Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2007

НЕДАВНО я просматривал замечательную книжку, которую дал мне почитать коллега. Она называлась «Жила-была девочка: 450 любимых книг», авторы – Элисон Купер-Муллин и Дженнифер Мармадьюк Кой (Alison Cooper-Mullin and Jennifer Marmaduke Coye, 1998). Аннотации я просматривал бегло, но останавливался и с большим интересом читал материал, помещенный тут и там в рамочках. Десятка два преуспевших в жизни американских женщин вспоминали свой самый ранний и существенный опыт общения с книгой. Например, Рут Бейдер Гинсбург, судья Верховного Суда США, сказала, что одна из ее первых книг, которую она как сокровище хранит по сей день, называется «Тайный сад» (автор – Фрэнсис Ходжсон Бернетт), а Руби Бриджес, видный борец за гражданские права, поведала, что в мир чтения ее ввели «Зеленые яйца и ветчина» и «Кот в шляпе» доктора Сьюсса. Кое-кто упомянул лошадь по имени «Черная красавица» (автор – Энн Сьюэлл), Винни Пуха (А.А.Милн) и даже карусельную лошадку Джиджи (Элизабет Фостер) как книги, которые заставили их впервые испытать удовольствие от чтения.

Закончив читать эти воспоминания детства, я подумал, что – хотя каждое наше путешествие в мир литературы является делом абсолютно част­ным и уникальным – одна общая характеристика связывает всех ныне страстных читателей и активных «писателей». Подобно знаменитым женщинам в книге Купер-Муллин и Кой, все мы в свое время скромно прошли по своим дорожкам в словесность. И если, начав с первых волнующих встреч с печатным словом, мы и во взрослом возрасте продолжаем читать, то в конечном счете достигаем точки, где нам становится внятна мощь грамотности – изменяющая жизнь и расширяющая сознание. Так почему некоторые люди читают всю жизнь, а другие нет? Уверен, это связано с тем, что человек в молодости нашел свою дорожку в словесность – неважно, сам или ему подсказали.

Молодые люди, разочаровавшиеся в чтении, рассказывают два сюжета (Worthy, 1998): раньше чтение было захватывающим и радостным, но потом все стало скучно, утомительно и решительно неинтересно; или чтение всегда было трудным делом и никогда не могло соперничать с другими, куда более интересными занятиями. Тем, кто открывает для себя (быть может, вновь) радость и волнение чтения, также есть что рассказать (Brozo, 2002). Из их рассказов вполне можно извлечь определенные уроки и разработать на их основе полезные стратегии обучения.

ИЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ВНЕШКОЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ УЧЕНИКОВ

Клод испытывал настоящую страсть к хоккею, но никто из взрослых этого, похоже, не замечал. Наконец его страсть открылась учителю естественных наук, который перед уроком увидел, как Клод оживленно обсуждал с одноклассниками картинку в газете: в судью накануне попала шайба. Учитель сам в молодости играл в хоккей и дал Клоду прочесть книгу «Кленовые листья» против «Канадцев» (Duplacy, 1996). Клод был еще очень юн, ему не доводилось прежде «купаться в энергии книги» (Birkerts, 1994, с. 84), поэтому он впервые в жизни испытал неповторимое удовольствие от чтения. Теперь уже кажется, что пути назад быть не может. «Это – первая книга, которую я прочел от начала до конца», – сказал он учителю и попросил дать почитать еще что-нибудь подобное. Для Клода книги о хоккее послужили дорогой к чтению.

Хотя учитель узнал об интересе Клода к хоккею чисто случайно, в целом не стоит полагаться на случайности, чтобы выяснить, что привлекает учащихся за пределами школы. Используя стратегии типа «Моя сумка», можно очень много узнать о хобби, мечтах и жизненном опыте ребенка; это даст учителю важную информацию, ключ к подбору нужного материала для чтения. Стратегия предполагает, что ученики кладут в сумку различные предметы, которые символизируют различные аспекты их жизни, а затем содержимое демонстрируется одноклассникам и преподавателю. Например, Делфино достал из своей сумки фотографию, на которой он и его друзья стояли на берегу моря с досками для виндсерфинга. Задав ему кое-какие вопросы, я понял, что, несмотря на огромный интерес к виндсерфингу, он не читает книг и журналов об этом виде спорта. Мальчик очень увлекся, когда я предложил ему книгу «Локи Леонард, человек-торпеда» (Tim Wmton, 1991). Локи стал первой точкой соприкосновения Делфино со словесностью, и он признался: «Я до сих пор не люблю много читать... но после Локи Леонарда мне это нравится куда больше, чем раньше» (Brozo, 2002).

