Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2007

Централизация детских и школьных библиотек. 30-летний опыт взаимодействия

Озёрск – закрытое территориальное образование (ЗАТО) в Челябинской области. Это город атомщиков, отсюда – закрытость и некоторые особенности, которые вы встретите в текстах.

Городу 60 лет, а центральной городской детской библиотеке скоро исполнится 50. Именно здесь, в Озёрске, накоплен уникальный опыт межведомственной централизации детских и школьных библиотек. О нем слышали многие. Сейчас мы представляем его библиотечному сообществу России.

Коренькова
Тамара Григорьевна
Коренькова

инициатор централизации,
более 30 лет
возглавлявшая ЦСДШБ,
заслуженный работник
культуры РФ

КОНЦЕПЦИЯ оптимизации библиотечного обслуживания населения г. Озёрска была разработана руководителями двух библиотек – центральной городской и центральной детской библиотеки в 1975 году, после выхода известного Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе».

Базовые положения концепции предусматривали:

1. В целях совершенствования качества библиотечного обслуживания населения города избрать межведомственный вариант централизации небольших библиотек на базе двух наиболее крупных городских библиотек.

2. Сохранить принцип раздельного обслуживания взрослого и детского населения города как наиболее прогрессивный и перспективный.

3. Не имея изученного опыта межведомственной централизации библиотек в России провести в городе централизацию в два этапа:

После обсуждения концепции и глубокой проработки деталей Горисполком в ноябре 1975 года принял соответствующее решение. В нем утверждалась программа эксперимента, сроки и условия объединения детских и школьных библиотек, условия финансирования, формы контроля.

Директорам 16 общеобразовательных школ было гарантировано добровольное участие в эксперименте. Первой в новых условиях начала работать школа-новостройка.

По условиям эксперимента администрация школы предоставляла Центральной городской детской библиотеке для организации филиала помещение, оборудование и мебель, телефон, освещение, отопление, уборку и охрану помещения (без оплаты).

Кадры специалистов школьных библиотек входили в штат ЦГДБ. ЦГДБ за счет своих средств делала следующее: формировала ядро библиотечного фонда и занималась в дальнейшем его комплектованием, обеспечивала подписку на периодические издания, вела библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся школы и педагогического коллектива, проводила массовые мероприятия в помощь учебно-воспитательному процессу школы. Организовывала библиотечное обслуживание дошкольников микрорайона школы.

Контроль за ходом эксперимента осуществляли отделы культуры и образования. Ежегодно на балансовых комиссиях Горисполкома анализировалась финансово-экономическая сторона. В город приезжали специалисты министерства культуры и Министерства образования, курирующие города Минатома. Эксперимент получил положительную оценку на всех уровнях.

В 1979 году было централизовано 6 школьных библиотек. Обе стороны признали взаимодействие бесконфликтным и продуктивным. С 1 января 1980 года решением Горисполкома наше учреждение было реорганизовано в «Централизованную систему детских и школьных библиотек». К этому времени было введено бесплатное обеспечение учебниками, и в школах уже накопился некоторый учебный фонд. Этот вопрос надо было решать. Финансирование и стратегию закупки учебников возложили на гороно и обязали ежегодно передавать закупленные учебники на баланс Централизованной системы. Детскую библиотеку обязали вести учет всех учебников, распределяемых по школьным библиотекам-филиалам, обеспечивать сохранность учебного фонда и предоставлять органам образования необходимую информацию. Эти взаимные обязанности действуют и сейчас.

Эффективность взаимодействия до сих пор анализируется каждые 5 лет, совместно определяются задачи на следующий период:

1975–1979 гг. Создание единого библиотечного фонда, очищенного от непрофильной, устаревшей и ветхой литературы. Внедрение технологии централизованной обработки литературы и свободного внутрисистемного книгообмена.

Формирование единого справочно-библиографического аппарата, каталогов и картотек. Школьные библиотеки получают литературу обработанной, с каталожными карточками.

Самое главное – сложился творческий коллектив специалистов, способный решать единые задачи.

В последующие годы развитие и совершенствование деятельности ЦСДШБ шло по целевым программам, разработанным на 5 лет. На совещаниях директоров школ анализ деятельности за предыдущий период проводили директор библиотеки или его заместители. Обсуждались задачи и перспективы совместной деятельности на последующий период.

1980–1985 гг. Взаимодействие было направлено на 100%-ное привлечение учащихся к активному чтению. С тех лет ежегодно проводится анализ этой работы по школам и классным параллелям. Данные предоставляются администрации школ. На протяжении 25 лет этот показатель держится на уровне 99,8%.

