Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 01 (42) · Вкладка в «БШ» № 02 (182) · 16–31 января 2007 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Подробности

Ирина Дейнеко

Группа сопровождения

Промежуточные результаты работы группы по информационному сопровождению эксперимента по ППП и ПО

Два года назад шесть образовательных учреждений города Лесосибирска вошли в федеральный эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению старшеклассников. В городе был разработан проект по данному направлению. Для реализации проекта была организована муниципальная команда, состоящая из нескольких временных проектных групп. Перед каждой группой были поставлены определенные цели и задачи.

Цель работы нашей группы: информационное сопровождение эксперимента по ППП и ПО в г. Лесосибирске.

Состав группы: координатор – И.В.Дейнеко (руководитель ИМЦ).

Члены группы – программист УО, специалисты РЦ, завучи и педагоги ОУ. Всего 10 человек.

Задачи:

  • массовое и индивидуальное информирование участников экспериментальной деятельности;

  • формирование методико-библиографического массива документов по проблеме эксперимента;

  • создание и тиражирование информационных продуктов в помощь организации эксперимента;

  • организация работы с СМИ;

  • аналитическая деятельность в рамках эксперимента.

Результаты

1. Составлен перспективный план работы группы.

2. Проведено 4 рабочих заседания группы по следующим вопросам: планирование работы группы; обсуждение структуры и содержания городского банка данных по профилям и курсам; разработка структуры информационной брошюры «Дорога в будущее»; анализ промежуточных итогов работы группы и экспертиза информационных продуктов.

3. Сформирована электронная папка «Предпрофильная подготовка», в которой собираются все документы по эксперименту в городе и опыт работы на территориях страны.

4. Систематически ведется работа с интернет-ресурсами по сбору информации по эксперименту, полученная информация доводится до специалистов ГорОО и руководителей групп.

5. Организована презентация городского проекта по эксперименту информационных продуктов на городском методическом совете, городском координационном совете и августовской конференции.

6. Растиражирована электронная программа «ИУП» (индивидуальный учебный план).

7. Организована работа кольцевой выставки «Организация и содержание ППП и ПО».

8. В результате совместной работы группы были созданы информационные продукты:

  • городской банк данных профилей и курсов в ОУ города;

  • городской библиографический сайт «Учебно-методическое сопровождение эксперимента»;

  • информационный бюллетень «Дорога в будущее».

9. Информация об организации эксперимента в городе публикуется на страницах местных газет, озвучивается на радио и телевидении.

10. Объявлен городской конкурс методических разработок и программ по эксперименту. Разработано Положение о конкурсе.

11. Формируется полнотекстовый фонд элективных курсов.

12. На заседаниях ГМО проводятся информационные обзоры и дайджесты методико-библиографических материалов в помощь организации обучения старшеклассников в рамках эксперимента.

13. Налажен дистанционный обмен информацией с ОУ по проблемам ППП и ПО.

Схема (формула) работы группы по продвижению информации потребителям:

Запрос
(потребность)

—>

Поиск
информации

—>

Обработка
информации

—>

Свертывание
информации

—>

Доведение
информации
до потребителя

Механизм достижения цели и задач:

  • работа по общему городскому плану-графику;

  • наличие понимания и принятия проекта на уровне города и ОУ;

  • организация групповой работы, консолидация совместных усилий участников эксперимента;

  • техническое обеспечение эксперимента;

  • использование в деятельности новых ИКТ;

  • рефлексия деятельности;

  • анализ промежуточных результатов.

Ресурсы, используемые для реализации деятельности в группе:

  • документальные (использование нормативно-правовой базы, созданной в результате начального этапа эксперимента, методико-библиографические документы по теме эксперимента, электронные материалы и интернет-ресурсы);

  • кадровые (в работе группы принимают участие специалисты, чья деятельность на уровне ОУ и города связана с информационным сопровождением эксперимента. Это – учителя-предметники, учителя информатики, программисты, завучи, специалисты городских ИМЦ и РЦ. Все они владеют ИКТ, это позволяет успешно реализовывать задачи проектной группы.);

  • материально-технические (компьютерная техника, наличие электронной почты и выхода в Интернет во всех ОУ города, множительная и копировальная техника, программное обеспечение, наличие в ОУ кабинетов ИТ, информационных и ресурсных центров).

Проблемы, возникшие в результате экспериментальной деятельности.

  • В городе отсутствует единая информационная сеть.

  • Пока еще слабы информационные связи между ОУ города.

  • Часть ОУ не готова к сетевому взаимодействию.

  • Отсутствует курсовая подготовка педагогов-участ­ников эксперимента, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

  • Материально-техническое обеспечение недостаточно для организации издательского дела и тиражирования документов на уровне ОУ и города.