Благодаря той же стратегии, Сергей, преподаватель биологии, узнал, что Алеша, один из самых неактивных читателей в классе, интересуется российской космонавтикой. Книг об этом в школьной библиотеке было немного, но Сергей нашел интересные и легко читающиеся отрывки и статьи в Интернете и создал для мальчика специальную электронную папку. Вероятно, впервые в жизни Алеша обнаружил, что в школе можно с удовольствием читать о том, что его интересует в жизни.

ПОДСКАЖИТЕ КАЖДОМУ ЕГО СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ В МИР ПЕЧАТНОГО СЛОВА

Как только преподаватель узнает об интересах своих учащихся, он может начать «беседы о книгах» – короткие, интересные презентации, сопровождаемые выразительным чтением отрывков из текста и заключением, которое призвано окончательно заинтриговать слушателей (Brozo & Simpson, 2003). Рассказ о книге занимает всего 3–5 минут, что позволяет прибегать к этой форме работы довольно часто.

Чем чаще ребенку дают личные рекомендации насчет книг и статей, тем больше вероятность того, что он «клюнет» на какое-то название и выберет эту книгу или статью для самостоятельного чтения. Примерно так и случилось с Юзефом. Вообще-то он читать не любил, но внезапно заинтересовался рассказом учительницы о книге. «Если бы рок-н-ролл был машиной» (Davis, 1994). Это история о подростке, который, как и Юзеф, любил мотоциклы, и когда учительница представляла книгу, подростку показалось, что она говорит непосредственно с ним. Сразу после урока он попросил взять книгу почитать и остался доволен.

ПУСТЬ В ШКОЛЕ БУДЕТ ВРЕМЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

Если вы вложили подходящие книги и другие печатные материалы в руки учащихся – это еще не гарантия, что дети все прочтут. Для стимуляции активного чтения преподаватели могут сделать важный дополнительный шаг: выделить в течение учебного дня время и место для того, чтобы учащиеся читали тексты по интересам. Чем легче доступ к печатным материалам, тем чаще подростки читают (McQuillan & Аи, 2001).

Когда у Лелы неожиданно умерла мать, девочку очень поддержала книга, которую дал ей школьный психолог: «Возвращение домой» (Brooke, 2000). Тема книги была связана с ее недавним личным опытом большой потери. Однако Лела признала, что, возможно, так и не прочла бы ни строчки, если бы не двадцать минут, ежедневно выделяемые учащимся на свободное чтение в школе. Поскольку Лела читала медленно, а после школы еще и работала, у нее редко оставалось время для чтения дома. Заветная двадцатиминутка позволила ей прочесть книгу за несколько недель. Она часто заходила поговорить с психологом о сюжете и о том, как Эми, главная героиня, справлялась со своим горем, тоже связанным с трагической смертью матери. Еще до того, как Лела дочитала книгу, она попросила порекомендовать ей что-нибудь еще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку нельзя заранее знать, где юный человек получит свой первый опыт увлекательного чтения, надо выявить личные интересы, предоставить учащимся большое количество разнообразных книг и статей, которые с этими интересами связаны, а также отвести время и место для чтения – чтобы оно было в радость. Помочь обнаружить дверь в мир словесности, вероятно, высшая цель при работе с непробужденными или разочарованными читателями. Если человек однажды заинтересовался текстом – вне зависимости от того, что именно его заинтересовало, – можно уже с оптимизмом сказать, что он станет читателем на всю жизнь.

Уильям Дж. Брозо – профессор словесности, работает с педагогами-аспирантами в университете Джорджа Мейсона, Фэрфакс, штат Вирджиния, США. Эл. адрес: wbrozo@gmu.edu



* Печатается по: Перемена. – 2005. – Том 6. – Номер 1. – Январь.