Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

По страницам наших газет за май 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Алямкина Н. И. Нет – пожарам, да – лесам! Помоги природе сам : Экологическое занятие для учащихся 5–6-х классов / Н. И. Алямкина // Биология. – 2007. – № 10. – С. 12–13. – (Я иду на урок).

Андросова Ю. Заколдованный лес / Ю. Андросова // Школьный психолог. – 2007. – № 10. – С. 46–47. – (Игротека).

Задачи игры: выявление особенностей взаимодействия детей; создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества; выявление особенностей развития познавательной сферы (внимания, мышления); повышение уровня сплоченности класса, развитие способности дружить, общаться в паре, группе.

Антосюк Л. M. Сад души человеческой : Интегрированный урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» / Л. М. Антосюк, И. А. Тягина // Биология. – 2007. – № 9. – С. 10–12. – (Я иду на урок).

Брио Т. Разговор с землей : Урок-утренник. Экология / Т. Врио // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 15–17. – (Учителю на заметку).

Вьюнова И. Ю. Детектив-шоу : Дидактическая игра / И. Ю. Вьюнова // Химия. – 2007. – № 9. – С. 40–41. – (Из опыта работы).

Разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8-9-х классов.

Григайтес Н. Торжественная песнь орла и триколора / Н. Григайтес // История. – 2007. – № 9. – С. 42–47. – (Я иду на урок).

Устный журнал «Государственная символика России: история и современность».

Дмитренко С. Как рассказать минувшую весну... : Времена года в русской поэзии / С. Дмитренко // Искусство. – 2007 – № 10. – С. 20–21. – (Времена года).

Материал можно использовать и при подготовке внеклассного мероприятия.

Костина М. Клуб любителей здоровой пищи / М. Костина // Здоровье детей. – 2007. – № 10. – С. 38–41. – (Творческая мозаика).

О клубе «Здоровое питание», в котором встречаются дети разных возрастов.

Овчинникова Л. С честью и достоинством : Семья Айрих и судьба российских немцев / Л. Овчинникова // История. – 2007. – № 10. – С. 36–43. – (Я иду на урок).

Материал для подготовки «урока памяти» по теме «Формы политических репрессии».

Саенко Н. Поэзия, ставшая подвигом / Н. Саенко // Литература. – 2007. – № 9. – С. 18–20. – (Я иду на урок. 9–11-й классы).

Литературно-музыкальная композиция «Поэзия Великой Отечественной войны».

Скржинская М. Гамос и симпосион : Домашние праздники в Древней Греции / М. Скржинская // История. – 2007. – № 10. – С. 6–19. – (Мастерская историка).

Материал может пригодиться при подготовке и уроков, и внеклассных мероприятий.

Хромова Ю. Программа Дня психологии для учащихся начального звена общеобразовательной школы / Ю. Хромова // Школьный психолог. – 2007. – № 9. – С. 10–15. – (Психолог у доски).

Шеваров Д. Увидеть Родину : Так можно было бы назвать проект, который позволил бы нашим детям путешествовать по родной стране / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Чикин В. С. Похвальное слово магниту : Пsьеса-фантазия / С. В. Чикин // Физика. – 2007. – № 10. – С. 32–34. – (Нижегородский выпуск).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Арсланьян В. Как пережить экзамены? / В. Арсланьян // Математика. – 2007. – № 9. – С. 19. – (Страничка психолога).

Бачурина А. Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку : Коррекционная программа для младших школьников / А. Бачурина // Школьный психолог. – 2007. – № 9. – С. 18–25. – (Методическая копилка. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).

Лепешова Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников / Е. Лепешова // Школьный психолог. – 2007. – № 9. – С. 40–43. – (Тест со всех сторон).

Путляева Л. Воспитываем внимание / Л. Путляева // Начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 39–41. – (В союзе с психологией).

Как помочь ребенку не стать «рассеянным с улицы Бассейной»; как воспитать готовность ребенка быть внимательным всегда?

Родионов В. Элементы тренинга на классном часе / В. Родионов // Школьный психолог. – 2007. – № 10. – С. 10–13. – (Психолог у доски).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Бурлаков И. В защиту компьютерных игрушек : [беседа с психологом, специалистом по компьютерным играм И. Бурлаковым / записала Г. Калинина] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 8–12. – (Совместная работа. Разговор с родителями).

