек» большинство работ содержало много информации о себе, «любимом», и отчет о проделанной работе за последние 5 лет, в котором не просматривались конкретные программы, а лишь некие перечни мероприятий. Тогда как смысл номинации содержится в словах «сотрудничество» и «программа». В список претендентов на призовые места были выдвинуты 8 работ.

Номинация «Портфолио специалиста по учебным фондам» собрала около 120 работ. Почти половина, совершенно неожиданно для организаторов, оказалась от школьных библиотекарей. Они трактовали свою работу как работу специалистов по учебному фонду. Это, конечно, большая натяжка. Номинация была задумана для людей, чья должность – методист или специалист по библиотечному учебному фонду. Мы откладывали работы школьных библиотекарей, не особенно углубляясь в содержание. Но все же прочитали обращение-просьбу?– крик души школьного библиотекаря из Воронежской области, которая сетовала на то, что она хорошо работает (действительно – портфолио толстущее), всюду посылает на конкурсы описания своих достижений, но нигде не заняла никакого места. Отпишите персонально: почему я не подхожу. Отписываем: у Вас интересная работа, но в данную номинацию, она не вписывалась никак. Поскольку явление в этой номинации школьных библиотекарей было слишком массовым (явочным, так сказать, порядком) решили выделить все же одно место для школьного библиотекаря. Оно было единодушно присуждено Татьяне Владимировне Лавневич, заведующей библиотекой СОШ № 110 г. Омска, председателю Ассоциации школьных библиотекарей г. Омска.

Что касается портфолио методистов, констатируем: отдавалось предпочтение тематическому портфолио, то есть если представлена работа по одной, актуальной теме, например, «Использование компьютера в работе методиста», «Новые информационные технологии в методической работе» и т. д.

Безусловно, экспертов порадовало большое количество работ, высокий уровень профессионализма претендентов и творческие характеры участников – методистов и библиотекарей.

Очень надеемся, что этот конкурс станет ежегодным, несмотря на организационные и материальные сложности проведения такого мероприятия. Нам очень не хватает такого объединяющего нас всех действа во всероссийском масштабе. Оно вселяет социальный оптимизм и стимулирует наши возможности в профессиональной сфере.