Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Дорогие друзья, дорогие коллеги!

Жукова
Татьяна Дмитриевна
Жукова

президент Русской
школьной библиотечной
ассоциации, главный
редактор журналов
«Школьная библиотека»,
«Читайка», «Семейное
чтение», «Крылья»,
«Юный краевед»,
Москва

Для меня и честь, и большая ответственность выступать на нашем первом съезде после Министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко, и в то же время я испытываю огромную радость и волнение, понимая всю значимость происходящего.

Наш съезд – это результат совместной работы – профессиональной общественной организации и профильного министерства. И это отражает современные тенденции развития нашего общества – перехода в свое новое состояние – «государство самоорганизующееся» – гражданское общество.

Школьные библиотеки – это система – многоплановая, сложная и требующая сегодня более сложного механизма управления, чтобы быть устойчивой в своем развитии.

А устойчивая система держится на крепкой государственной поддержке – поддержке сверху – и профессиональном самосознании, «горении» самого носителя профессии. Для создания такой системы мы и собрались с вами все вместе на этой святой пушкинской земле.

Неслучайно девизом нашего съезда стали слова великого библиотековеда Николая Александровича Рубакина: «Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель».

Ведь сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с теми богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами, которыми она обладает.

И предметом нашей библиотечной сферы являются три важнейших составляющих, влияющих на эти процессы:

книга – как духовный продукт нации;

чтение – как деятельность по генерации мыслей и повышению качества мышления, как важнейшее средство духовного развития личности, если это не простой механизм без духа, как говорил Иван Ильин;

и сама библиотека – как катализатор развития общества.

Наши школьные библиотеки занимают особое положение в библиотечной сети страны.

И важно осознать, что школьная библиотека для многих российских детей сегодня является первой библиотекой в их жизни, и именно школьные библиотеки создают читателя для всех остальных типов библиотек, поэтому они не должны быть слабым звеном библиотечной сети страны, тем более что они составляют 49% от общего числа библиотек.

Первые годы XXI века показали сложность и противоречивость положения школьных библиотек, однако в этих сложных условиях наши библиотекари демонстрируют не только жизнестойкость, но и наличие мощного творческого потенциала и богатейших человеческих ресурсов.

Многочисленные письма и звонки в ассоциацию показывают нам, что библиотекари не согласны с такими условиями модернизации российского образования, при которых школьная библиотека и ее специалисты рассматриваются как второстепенное звено в образовании, а вся система школьных библиотек развивается по инерционному сценарию.

Маленькая иллюстрация к этому, характерная для нашей почты, – письмо библиотекаря одного из российских городов:

Пишу вам из далеких мест России, из Нанайского района Хабаровского края.

До сих пор не определен статус школьного библиотекаря, а отсюда многие трудности и недоразумения.

Если библиотекарь – это новатор, то его можно отнести к педагогам, а если это робот, выполняющий механическую работу: выдал – принял, – то тогда какой с нас спрос за воспитание детей? О каком воспитательном плане может идти речь, а с нас его спрашивают.

Необходимо определиться с нашим статусом и разработать пакет документов. Пока этого нет, каждый регион будет решать эту проблему самостоятельно. В 2007 году для нас это стало больным вопросом, так как Хабаровский край отнес библиотекарей к разряду технического персонала и лишил всех льгот, в том числе на коммунальные услуги. Мы, живя на селе, не имеем ничего, заработная плата низкая, льгот нет, отпуск – 30 календарных дней. Работая на компьютере по 7 часов в день, мы не имеем доплаты. Не предполагаются проценты за «запыленность». Я согласна, есть документ, который предполагает эту доплату на усмотрение руководителей, но нужен четкий закон, иначе школьные библиотекари так и будут ходить с протянутой рукой.

Во многих школах в связи с подушевым финансированием директора были вынуждены вообще отказаться от библиотекарей или перевести их на 0,5 – 0,25 ставки из-за нехватки денег. Наши школы – не малокомплектные, но малочисленные, и денег тоже не хватает, однако директор сохранил ставку библиотекарям, понимая всю важность этой работы. Даже 216 учеников этой школы нуждаются в хорошей книге, не имея возможности посетить театры, музеи и галереи. Правда, не всегда ребенок может получить нужную книгу, малыши вообще стали редкими посетителями, так как наш фонд стал теперь ветхим, устаревшим. Финансирование библиотек идет по остаточному принципу. Пока будет такое положение вещей, наша страна никогда не будет читающей. Неправда, что дети не читают, они очень хотят увидеть в своей библиотеке новую красочную книгу. Многое надо поменять, но при этом надо помнить, что не может быть школьный библиотекарь прослойкой между педагогом и уборщиком помещения. Проблема эта назревала очень долго. Обращаюсь к Школьной библиотечной ассоциации от лица всех библиотекарей района с тем, чтобы помочь в решении этой проблемы». (Аплодисменты.)

