Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2007

Медиакомплекты для работы с малышами

Головина
Наталья
Николаевна
Головина

главный библиограф
отдела «Медиацентр»

ВОТ УЖЕ более пяти лет наш отдел – медиацентр – постоянно находится в поиске новых форм обслуживания читателей, работая с некнижными носителями информации. Так, поддерживая идею привлечения современных детей к чтению через интересные для них формы, мы решили воспользоваться опытом иностранных коллег и создать тематические комплекты.

Для справки: такая форма работы, где прочтение книги подкреплялось экранизацией или аудиопостановкой, появилась в ряде стран из идеи комбинировать различные виды информации (принцип мультимедиа). Она позволяла гораздо лучше усвоить содержание книги, исходя из того, что человек запоминает информацию по-разному: из прочитанного – 10 %, из услышанного – 20 %, из увиденного – 30 %. Из одновременно увиденного и услышанного – 50–70 %.

Ориентировались мы на дошкольников, у которых, как известно, эмоциональное восприятие превалирует. В наших комплектах книга поддерживалась анимацией, аудиозаписью с лучшей инсценировкой в исполнении ведущих актеров театра и кино, а также игрой по книге на электронном носителе. Такая работа с книгой в комплексе должна была, на наш взгляд, помочь детям по-новому взглянуть на уже знакомый сюжет, осознать глубинный смысл привычных образов через расставленные акценты в экранизации и инсценировке, дать возможность самому пережить основные события в электронной игре, почувствовать свою значимость, спасая уже полюбившихся героев.

Первые комплекты были созданы к юбилею Х.К.Андерсена по самым популярным сказкам: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Огниво». Детям предлагались лучшие издания в переводах А.В.Ганзен, подкрепленные инсценировками из серии «Живая сказка» детского издательства «Два жирафа», отечественной мультипликацией и развивающими играми для детей серии «Волшебные истории Тутти» компании «New Media Generation».

Большую популярность эти комплекты получили среди воспитателей дошкольных учреждений города. Особенно привлекало их то, что все комплекты были снабжены иллюстрированными текстовыми материалами, в которых взрослые могли получить интересную и содержательную информацию по теме книги для пересказа ребенку.

Проводить занятия с таким комплектом одно удовольствие. Раньше для нас была проблема вырваться к вам за материалами, вставал вопрос денег, чтобы оплачивать видео- и аудиоперезапись нужных фрагментов для занятия. Теперь же, с таким комплектом, мы с легкостью готовим мероприятие, все необходимые материалы под рукой, а их грамотный подбор обеспечивает высокое качество занятий. А как довольны наши ребята, и насколько лучше усваивают они новый материал! (Из отзывов воспитателей специализированного детского сада).

Новая форма обслуживания настолько понравилась работникам дошкольных учреждений, что уже специально для них мы создали следующие тематические комплекты: «Великая Победа» (к празднику 9 мая), «Мы любим свой край» (по краеведению). Из-за высокого спроса на комплекты пришлось устанавливать очередь. Распределение происходило централизованно, через главного методиста дошкольных учреждений города.

Мы проанализировали столь неожиданный успех комплектов и поняли, что в основном привлекало воспитателей: в первую очередь – возможность привлечения детей к библиотечным ресурсам на расстоянии, ведь поначалу к нам обращались отдаленные от библиотеки детские садики, для которых было проблемой привести детей на занятия в библиотеку; во-вторых, это полностью укомплектованная разработка темы: иллюстративный материал, методический, визуальный, для прослушивания и прочтения, что позволило воспитателям сэкономить время; и конечно же, материальная сторона вопроса, ведь все некнижные материалы в нашей библиотеке выдаются платно, на правах проката.

На следующем уровне работы с комплектами встал вопрос об учете читателей и выдачи. При таком охвате дошкольных учреждений цифры получались минимальные. Мы могли учитывать только воспитателей, оформлявших комплект на себя. Проработав соответствующие документы о внестационарном библиотечном обслуживании, руководство нашей библиотеки составило договор о библиотечном обслуживании читателей в форме коллективного абонемента. Составлялся договор с условием предоставления списков детей, поработавших с нашим комплектом. Теперь официально библиотека смогла фиксировать цифровые показатели читателей и выдачи.

Так, ставя себе цель привлечения ребенка к книге через популярные для него формы, мы неожиданно сами для себя нашли новые возможности решать наболевшие проблемы библиотечных учреждений: повысить показатели по книговыдаче и количеству читателей, охватить библиотечными ресурсами все дошкольные учреждения и, несомненно, популяризовать себя в городе.

 

Договор
о библиотечном обслуживании читателей в форме коллективного абонемента

г. Озёрск «_____» ____________200__г.

1. Стороны договора

1.1. Сторонами договора о библиотечном обслуживании читателей в форме коллективного абонемента (именуемого далее – договор) являются:

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских и школьных библиотек» (далее – МУК «ЦСДШБ») в лице заведующего структурным подразделением (отделом, филиалом)


(наименование структурного подразделения)


(Ф.И.О.)

 

и представитель образовательного учреждения (далее именуемый – Представитель)


(наименование учреждения)


(должность, Ф.И.О.)

Стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.

2. Предмет и цели договора

2.1. Предметом и целью Договора является совместная деятельность, направленная на приближение библиотечных услуг к месту жительства, учебы, отдыха читателей.

2.2. Настоящий Договор определяет взаимодействие сторон по внестационарному библиотечному обслуживанию читателей в форме коллективного абонемента.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Представитель имеет право:

– подать заказ на документы (книги, комплекты литературы, медиаресурсы и т.п.) в соответствии с читательскими потребностями,

– взять документы во временное пользование (сроки устанавливаются структурным подразделением), оформив факт их использования в документации, принятой в библиотеке.

3.2. Представитель обязуется:

– своевременно возвращать документы, предоставленные ему во временное пользование,

– соблюдать права собственника МУК «ЦСДШБ» на документы и не использовать их в коммерческих целях.

3.3. МУК «ЦСДШБ» обязуется:

– предоставлять документы из своих фондов во временное пользование Представителю в соответствии с его запросом, правилами структурного подразделения, прейскурантом на платные услуги, предоставляемые МУК «ЦСДШБ».

3.4. МУК «ЦСДШБ» имеет право:

– в случае нарушения Представителем своих обязательств расторгнуть договор в одностороннем порядке.

4. Ответственность сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с Законодательством РФ.

5. Заключительные положения

5.1. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у заведующего структурным подразделением МУК «ЦСДШБ», другой у Представителя.

5.2. Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами.

Адреса сторон.

Подписи сторон