  • В городе не установлен единый информационный день.

  • Не налажен обмен опытом работы по введению ППП и ПО с территориями края.

  • Существует проблема сбора членов группы на совместные заседания.

  • Слабо проектируются результаты работы группы на деятельность ОУ.

  • Часто созданные информационные продукты остаются не востребованы участниками эксперимента.

  • Низка информационная культура пользователей-педагогов.

Пути решения проблем:

  • Формирование единой информационной сети города.

  • Создание городского сайта отдела образования с разделом «ППП и ПО».

  • Пополнение технического парка.

  • Открытие ММЦ в городе.

  • Развитие сетевого взаимодействия.

  • Изучение опыта работы территорий края, развитие внутренних и внешних связей.

  • Презентационная и разъяснительная работа в ОУ по использованию информационных продуктов в экспериментальной деятельности.

  • Регулярное обновление городского сайта и банка данных профилей и курсов по ППП и ПО.

  • Организация работы группы в дистанционном режиме.

  • Систематическое отслеживание влияния результатов работы группы на деятельность ОУ в рамках эксперимента.

Перспективы:

1. Выпуск аналитического сборника по итогам деятельности городских проектных групп.

2. Городской конкурс методических разработок и программ по ППП и ПО.

3. Выпуск методического сборника по итогам конкурса.

4. Создание электронных дайджестов «Интернет-ресурсы – предметнику».

5. Формирование полнотекстового фонда элективных курсов.

Дайджест информационных продуктов по ППП и ПО

Индивидуальный учебный план (ИУП-Профиль)

Программа «ИУП-профиль» предназначена для формирования учебных планов старшеклассников (10–11-й классы). Она состоит из двух частей.

1 часть содержит в себе информацию о введении эксперимента в регионах страны; базисный учебный план для среднего (полного) общего образования; примерные учебные планы по 13 профилям и описание интерфейса программы. 2 часть – собственно сама программа. Эта часть представляет пользователям возможность оперативно и качественно сформировать списки курсов в профильных классах по типам, наименованиям и объемам часов; списки учеников и сводный отчет по школе. В этой же части дана подробная инструкция по заполнению индивидуального учебного плана учащегося. Данная программа окажет неоценимую помощь завучу школы или куратору эксперимента по организации ППП и ПО в ОУ.

Городской банк данных профилей и курсов в ОУ

В сентябре 2004 года специалистами ИМЦ и членами проектной группы был создан банк данных «Элективные курсы, курсы по выбору и профили образовательных учреждений». Он содержит в себе информацию о структуре ППП и ПО муниципальной образовательной сети г. Лесосибирска. В банке представлена карта профилей в восьми экспериментальных ОУ города и развернутое информационное табло по курсам. Данное табло включает в себя следующую информацию:

– перечень предметных, ориентационных и элективных курсов по каждому ОУ;

– ФИО авторов курсов и учителей, которые организуют и ведут курсы в ОУ;

– перечень специальностей, на которые ориентированы курсы;

– предполагаемый список профилей на старшей ступени обучения (10–11-й классы);

– полный контактный адрес ОУ и данные о его руководителе.

Банк данных направлен в ОУ города, с его содержанием ознакомлены все участники эксперимента. Материалы банка помогут учащимся и родителям ориентироваться в многообразии профилей и курсов, руководителям и педагогам – организовать сетевое взаимодействие на уровне города. Предполагается обновление банка 2 раза в год.

Городской библиографический сайт «Учебно- методическое сопровождение эксперимента»

Сайт представляет собой электронный банк данных методико-библиографических материалов, посвященных вопросам введения ППП и ПО в ОУ страны. Данный продукт – результат совместной работы специалистов ИМЦ и РЦ города.

Актуальность сайта обусловлена несколькими факторами:

  • отсутствием текущих библиографических банков по ППП и ПО;

  • необходимостью отбора материала по теме и много­разового использования информации;

  • широким распространением данных сайта, повышающим его доступность для различных групп пользователей.

Сайт адресован руководителям ОУ, педагогам, библиотекарям, а также тем, кто интересуется проблемами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Библиотеки ОУ могут использовать данные сайта в процессе обслуживания своих пользователей и для создания собственных библиографических продуктов, а также для комплектования своих фондов. Сайт содержит библиографические записи статей на периодические издания, книги, брошюры, электронные издания и Интернет-ресурсы, отражающие вопросы ППП и ПО. Материал сайта систематизирован по 16 разделам, например:

  • нормативно-правовая база;

  • кадры;

  • финансово-экономическое обеспечение;

  • профессиональная ориентация в ППП;

  • информационное обеспечение эксперимента;

  • итоговая аттестация;

  • портфолио;

  • полезные ссылки и т.д.