Поэтому нам нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования, а школьного библиотекаря – его ключевой фигурой.

Роль библиотекаря как специалиста, знающего и любящего книгу, в новом веке не снижается, а становится все более значимой. Только сильные школьные библиотеки рождают сильных учащихся! Этот лозунг подтверждается жизнью и воплощается в опыте работы многих талантливых школьных библиотекарей России и мира.

Но оценка работы школьного библиотекаря, его статус и в педагогическом, и в библиотечном сообществах пока несправедливо низки.

Необходимо на государственном уровне решить важную системную задачу создания в России эффективной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие школьных библиотек и «индустрии» для них. (Аплодисменты.)

Символично, что сегодня, на расширенном заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, по поручению Президента проходит совещание по теме: «Развитие библиотечной системы, укрепление и развитие материально-технической базы специализированных и общедоступных библиотек, внедрение новейших технологий информационного обслуживания населения» по итогам обсуждения этой проблемы на прошедшем 30 мая заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В связи с проведением съезда я не смогла принять участие в этом совещании, но мы участвовали в его подготовке и надеемся, что наша аналитическая записка о мерах государственного и общественного влияния на развитие политики в области школьных библиотек и детского чтения внесет вклад в наше общее дело.

Предлагаем для решения всего комплекса наших проблем внести финансирование школьных библиотек и их государственную поддержку в Приоритетный национальный проект «Образование» на правах целевой подпрограммы «Школьная библиотека», которая помогла бы ускорить модернизацию школьных библиотек, совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность школьных библиотек, совершенствовать кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования библиотек. (Аплодисменты.)

Еще одним эффективным ресурсом модернизации школьных библиотек может стать разрабатываемая ныне Национальная программа поддержки и развития чтения.

Так же как и во всех странах, испытавших «PISA-шок» (Германия, Великобритания, Норвегия и др. страны), важнейшим элементом Национальной программы поддержки и развития чтения в России должны стать школьные библиотеки. Поэтому наша ассоциация в течение двух лет входила в группу разработчиков проекта этой Национальной программы совместно с Российским книжным союзом.

По болевым точкам инфраструктуры системы школьных библиотек мы продумали рабочие мероприятия съезда.

Прежде чем дать им краткую характеристику, я хотела бы подчеркнуть, что все они являются результатом многолетнего изучения этих болевых точек, результатом совместной работы с ведущими отечественными учеными и специалистами в области библиотековедения, педагогики, психологии детского чтения, результатом живого общения с библиотекарями самых разных регионов: от Пскова до Дальнего Востока и Чеченской республики.

За программными мероприятиями нашего съезда стоит тщательный анализ состояния отечественных школьных библиотек, включая законодательную базу, кадры, фонды и уровень информатизации.

Прежде всего, о законодательной базе

Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек образовательных учреждений. Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и детей (руководитель – Екатерина Филипповна Лахова) совместно с экспертами нашей ассоциации подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». В этот закон внесены изменения, направленные на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов. Законопроект устанавливает также ответственность образовательного учреждения за организацию деятельности библиотеки.

И это только первый шаг к созданию правового поля школьных библиотек.

Необходимо поднимать вопрос и о ставке библиотекаря. С советских времен она зависит от количества классов-комплектов, а в условиях сегодняшней демографической ситуации они уменьшаются. По нашим оценкам, уже более чем в 40 % школ России школьные библиотекари работают на полставки. Но если рассматривать библиотеку как культурный центр школы, как кабинет №1, то независимо от того, сколько классов-комплектов в школе, необходимо иметь полноценную ставку, а может быть, и две. Ведь от этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются наши дети. Нужно привести профессию школьного библиотекаря в соответствие с той миссией, которая стоит перед ним в ХХI веке. Во многих – это информационный лидер школы, заместитель директора школы по информационной работе.

Предметно и детально это будет обсуждаться сегодня на секции № 1.

Кадры

У нас есть уникальные кадры, которые, несмотря на маленькую зарплату, хорошо и творчески работают. Но это уходящее поколение, получившее в свое время специальное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества.