Калина О. «В моей семье так не будет» : Дети, с которыми плохо обращались родители, часто дают себе такое обещание. Но выполнить его им редко удается. Почему? / О. Калина // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Лисакова А. Есть о чем поговорить : Родительские собрания в детской библиотеке / А. Лисакова, И. Лысая / Библиотека в школе. – 2007. – № 10. – С. 38–39. – (Работа с читателями. Картотека опыта).

Примочкин Б. В поисках компьютерной гармонии : О стратегии и тактике взрослых в отношениях с интернет-зависимым ребенком / Б. Примочкин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 3–5. – (Совместная работа. Разговоры с родителями).

Хоменко И. «Синдром отличника»: экзаменационные страхи : Чем родители могут помочь своему гиперответственному ребенку – подсказки для классных руководителей / И. Хоменко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 22–23. – (Nota bene! Экзамены на носу).

Когда ребенок поймет, что родительское к нему отношение не зависит от его успеваемости, большая часть психологических проблем исчезнет. Ведь наши дети не перестают любить нас оттого, что мы понижены в должности.

Ялтонский В. Пленники компьютерной паутины : [беседа об интернет-зависимости с доктором медицинских наук, профессором кафедры клинической психологии МГМСУ В. Ялтонским / записала С. Артемова] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 6–8. – (Совместная работа. Разговоры с родителями).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Валиахметов Р. Организация и проведение соревнований по русской лапте / Р. Валиахметов, Л. Гусев, А. Костарев, В. Щемелинин / Спорт в школе. – 2007. – № 10. – С. 36–43. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Гулиев X. Когда ученики рассказывают о своей жизни : Оказывается, у взрослых и детей проблемы и цели в жизни – общие, значит, и двигаться к ним можно вместе / X. Гулиев // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 13. – (Школьное дело. Уклад школы).

Егорова М. Вы собираетесь отправиться в поход? : Тогда не забудьте о некоторых «мелочах», которые могут оказаться решающими / М. Егорова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 10. – С. 35–36. – (Походные премудрости).

Мизулин С. Воспитание приключением : Какие возможности оно открывает для детей / С. Мизулин // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 14. – (Школьное дело. Страницы внешкольного времени).

ПОДРОСТОК

Белов И. До вынесения приговора : В этой школе учатся дети, потерявшие доверие к миру. И учитель, может быть, единственный человек, способный хоть частично это доверие восстановить / И. Белов // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 4. – (Территория детства. На краю судьбы).

Каганов Б. Первое, что им требуется, – наше внимание : Всех непослушных ребят можно отнести к одной из трех групп – так считают психологи одной из Школ открытого типа, в которой учатся неблагополучные подростки / Б. Каганов // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 10. – (Школьное дело. Педагогические ориентиры).

Титова Н. Положительное подкрепление / Н. Титова // Школьный психолог. – 2007. – № 10. – С. 36–37. – (Вместе с учителем).

Что такое агрессия? Знаком ли педагог с причинами и механизмом возникновения агрессивного поведения подростков?

ПРОБЛЕМА

Жижко Е. Алкоголик – это не то, что вы думаете : Сценарий интерактивного профилактического занятия для подростков / Е. Жижко, Т. Коробицьша // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Клавис К. Детское сквернословие : Чем оно вызвано и как с ним бороться / К. Клавис // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 19. (Детный мир. Трудные темы).

В конце материала дан список литературы.

Кожурина Л. Работа – с трудными детьми : Если проводить ее в тех формах, которые предлагают школе сверху, она становится исключительно бумажной / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. –№ 9. – С. 10. – (Школьное дело. Педагогические ориентиры).

Корчагина Ю. Национальные различия и детские конфликты / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2007. – № 10. – С. 30–32. – (Вместе с психологом).

Что лежит в основе национальных предрассудков?

Олейников А. Особый ребенок – обычная семья : Под таким девизом в Псковской области стартовал уникальный проект по семейному устройству детей с особыми потребностями / А. Олейников // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 8. – (Территория риска).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Хлеб души : Хороший учитель, воспитывая, становится стилистом, дипломатом и адвокатом / И. Алейникова // Управление школой. – 2007. – № 9. – С. 2–4. – (Событие).