Временные рамки включенного в сайт материала?– 2003–2004 годы. Издание предполагает стать продолжающимся, его обновление будет проводиться ежемесячно.

Кольцевая выставка «Организация и содержание ППП и ПО»

На основе документов, представленных на библиографическом сайте по ППП и ПО, в информационно-методическом центре была сформирована выставка-панорама методико-библиографических материалов под названием «Организация и содержание ППП и ПО». Выставка была задумана как кольцевая. Схема ее работы такова:

В каждом ОУ, указанном на схеме, выставка работала по две недели. Доступ к ее материалам имели все педагоги ОУ. Миссия кольцевой выставки – максимальное приближение документов по ППП и ПО к ее пользователям. Основные разделы выставки:

  • «Нормативно-правовое сопровождение эксперимента»;

  • «Профессиональная ориентация в ППП»;

  • «Психолого-педагогическое сопровождение. Портфолио»;

  • «Организация ППП и ПО: теория и практика»;

  • «Элективные курсы».

На выставке были представлены следующие типы документов: периодические издания, книги, брошюры, электронные издания, интернет-ресурсы и неопубликованные документы. Срок работы выставки в городе – август – ноябрь 2004 года. Эффективность ее организации и функционирования отражена в таблице.

Информационный бюллетень «Дорога в будущее»

Цель данного бюллетеня – дать педагогам, учащимся и их родителям информацию о том, как на территории нашего города организован эксперимент по ППП и ПО. Задача учащихся и родителей – выбрать тот профиль, курсы, может быть, и школу, на которые они ориентированы.

Сборник подробно раскрывает замысел организации проекта в городе, представляет читателям карту-схему структурирования МОП для организации ППП и информацию о кураторах-руководителях проектных групп эксперимента. На страницах бюллетеня широко и полно представлены визитки ОУ, вошедших в проектную деятельность. Содержание визиток следующее:

  • полный адрес учреждения;

  • специфика и характеристика образовательной программы;

  • количество учащихся;

  • услуги (платные, бесплатные);

  • кадровый потенциал;

  • материально-техническая база;

  • наличие связей с вузами и СПО;

  • условия зачисления в 10-й класс;

  • дни открытых дверей;

  • дни и часы приема посетителей; информация о координаторе программы.

Сборник хорошо иллюстрирован, издан в печатном и электронном варианте. Тиражирование данного издания в необходимом количестве берет на себя ОУ.

Педагогами города была проведена экспертная оценка тех информационных услуг и продуктов, которые появились в результате деятельности нашей проектной группы.

Предлагалось оценить информационные услуги и продукты, используя следующие критерии.

Актуальность: высокая; средняя; низкая; отсутствует.

Новизна: не имеет аналогов; имеется опыт; новизна отсутствует.

Социальная ориентированность: на ученика; на педагога; на руководителя; на систему образовательного учреждения или структуру учреждения; на социум.

Практическая направленность: исключительно высокая; значительная; невысокая; неопределимая (в настоящее время); отсутствует.

Частота обращения (сколько раз обращались к продукту или услуге).

Что получилось в результате этой оценки – отражено в приложении.

Экспертная оценка информационных услуг и продуктов по ППП

Наименование услуги и продукта

Актуальность

Новизна

Социальная оринентация

Практическая
направленность

Частота
обращения

Электронная программа «ИУП» (индивидуальный учебный план)

Высокая – 50 %

Отсутствует – 50 %

Ранее не было – 20 %

Имеется опыт –
30 %

Отсутствует – 50 %

На учителя и ученика

Неопределима

в наст. время – 80 %

Значительная – 20 %

Разовое – 100 %

Кольцевая выставка «Организация и содержание ППП и ПО»

Высокая – 100 %

Не имеет аналогов – 85 %

Есть опыт – 15 %

На руководителей, учащихся и учителей

Значительная – 85 %

Исключительно высокая – 15 %

Разовое – 15 %

Часто – 70 %

Не обращ. – 15 %

Городской банк данных профилей и курсов

Высокая – 85 %

Средняя – 15 %

Не имеет аналогов – 50 %

Есть опыт – 50 %

На всех участников образовательного процесса

Значительная – 70 %

Высокая – 15 %

Сейчас неопредел. – 15 %

Регулярно – 15 %

По мере необходимости – 70 %

Не обращ. – 15 %

Городской сайт «Учебно-методическое сопровождение»

Высокая – 100 %

Не имеет аналогов – 85 %

Имеется опыт?– 15 %

На педагогов

Значительная – 100 %

Разовая – 50 %

По мере необходимости – 50 %