В настоящее время сложившаяся система подготовки библиотечных кадров не имеет специализации «Детские и школьные библиотеки». А в России именно с этих отделений начинались когда-то библиотечные вузы. Сегодня мы получаем тревожную информацию о закрытии специализированных кафедр, так как со стороны системы образования нет социального заказа на подготовку специалистов для библиотек образовательных учреждений.

Сочетание низкой зарплаты и низкого социального статуса, отсутствие системы специальной подготовки именно школьного библиотекаря ставит под угрозу само существование этой профессии и школьной библиотеки как важного социального института. Уникальность этого института в том, что через него проходят все дети России, а они нуждаются в самых лучших библиотечных специалистах.

Наши зарубежные коллеги сегодня делают прорывы именно в вопросах подготовки и переподготовки кадров и в целях усиления читательской среды ребенка формируют свои национальные государственные программы по чтению, опираясь, прежде всего, на школьные библиотеки.

А наша политика в области школьных библиотек стала одной из причин неутешительных результатов международного исследования PISA1, в котором российские подростки 14–15 лет в тестировании на глубину понимания прочитанного заняли в 2003 году 34-е место среди 40 стран.

В этом плане примером положительного зарубежного опыта может служить Южная Корея (2-е место в PISA–2003), где Министерство образования и развития человеческих ресурсов изменило прагматический взгляд на образование, единственной целью которого было не развитие личности, а успехи в экономике. Этот подход вызывал у общества (так же как сейчас и у нас) только интерес к экзаменам, книга рассматривалась только как источник информации, а чтение понималось только как работа с текстом.

Смена парадигмы образования в Южной Корее привела и к изменению отношения к профессии школьного библиотекаря не как к обслуживающей, а как к творческо-креативной профессии. Большой вклад в это внесли неправительственные организации и родительские движения.

Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Поэтому проблема школьных библиотек была там позиционирована в правительстве, был создан специальный Департамент школьных библиотек, разработана ключевая стратегия под названием «Пятилетний мастер-план по развитию школьных библиотек» с большим государственным бюджетом, выработан контрольный список критериев, которым должны следовать местные органы власти в своей работе со школьными библиотеками. Уровень обслуживания и наличие книжных коллекций в библиотеках, несмотря на активное внедрение ИКТ в этой стране, оценивается как составная часть функционирования местных органов управления образованием.

В этой стране идет сплошная переподготовка школьных библиотечных кадров по специализации «библиотекарь-педагог» с акцентом на такие темы, как психология и педагогика чтения и формирование информационной культуры учителей и учащихся.

Эта модель реформирования системы школьных библиотек была рекомендована ИФЛА – Международным библиотечным конгрессом – для других стран мира как наиболее удачная.

Еще одна проблемная точка – это перекос в информатизации российского образования, на первом и втором этапах которого не были учтены только школьные библиотеки и их специалисты. И сегодня необходимо создать новый вектор информатизации школ России с учетом новой миссии школьного библиотекаря и школьной библиотеки как информационного центра школы.

Во многих странах существуют и активно работают порталы школьных библиотек, и там библиотекари имеют свое on-line-пространство, которое позволяет им объединяться и совместно создавать ресурсы. Такой портал помог бы и нашему библиотекарю повышать свою квалификацию, не уходя с рабочего места.

В настоящее время министром информационных технологий и связи Российской Федерации господином Рейманом поддержана инициатива нашей ассоциации о создании Портала школьных библиотек России, что позволит нашим библиотекарям войти равноправными партнерами в российское и мировое информационно-библиотечное пространство. (Аплодисменты.)

Книжные фонды, без которых не может существовать школьная библиотека. Она жива новыми поступлениями, подпиской.

За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник. Но в целом государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, т.к. основные фонды в последние годы не пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой.

Практически прекращено поступление в школьные библиотеки научно-популярных и детских журналов. Следует предусмотреть приоритетное отношение к книгоиздательству для детей; создать условия государственной поддержки комплектования школьных библиотек с целью превращения их в привлекательных партнеров для книгоиздателей, возобновить «Библиотечную серию», «Школьную серию» с целью гарантированного целевого комплектования школьных библиотек лучшей литературой.

С интересным проектом к нам на съезд приехали представители крупнейшего в России книжного магазина «Московский дом книги» и Российской книжной палаты.