О конференции «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании», на которой встретились руководители гимназий в Санкт-Петербурге.

Ганькина М. Что такое нормальная жизнь на уроке? : Десять лет спустя: не только простые вопросы, но и путь к ответу / М. Ганькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 10. – С. 30–32. – (Самообразование учителя. Педагогика эстафеты).

Жажда быть оригинальным // Управление школой. – 2007. – № 9. – С. 39–43. – (Наука управлять. Педсовет).

Педсовет по теме «Детская, подростковая и юношеская субкультура как условие самоопределения и воспитания учащихся» (разработан в Ломоносовской гимназии № 73 Санкт-Петербурга).

Зайцева В. Выживание в пустыне : Заметки из истории питания и некоторые размышления, полезные для наших дней / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2007. – № 10. – С. 14–16. – (Взгляд физиолога).

Захарова О. Тактика победителя : «Шпаргалка» для классных руководителей / О. Захарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 18–19. – (Nota bene! Экзамены на носу).

Как проиграть ситуацию экзамена на классном часе.

Казеичева И. Случай с Кириллом А. / И. Казеичева // Школьный психолог. – 2007. – № 9. – С. 26–30. – (Методическая копилка).

Из опыта работы с аутичными детьми.

Калинкина Е. Повышение квалификации педагогов на уровне школы и его роль в управлении / Е. Калинкина // Управление школой. – 2007. – № 9. – С. 35–38. – (Наука управлять. Коллектив).

Кожурина Л. Мультимедийный урок: обсуждаем практику : Учителя предлагают свои технические и методические приемы / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 7–8. – (Школьное дело).

Кузнецова М. Вечные ценности : Духовные ценности и здоровье... Как они связаны между собой? / М. Кузнецова // Здоровье детей. – 2007. – № 10. – С. 33–37. – (Образ жизни).

Кулик О. Информационные технологии для гиперактивных детей / О. Кулик // Здоровье детей. – 2007. – № 9. – С. 17. – (Нам пишут).

Как эффективнее использовать информационные технологии в обучении детей, страдающих СДВГ?

О программе работы с такими учащимися в Малиновской средней общеобразовательной школе.

Куценко Е. Переход в среднюю школу : Сделать его минимально травматичным для пятиклассников – в этом цель эксперимента, который проводится в нескольких московских школах / Е. Куценко // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 11. – (Школьное дело. Тревоги будущего учебного года).

Леонтьева О. Дети-мигранты: получить полноценное образование и не забыть традиции своего народа : этой теме был посвящен XIX конгресс Школ продуктивного образования / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 6. – (Политика образования. Образовательный меридиан).

Леонтьева О. Как провести интегрированное занятие? : Главное, чтобы в заголовках будущих докладов и проектов ваших учеников было как можно больше конкретных вопросов / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 11. – (Школьное дело. Образовательные технологии).

Минин В. Кто мы и откуда? : Союз гимназистов в гражданском становлении личности / В. Минин // Управление школой. – 2007. – № 10. – С. 22–23. – (Школьный уклад. Гимназии).

Морозова Е. Проблемные ученики: три основных типа : Подспорье для классных руководителей в их разговорах с коллегами и родителями особых детей / Е. Морозова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 31–37. – (Работа с учениками. Особый ребенок).

Насапова Б. От школы навыка – к школе успеха / Б. Насапова, Б. Ринчинова / Управление школой. – 2007. – № 10. – С. 24–29. –(Школьный уклад. Воспитание в ОУ).

Фрагменты концепции воспитательной системы Урда-Агинской школы Бурятского автономного округа.

Ордина Ж. Закажите педсовет : Информационные педагогические советы / Ж. Ордина // Библиотека в школе. – 2007. – № 10. – С. 35–37. – (Работа с читателями. Картотека опыта).

О сотрудничестве педагогов и библиотекарей г. Озёрска.

Погодина Г. Интересны ли дети друг другу? : Несколько деловых штрихов к портрету-характеристике методики Шулешко / Г. Погодина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 10. – С. 17–20. – (Преемственность поколений. Школа ровесничества).

