Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2007


Методический день
Выпуск 03 (44)· Вкладка в «БШ» № 26(186) · 16–31 марта 2007 года
Газета-вкладка для методистов
Редактор Ольга Викторовна Козлова

Вопросы и консультации по адресу olwik2004@mail.ru


Подробности

Татьяна Седых , Галина Максимова

Технология массового мероприятия

Подготовка и организация

15
Татьяна
Капитоновна
Седых

зав. информационно-
воспитательным
центром № 7,
руководитель
городского МО
школьных
библиотекарей, отличник
образования РС (Я)
Галина
Васильевна
Максимова

инспектор-
методист
ИМС УО,
отличник
образования РС (Я)

Якутск,
Республика Саха (Якутия)

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы в школьной среде. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-библиотекаря в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.

Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

  1. Устные и наглядные.
  2. Монолог и диалог.
  3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонацио­нальную и т.д.) аудиторию.
  4. Единичные и комплексные.
  5. Уникальные и многоповторяемые.
  6. Авторские и по готовому сце­нарию.
  7. Проводимые силами библио­текаря и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:

  1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
  2. Cпланировать этапы мероприятия.
  3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
  4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
  5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
  6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
  7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
  8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
  9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

  • Определение темы, постановка целей, уточнение ­аудитории.
  • Составление плана.
  • Определение хода и содержания мероприятия.
  • Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
  • Составление рекомендательного списка.
  • Определение методов и приемов.
  • Разработка сценария.
  • Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
  • Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
  • Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • Приобретение призов, грамот.
  • Определение места, времени, даты проведения.
  • Согласование с администрацией.
  • Решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап

  • Организация книжной выставки.
  • Подготовка оформления.
  • Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  • Объявление.
  • Приглашение зрителей, гостей.

3. Основной этап

  • Оформление кабинета, зала.
  • Установка оборудования, технических средств.
  • Проведение мероприятия.
  • Подведение (оглашение) итога.
  • Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • Возможное обсуждение коллегами, гостями.
  • Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
  • Обобщение опыта работы в СМИ.

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

  • Актуальность тематики.
  • Адекватность содержания (соответствие теме).
  • Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).
  • Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
  • Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
  • Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
  • Тщательность подготовки.
  • Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).

Успех зависит и от самого ведущего (педагога, библиотекаря). Слагаемыми успеха являются:

  • Умение войти в контакт с участниками.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Осведомленность по теме и эрудиция.
  • Культура речи и культура поведения.
  • Педагогический такт.
  • Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:

  • Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
  • Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
  • Убеждение (подача значимой и объективной информации).

Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:

  • Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
  • Возрастным особенностям детей.
  • Уровню подготовленности школьников.
  • Конкретным условиям.
  • Отведенному времени.
  • Возможностям ведущего.
  • Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т.д.

Подготовка вопросов и заданий

Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к книге, теме (проблеме), чтению. Правильно подобранные вопросы помогают читателям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. А чтобы облегчить поиск, мы предлагаем нижеследующие методические рекомендации.

Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова различаются:

по составу:

1) простые,
2) сложные;

по логической структуре:

1) уточняющие (закрытые),
2) восполняющие (открытые);

по ожидаемой форме ответа:

1) общие,
2) риторические,
3) проблемные,
4) остропроблемные;

по уровню учебной деятельности:

1) продуктивные,
2) репродуктивные;

по управлению познавательной деятельностью:

1) отдаленно-ориентирующие,
2) определенно-направляющие,
3) наводящие,
4) подсказывающие;

по организации процесса обучения:

1) побудительные,
2) направляющие,
3) тормозящие,
4) обобщающие,
5) наводящие,
6) отправные,
7) подготовительные;

по форме:

1) корректные (правильно поставленные),
2) некорректные (неправильно поставленные);

по характеру:

1) нейтральные,
2) благожелательные,
3) неблагожелательные,
4) враждебные,
5) «острые».

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

  • вызывающие интерес,
  • привлекающие внимание,
  • переключающие внимание,
  • помогающие оценить знания,
  • возвращающие к основной теме,
  • помогающие вести занятие,
  • помогающие углубиться в тему,
  • апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) об­суждение,
  • позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
  • влияющие на ход обсуждения,
  • подводящие итог обсуждения.

Методические принципы задавания вопросов

Вопросы должны быть:

– краткими и точными;

– задаваться в логической по­следовательности с возрастающей сложностью;

– будить мысль, развивать мышление;

– не повторяться;

– идти от общего к частному (или наоборот, но не нарушая одного из этих принципов);

– сопровождаться паузой, чтобы все могли собраться с мыслями;

– требовать распространенных ответов.

Задания

При подборе и подготовке заданий педагогу-библиотекарю необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:

  • Испытать сообразительность (загадки, задачки).
  • Выбрать требуемую информацию из предложенной.
  • Продолжить фразу, текст.
  • Исправить ошибки.
  • Систематизировать / объединить.
  • Сравнить.
  • Доказать или опровергнуть.
  • Составить план действий.
  • Смоделировать.
  • Спроектировать.
  • Установить причины.
  • Определить последствия.
  • Выявить проблемы.
  • Найти решение проблем, устранить противоречия.
  • Определить новые функции.
  • Сделать различные виды пересказов.
  • Прокомментировать.
  • Инсценировать.
  • Проанализировать текст.
  • Создать портрет.
  • Узнать что-либо.

Тестовые вопросы и задания могут быть:

  • Интеллектуальные.
  • Психологические.
  • Проверочные.

Кроссворды могут быть традиционные:

  • По отраслям знаний.
  • По литературным произведениям.
  • По отдельным школьным предметам.

А также с нестандартными заданиями на сообразительность – интеллектуальные.

Игры

  • Ролевые.
  • Деловые.
  • Интеллектуальные.
  • Психологические.
  • Развивающие.
  • Со словами.
  • Другие.

Составление и оформление сценария

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название. Эпиграф.
  2. Форма.
  3. Тема.
  4. Контингент (кому адресовано).
  5. Участники (кто проводит).
  6. Цели.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Дидактический, раздаточный материал.
  10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  11. Ход (структура) мероприятия.

• Часть 1. Введение:

– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.

• Часть 2. Основная:

– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;

– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;

– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.

• Часть 3. Завершение:

– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.

Требования к оформлению сценария

(для отчета, распространения)

Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год, при необходимости – адрес, телефон, факс.

  • Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
  • Шрифт 14; междустрочный интервал 1,5; поля 1,5 – 2 см.
  • Пишется на одной стороне листа.
  • Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
  • Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.

Анализ массового мероприятия

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Тема, название.

Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).

Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.

Место проведения.

Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).

Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист).

Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).

Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).

Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.

Качество подготовки и проведения:

  • Наличие плана, тезисов, сценария.
  • Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
  • Эффективное использование библиотечного аппарата.
  • Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  • Творческие педагогические находки.
  • Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
  • Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  • Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
  • Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  • Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.

Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.

Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.

Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.

Итоги. Достигнут ли результат (цель).

Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

Библиография

Воспитание школьников. – 2003. – № 4.

Жирякова А. А. Требования к анализу воспитательного мероприятия / А. А. Жирякова // Спутник классного руководителя. – М., 2003. – С. 190.

Кульбякина Л. Я. Вопросы в методике преподавания математики / Л. Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2004. – № 7. – С. 118.

Рудишина Т. Библиотечная режиссура / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2001. – Спецвыпуск. – С. 5–6.

Другие материалы Т. Седых
и Г. Максимовой в следующих
выпусках «МД»