Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2007


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Аркадий Кузнецов

Пусть отдохнут?

Что и как читать летом? Такой вопрос постоянно ставится в конце учебного года на занятиях моего комплекса дополнительного образования «Симметрия» в пятом, шестом и седьмом классах. Такое учебное занятие с самого начала я посчитал необходимым. Ведь летние каникулы – не время безделья для учеников, а период, необходимый для саморазвития и самообразования, и прежде всего – посредством чтения. В конце концов, вся жизнь, в разные ее периоды, должна мыслиться как непрерывная школа (это по Коменскому).

В школе даются списки книг, которые рекомендуется прочитать летом. Чаще всего это делают на уроках литературы, гораздо реже на каких-либо других. Хотя сам, работая в школе учителем истории, выписывал на доске списки литературы по теме (шире, чем в учебнике), а в конце мая рекомендовал книги для возможного летнего чтения. Кстати, если в каком-либо новом учебнике по истории нет списка книг, рекомендуемых для дополнительного чтения, считаю это большим недостатком издания.

Убежден, что нет времени, более благотворного для детского и подросткового чтения, чем летние каникулы. И время ничем не ограничено, и то, что ты читаешь, хорошо усваивается на отдыхе, и нет закомплексованности, вызванной «прохождением» на уроке произведений, срочно штудируемых по этому случаю. Можно о многом задуматься, многое самостоятельно осмыслить, ощутить свое постепенное взросление через восприятие книг. Всего этого лишают себя ребята, которые по каким-либо причинам не читают книг летом (хуже всего, когда решают родители: «Пусть отдохнет»).

Помню, как в первые годы перестройки, когда я работал вожатым в летних лагерях, с удовлетворением замечал книги, лежащие на кроватях (в середине восьмидесятых годов вообще книга была популярнее у подростков, чем просмотр телевизора. А с каким желанием ребята провели тогда в лагере литературный праздник, где все были в ролях любимых литературных героев и участвовали в конкурсах волшебников, рассказчиков, красавиц, песни и танца...

Надо понимать, что как раз представление о том, что лето – время чтения, а не отдыха от чтения, отличает интеллектуально развитых подростков. Вот только – что и как читать? Помочь понять это должны учителя в школе, и именно это стало темой наших специальных занятий в «Симметрии».

Прежде всего на таких, заключительных, занятиях я делю литературу на художественную, документальную и научно-популярную. Ведь подход к чтению каждой из этих разновидностей книг должен уже и в юные годы быть различным. Не говоря уже о том, что многие ребята вообще не умеют как следует читать литературу документальную и научно-популярную. А ведь можно уже в 11–12 лет ощутить и важность документа (например, русской летописи), и прекрасный язык исторических статей Грановского или Гоголя, популярных книг по той же истории Диккенса или Уэллса, записок выдающихся путешественников... Называю здесь лишь литературу по гуманитарным наукам, соответствующую нашим занятиям. А книги Эйдельмана, а Игорь Можейко, которого большинство подростков знает только как Кира Булычёва...

Художественную литературу, в свою очередь, я делю на «серьезную» и «легкую» – детектив или фэнтези можно «проглотить» в поезде или автобусе, а Толстого или Гёте нужно читать не торопясь, вдумчиво. Правда, «большая» литература может так увлечь, что и такие произведения можно прочитать зa несколько дней, но при этом читать часами, «запоем».

И еще. Давно стало общим местом – неправильно, когда читают повесть или роман, пропуская авторские отступления или описания природы или быта. Надеюсь, к пониманию этого ребят подводят (как получается) наши занятия в комплексе и размышления о лирическом самовыражении писателя и об образном восприятии мира, и об отражении в литературе той или иной эпохи. Также важно не пропустить примечания к тексту и комментарии. Говорим о том, как это помогает понять книгу, особенно когда автор этих текстов – сам писатель или хороший литературовед. Пишу это и думаю: для скольких людей, например, Святослав Бэлза – только телеведущий. Но не для истинных читателей, для которых он – автор многих литературных комментариев в книгах.

Попробуйте вести читательский дневник, занося туда отзывы и размышления по поводу прочитанного. Вообще-то дневники – обычные – пытаются вести немало школьников, особенно девочек. Но вот читательских дневников своих учеников я пока так и не дождался.

В сентябре обычно с теми же ребятами проходит занятие «Что и как мы читали летом». На нем звучат краткие устные отзывы учеников о прочитанных книгах. Обычно все говорят о художественной литературе, хотя бывает, что вспоминают и научно-популярные книги.