Рулевскан Л. Разбор «полетов» : Научно-методическое сопровождение педагогов / Л. Рулевская // Управление школой. – 2007. – № 9. – С. 32–34. – (Наука управлять. Методическая работа).

Авторские программы, использование нетрадиционных форм, методов и средств обучения – любая развивающаяся школа не представляет сегодня своей жизни без них. Подталкивают к этому и всевозможные конкурсы, и курсы повышения квалификации. А чтобы изменения в школе были действительно продуктивными и эксперименты не приносили вреда, не обойтись без научно-методического сопровождения деятельности педагогов.

Степанова М. Классному руководителю о самоуправлении в классе : Методические рекомендации / М. Степанова // Управление школой. – 2007. – № 9. – С. 22. – (Книжная полка).

Рецензия на книгу (вышла в московском издательстве «ТЦ Сфера» в 2006 г.).

Тамбовкина Т. Клички и прозвища : Педагогические ситуации / Т. Тамбовкина // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 28–33. (Педагогика в лицах).

О причинах присваивания кличек.

Фролова О. Объединение классных руководителей : За что отвечает тот, кто его возглавляет? / О. Фролова // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 7. – (Школьное дело).

Ясницкая В. Как сделать класс классным : Возрастные особенности девятиклассников / В. Ясницкая // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический бестселлер).

Фрагменты из книги.

НА ЭКСКУРСИЮ

Ганькина М. Петербург шестого «Б» – в трех дождливых днях : А еще в предвкушениях, приключениях и рассказах об этом двух учительниц / М. Ганькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 40–41. – (Внеклассная работа. Образовательное путешествие).

То, что происходит до культпохода, экскурсии или поездки, и то, что после, – это и есть самое главное. Музей должен работать на жизнь, на культуру, на подлинную грамотность. А не только на школьную программу.

Касаткин М. В. Музей, посвященный науке о живом : К 85-летию Биологического музея / М. В. Касаткина // Биология. – 2007. – № 10. – С. 28–30. – (История науки).

Шенкман В. Воин-герой и литературный герой – плечом к плечу / В. Шенкман // Литература. – 2007. – № 9. – С. 44–45. – (Литературная карта).

Кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

ИМЕНА

Белошапкина Я. Федор Рокотов / Я. Белошапкина // Искусство. – 2007. – № 9. – С. 11. – (Арт-галерея).

Грученко Г. И. Николай Леонидович Глинка : К 125-летию со дня рождения / Г. И. Грученко, Т. В. Анисимова // Химия. – 2007. – № 9. – С. 5–6. – (Галерея русских химиков).

Шашкина М. «По окончании войны готов вернуться в ссылку...» : В эти дни исполнилось 130 лет со дня рождения легендарного хирурга и православного подвижника В.Ф.Войно-Ясенецкого святителя Луки Крымского / М. Шашкина // Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Времена. Домашний архив).

Кошелев В. А. «Король поэтов Игорь Северянин» / В. А. Кошелев // Литература. – 2007. – № 10. – С. 6–7. – (Листки календаря).

К 120-летию Игоря Северянина (1887–1941).

Шеваров Д. «Для каждого слушателя я выгляжу таким, каким он меня придумал» : 19 мая исполнилось 100 лет со дня рождения радиоволшебника Николая Владимировича Литвинова / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 10. – С. 22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Ярхов В. Детектив галантного века : Братья Архаровы на службе государю и Отечеству / В. Ярхо // История. – 2007. – № 10. – С. 20–27. – (Забытый сюжет).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Корф О. ...Кто будит музыку, которая спит / О. Корф // Библиотека в школе. – 2007. – № 9. – С. 22–24. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге С.Махотина «Вирус ворчания».

Панич С. От «Крокодила» до «Изумрудного города» : территория тепла и свободы / С. Панич // Библиотека в школе. – 2007. – № 9. – С. 25–27. – (Остров сокровищ. Книжная лоция).

О Мироне Петровском и его сборнике «Книги нашего детства».

Чудаков А. Отважный пилот Гастелло / А. Чудаков // Литература. – 2007. – № 9. – С. 30–33. – (Детское чтение).

Глава из автобиографического романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».

С другими главами можно познакомиться в Интернете http://magazines.russ.ru/znamia/2000/10/chuda.html) и http://magazines.russ.ru/znamia/2000/11/chuda.html)