Спецификой нашего съезда является проведение не только секций, но и мастер-классов как особой формы, позволяющей обеспечить живой диалог науки и практики. И я благодарна ведущим ученым лучших вузов культуры страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова и Челябинска – за то, что они не только приняли приглашение участвовать в работе нашего съезда, но приехали на съезд с результатами научных исследований, творческими предложениями, инновационными проектами. И это дает надежду, что вскоре в библиотечной науке по­явится самостоятельное направление – «школьное библиотековедение», а у наших школьных библиотекарей – свои учебники. (Аплодисменты.)

Хочется, чтобы наш съезд дал нам всем не просто сумму наработок секций и резолюцию в конце, а стал процессом открытого коллективного творчества, именно такой процесс всегда роднит людей и пробуждает в каждом желание раскрыться, высказаться и отдать свое «заветное» на пользу людям, и найти отклик в других.

И это поможет решить еще одну острую проблему нашего сообщества – его разобщенность. Наши коллеги и друзья – библиотекари системы Минкультуры – проводят до тысячи мероприятий в год. И нам с вами необходимо многократное усиление профессионального общения и обмена. Надеемся, что этому поможет и работающая на съезде площадка инновационного опыта.

На международном уровне опыт работы лучших отечественных школьных библиотек будет представлен 9–11 октября 2007 года на третьем Международном фестивале «БиблиОбраз–2007».

Встреча с представителями Центра развития русского языка, которые еще в 2003 году на первом фестивале «БиблиОбраз» сдвинули «с мертвой точки» наше дело, безусловно, будет интересна многим участникам съезда. И мы благодарны и Наталии Дмитриевне Гальсковой, и Ирине Владимировне Малолетневой за то, что они приехали на наш съезд. (Аплодисменты.)

Хочу также поприветствовать наших коллег системы Министерства культуры Российской Федерации из юношеских и детских библиотек России. Уверена, что наша совместная работа на съезде поможет создать эффективные механизмы межведомственной кооперации ради укрепления информационно-безопасного пространства наших детей.

Открытие
Открытие

Школьная библиотека для наших детей – это магический мир школьной жизни. Дети в своих ответах на вопросы, зачем они идут в библиотеку, чаще всего отвечают: там не ругают, как дома, там не ставят оценки, как на уроке, там – хорошо.

И часто недостаток пространства библиотеки компенсирован избытком воображения. А школа, окружающая этот своеобразный «остров сокровищ», вытянулась горизонтально, часто комфортабельно. И только в библиотеке жизнь простирается не в даль, а карабкается вверх, как по ступеням лестницы мудрости и мыслей.

От этого так велика плотность этой «островной» жизни. И под её тяжестью и давлением пространство и время здесь текут по-другому.

И больше всего ребята любят «застрять» в библиотеке, чтобы позволить необъяснимой и бесспорной энергии книг зарядить аккумуляторы своей любознательной души. В таких библиотеках работают библиотекари, которых Д.С.Лихачев назвал «последними святыми» ещё в середине 90-х.

Обращаясь к библиотекарям, он сказал: «Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари».

И в середине 90-х многие библиотекари ощутили себя своеобразной «плотиной» на пути мощного потока, когда появилось много поверхностного и мутного и в искусстве, и в культуре.

Мир и простая доброта сердца библиотекаря открывают в наших детях свет, и наша культура держится на плечах этих подвижников.

Именно они на своих рабочих местах создают настоящие храмы для читающей души ребенка. Но без своего главного инструмента в работе – хорошего библиотечного фонда – сделать это сегодня очень трудно.

А хорошая художественная литература, по словам Фазиля Искандера, – это «вечный комментарий к Евангелию».

Поэты, писатели, мыслители всех времен и народов запечатлели в своих творениях великую трагедию человека и человечества – разрыв, несоответствие между идеалом и реальностью. И стремление к идеалу – это и есть источник жизни, добра и истины на Земле.

Особенно глубоко это понимаешь на земле Пушкина, одного из самых светлых и гармонических поэтов мира.

Я желаю нам всем гармонии и пушкинской «прививки»!

Я надеюсь, что наш съезд на этой святой земле станет проявлением истинной профессиональной соборности и даст новый импульс для развития отечественных школьных библиотек! (Продолжительные аплодисменты.)


* Текст предоставлен Русской школьной библиотечной ассоциацией и публикуется в авторской редакции.

1 PISA-тест – международная стандартизированная процедура измерения качества знаний 14–15-летних подростков в развитых странах мира. Первыми подверглись тестированию навыки чтения и глубина понимания прочитанного.