Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2007


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (43) · Вкладка в «БШ» № 04 (184) · 16–28 февраля 2007 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Викторовна Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Лицо дня

Ольга Козлова

Что открыл семинар

Ольга Викторовна Козлова
редактор вкладки «Методический день», ст. преподаватель МИОО,
Москва

Методисты часто задают вопрос «Сколько семинаров должен провести методист по учебным фондам для школьных библиотекарей?». Ответ: этого не знает никто. Нормативом в этом вопросе выступают только два фактора: активность, компетентность методиста и степень его влияния на членов образовательного сообщества в лице директоров школ и библиотекарей.

Со всем этим у Татьяны Юрьевны Журиной дело обстоит очень хорошо. Именно поэтому Юго-Восточный округ Москвы в библиотечном плане можно считать постоянной площадкой проведения городских семинаров для библиотекарей – слушателей Московского института открытого образования. Отличительная черта методической практики Татьяны Юрьевны, на мой взгляд, – это умение вовремя поддержать любые, пусть даже вначале весьма смутные желания заведующих библиотеками по поводу семинара, конференции, круглого стола. Поддержать, вдохновить, направить семинар в нужное русло, подкорректировать «на поворотах» и благополучно оформить предстоящее мероприятие пригласительными билетами, программами и раздаточным материалом.

Последнее детище совместных усилий методиста, директора школы № 899 Татьяны Сергеевны Рожковой, педагогов и заведующей библиотекой Любови Сергеевны Кузнецовой семинар: «Москва – город библиотек». Замысел – богатый: класс выбирает библиотеку для посещения и полученную информацию или впечатление творчески оформляет и с этим предстает перед жюри конкурса. Практически были охвачены все виды и типы библиотек Москвы: от крупной, федерального значения, до соседней детской районной библиотеки. Настоящая библиотечная панорама. Отбирались самые интересные презентации. Победители выступили перед библиотекарями и методистами городского семинара. Цифры, факты и возможности библиотек Москвы удивили даже опытных библиотекарей. Очевидно, что без информации в таких условиях не останутся ни ученик, ни студент, ни ученый, ни пенсионер с домохозяйкой.

По ходу семинара было видно, что такая большая организационная работа под силу только сплоченной педагогической команде. Директор школы особо выделила вдохновителей и «рабочих лошадок» этого интереснейшего проекта: педагога-методиста Надежду Викторовну Федорову и зам.директора по информационным технологиям Татьяну Григорьевну Попову.

Тема не была бы логически завершена без информации о жизни и деятельности мецената, просветителя и книгоиздателя Флорентия Федоровича Павленкова. Проект 6-го «Г» класса «Не дать свече погаснуть!» (руководитель И.М.Ларионова) проникновенно, я бы сказала, трепетно, донес до слушателей жизнь этого подвижника просветительства. Его «Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте» выдержала 22 издания, а за свою жизнь, оказывается, он издал свыше 750 названий тиражом более 3,5 млн экземпляров. Боролся за удешевление изданий без ущерба для ее содержания. Знаменитый «Энциклопедический словарь» предназначался для народных учителей и пользовался долгие годы невиданной популярностью. Главное дело его писательской и издательской жизни – просвещение народа через книгу. На его деньги открылись две тысячи библиотек в России. Актуальность, созвучность нашему времени рождает массу раздумий.

Конечно, и сейчас, наверное, кто-либо из издателей дозревает до осознания, что не только деньги могут быть мерилом значимости для истории и просветительства.

Старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина проинформировала участников семинара, что в 2007 году этому национальному хранилищу исполнится 90 лет. В работе палаты замечательно то, что она получает по 16 экземпляров каждой новой печатной продукции: 1 оставляет себе и 15 рассылает по крупным библиотекам.

На семинаре загорелся было спор о комплектовании художественно-познавательной литературой, вернее, об отсутствии такового в школьных библиотеках. Но опытной рукой методиста по учебным фондам он был придушен в самом начале: нечего зря негодовать и разрушать ткань мастерски сплетенного семинара таким бесперспективным в смысле решения бытовизмом. Все денежные силы московского образования брошены на закупку учебников, и школьная библиотека должна быть учебная, ну еще немного кой-чего по программе должно присутствовать, вот и все. Вообще, нам показалось, что это тема нового дискуссионного семинара. А это будет уже совсем другая история.

Что же у нас в сухом остатке от семинара в школе № 899?

С нами осталось хорошее чувство соприкасания с живой, современной школой, творческими педагогами, библиотекарем и директором школы и милыми в своей старательности детьми.

У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик
острый, отрежем гладко, поедим сладко.

Русская народная пословица