Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2007


Разговоры после уроков
Без повода

Мария Григорова

Почему дети не читают?

Ах, почему дети не читают?.. Я вот говорю – почему это дети не читают так, как… Как? Не знаю, как кто! Как те, кто Дарью Донцову глотает? Или мусолит в метро дамский роман? Или забойный экшн «Кривой-глаз-помятое-ухо и перо в ребро»?

…А что, надо, чтоб дети это читали?.. Нет, надо, чтоб они «определили ИХНЕЕ отношение к добролюбовской и писаревской трактовкам Катерины, подтвердив ВАШЕНСКУЮ точку зрения анализом ключевых эпизодов “Грозы”»!..

Увы, я не знаю такого учебника и такой школы, где литературу преподавали бы как эстетическую дисциплину. Литературу – одно из искусств! Если смотреть в учебник, можно и не догадаться никогда, что литература – это искусство…

29














Рис. Елены Блиновой

В наше технократическое время даже самые гуманитарные науки превратились в набор информации. В набор того самого, что требуется напихать в ИХ (тупые?) головы. Так, детальки какие-то... Возможно, лишние? Нет! Напихиваем. Натаскиваем. Замусориваем... А дети, бедные, отбиваются (инстинктивно?) Или у них от информации головы болят?.. Неважно! Продолжаем пихать! Ты, поганец, хочешь быть культурным?! Должен знать «Грозу». Поэтому прочти три километра учебника Писарева-Карандышева (ой! Или Паратова?) Неважно!.. Прочти, оттараторь, вызубри… Будешь, такой-сякой, знать «Грозу»!

Лично мне повезло. У нас в институте преподавал древнерусскую литературу один совершенно древний препод. Учил нас по системе, которую еще в XIX веке, оказывается, открыл народу Федор Иванович Буслаев, знаменитый филолог и академик. Отважился же наш Дёмин Буслаеву поверить! И вот – начисто не признавал учебников. Никаких! И попробуй, бывалоча, какой студиоз начать на зачете «свистеть» (скрывая незнание) про то, что, мол, «“Повесть о Петре и Февронии” была создана в такое суровое время, когда…». Дёмин сухо одергивал: «Покажи-ка мне САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА в тексте!». Студент судорожно тыкал пальцем в книгу. Если он текст не читал и мест не знал – получал фигу! Если читал и показывал места – получал «отлично» в зачетку. Простая система. И обмануть Дёмина было нельзя: как выяснилось опытным путем, места наугад не отыскиваются!

«Читайте источники!» – говорил Дёмин. Погружайтесь в текст, оцените его эстетику, прочувствуйте! И само собой получится: будете знать время создания текста, его стилистику, новаторские идеи, ощутите исторические реалии, что прилагаются к литературе, как к «учебнику жизни». И мы, дей­ствительно, стали знать! Мы уже не могли спутать время стиля «плетения словес» с временем первого светского романа. Мы четко поняли, почему «Слово о полку…» – это, да, шедевр. Да еще какой! Потому что не зубрили, а – чувствовали!

Требовалось от нас только одно: прочитать текст как, извините, чтиво; найти КРАСИВОЕ МЕСТО – на вкус! («…и заблистали мечи, аки вода вокруг…») И всё!!! Без дополнительного мусора – чистое эстетическое восприятие сердцем и душой. Это древнерусскую-то литературу! А?! Настоящее искусство проникает. И доносит все, что надо, куда надо. Через эстетику воздействует на чувства и воспитывает ум.

…Где в НАШЕНСКОЙ ЛИ-ТРЕ (ЛитрА, да! Потому что измеряется в литрах… слез печальных, неумолчных) эстетика?.. Ткните пальцем в это КРАСИВОЕ МЕСТО. Пожалуйста!

Есть всем известный безошибочный тест, позволяющий оценить ум и культуру человека. Называется он: «по одежке встречают…». Только вдумайтесь: ведь получается – вкус, эстетическая категория, говорит и об уме, и о культуре.

Так вот почему эти странные японцы преподают в школах ИЗО как основной предмет! Потому что понимают: культурный и умный человек без эстетического вкуса – не бывает! Раз культурный – значит, должен понимать красоту цветущей сакуры. Слагать танка. Выписывать изящные иероглифы. А иначе – какой же он культурный, если ему недоступно понимание гармонии?!

Осмелюсь высказать такое предположение: а может быть, эстетики не понимают только животные? Им не свойственны искусства. С умом и логикой все в порядке, но картин животные не рисуют. В красоты цветущего дерева не вникают… Следовательно, эстетика отличает человека от животного? А не наличие информации в тупой голове?

Подумала – и сама испугалась. Мы не японцы, у нас весь процесс обучения построен на информации; эстетика – побоку!..

А что думает народ? Нужна народу эстетика?.. (Народ скажет – да! И пойдет писать учебники.) Нет – тогда пусть лучше безмолвствует.