1986–1990 гг. Библиотека разработала и внедрила программу обучения учащихся 1–9-х классов по основам библиотечно-библиографической грамотности. Администрация ряда школ нашла возможность обучать школьников по этой программе в режиме всеобуча. Занятия ведут школьные библиотекари и специалисты ЦГДБ.

1991–1995 гг. ЦГДБ внедряла программу автоматизации библиотечных процессов. Все сложности, связанные с компьютеризацией, психологической адаптацией кадров к использованию новых технологий, созданием собственного программного продукта, решали специалисты вновь созданного отдела автоматизации. Обучение на пользовательском уровне прошли и школьные библиотекари.

Автоматизированы процессы учета и каталогизации литературы, создана единая автоматизированная регистрационная картотека читателей, автоматизирован учет ежедневной статистики библиотеки, в том числе и учет массовых мероприятий. С результатами всей этой работы ознакомили директоров школ, но поверить в компьютеризацию школьных библиотек тогда было трудно. Городской бюджет испытывал сложности. Отдел образования обозначил как самую острую проблему обеспечения учителей методической литературой.

Наша центральная детская библиотека, учитывая свои финансовые возможности, предложила оптимизировать библиотечное и информационное обслуживание всех специалистов города, профессионально связанных с образованием, воспитанием и организацией досуга детского населения города следующим образом:

Принять к себе фонд методической библиотеки гороно и открыть в помещении ЦГДБ отдел педагогической информации, форма обслуживания – читальный зал. Собрать по 1 экз. всех книг, необходимых специалистам, расширить ассортимент изданий, выписать максимум газет и журналов по педагогике, психологии, дефектологии, методике преподавания предметов и управлению образовательными учреждениями, обеспечить планомерное комплектование фонда отдела; создать карточный и электронный каталог на этот фонд;

С нашим предложением согласились, но без дополнительного финансирования. Высокое качество информационного обслуживания учителей в специализированном отделе детской библиотеки сняло остроту проблемы с методическим обеспечением.

1996–2000 гг. Разработана программа информатизации всей централизованной системы. Общая задача: формирование единого информационного пространства.

В самое тяжелое время экономических трудностей группа энтузиастов из ЦГДБ сумела под разработку конкретных проектов получить 10 грантов различных фондов, в том числе Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса – Россия). Полученные средства и компьютерная техника позволили открыть в ЦГДБ компьютерный класс на 9 мест и медиацентр. В этот же период шла компьютеризация школ.

В 1999 году открыт интернет-класс. Информационные возможности ЦГДБ возросли на порядок.

В 2000 году опыт взаимодействия с учреждениями образования был обобщен и представлен на межрегиональной конференции «Библиотека и образование: проблемы информационной поддерж­ки». Тема заинтересовала 48 библиотек России.

2001–2005 гг. Период совершенствования взаимодействия в новых правовых условиях. В 2002 году библиотека получила статус юридического лица; школы и внешкольные учреждения также получили юридическую самостоятельность.

Приоритетные задачи нового периода обсуждались на «Дне директора школы». Библиотека предложила партнерам заключить двусторонний договор о некоммерческом взаимодействии. В этом документе закреплялись традиционные взаимные обязательства и новые библиотечные и информационные услуги по выбору. Вот некоторые из них.

2004 год – был объявлен в Челябинской области Годом детского чтения. Была разработана городская программа его проведения.

Учреждения культуры и образования и здесь работали во взаимодействии. Так были проведены научно-практические конференции: межрегиональная «Детская библиотека – гарант права ребенка на информацию» (ЦСДШБ), городские: «Актуальные вопросы литературного образования и развития младших школьников», «Новые информационные технологии в образовании» (управление образования). Для школьных летних лагерей отдыха прошел первый городской фестиваль детского чтения, ставший традиционным. В осенние каникулы подведены итоги акции семейного чтения «Лето с книгой».

Нас часто спрашивают: возможно ли использовать опыт межведомственной централизации в других регионах? Сейчас под руководством Н.С.Карташова [1] разрабатываются теоретические предпосылки территориального объединения. Как руководитель с 40 летним опытом, могу сказать с уверенностью – для малых городов России, испытывающих большие трудности в библиотечном обслуживании детского населения, для школьных библиотек – это реальный путь движения вперед.

Объединить усилия и возможности детских и школьных библиотек сейчас просто необходимо. Нужны лишь инициатива библиотечных специалистов; взаимопонимание двух ведомств: образования и культуры; поддержка муниципальных властей в создании единого информационного пространства для наших детей.

Литература

1. Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем // Научные и технические библиотеки, 2003. – № 3. – С. 101–118.

2. Коренькова Т.Г., Олефир С.В. В библиотеку за информационной культурой // Школьная библиотека. – 2000. – № 1. – С. 52–53.