Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2007

Что-то давненько мы не обращались своим библиотечным взором к экологическим сказкам... А таковая обнаружилась, причем совершенно неожиданно и в абсолютно неподходящем для нее месте. Впрочем, с экологическими сказками это случается довольно часто...

Когда кто-то маленький узнает Смысл Жизни, он становится взрослым.
Макс Фрай

Как можно думать, что тебе не хватает чего-то, чего у тебя никогда и не было?
Эмми Тан

Сказка, о которой пойдет речь, обнаружилась в совсем не детской «Жалобной книге» Макса Фрая, жанр которой определен автором как «маленький роман» (вообще-то, свое литературное кредо писатель обозначает как «юмор + фэнтези + детектив»).

При ближайшем рассмотрении Макс Фрай оказался по многим параметрам «нашим человеком». В этом окончательно убедило интервью, которое когда-то попалось мне в Интернете (за давностью адрес уточнить не удалось). Привожу – монологом – его сокращенный (экологизированный) вариант.

Я люблю ёжиков. Вообще зверей, зверушек и звериков. Всяких, даже крыс, пауков (очень!) и гадюк (еще больше). Растения – все люблю. Бродить по лесу. Я в детстве уходил один далеко в лес, к счастью, родители об этом не подозревали. Воду люблю. Плавать в море, а возле реки – жить. Смотреть на реку… Ветер тоже люблю, даже когда он зимой в морду дует. Ходить босиком. Есть ежевику с куста. Лежать на мху. Ночевать под открытым небом. Улиток (не как пищу, а как объект созерцания). Собирать грибы, камни, ягоды, листья, дрова – просто собирать. Зеленый цвет (и свет). Кормить уток и вообще всяких птиц. Бежать вниз по склону холма. Крутиться, задрав голову, пока не упадешь (желательно в свежескошенное сено). Еще много чего. Я вообще очень люблю жизнь – со всеми вытекающими последствиями.

Да и что такое библиотека, писатель знает не понаслышке, о чем свидетельствует его рассказ «Про библиотеку» (Фрай М. Сказки и истории. – СПб. : Амфора, 2004. – 326 с.). Цитата: Много больше, чем волшебная лавка для рядового мечтателя из семейства литературных героев; никак не меньше, чем винный погреб для алкоголика, – вот чем когда-то была для меня библиотека.

Ребенка в себе (во всяком случае, то, что от него осталось) писатель тщательно культивирует. В сущности, вся наша жизнь случается с нами в детстве, в концентрированном виде. А потом мы только разбавляем этот концентрат дистиллированной водой времени. Макс Фрай не утратил интереса к сказкам: Я был самый крутой сказочник в нашем дворе… И, когда мы с друзьями прятались на чердаке, где я обычно ораторствовал, десятки посторонних ушей трепетали на ветру от любопытства.

Есть у Фрая и сказки (в упомянутой выше книге). Однако ничего подобного той, о которой пойдет речь, там обнаружено не было.

Как оказалась в «Жалобной книге» эта сказка? Все очень просто: один взрослый дядя (главный герой) рассказывает одной взрослой тете (своей любимой женщине) сказку на ночь. На девяти страницах.

Итак… Давным-давно… Не просто «давным-давно», а так давно, что скорее никогда, чем когда-то, жил-был Маленький Динозавр…

Динозаврик
Рисунок Нины Колосковой

Конечно, взрослый продвинутый читатель (и даже не очень продвинутый) сразу сообразит, что ничего хорошего ждать не приходится. Потому как участь, постигшая динозавров, известна каждому. И будут правы: Маленький Динозавр появился на свет в Конце Времен, когда динозавры как раз собрались вымирать. Поэтому Маленькому Динозавру быстренько выдали минимум жизненно необходимых сведений («Зачем учиться, если все равно вымирать?»), например …как отличить съедобные хвощи от несъедобных, оставили в покое и ушли на Поляну Печали скорбеть по поводу предстоящего вымирания. Это было их Смыслом Жизни – вымереть …без лишних усилий и дополнительных хлопот. Маленькому Динозавру такой Смысл Жизни совсем не понравился. И попытался он придумать себе какой-нибудь другой. Но ничего путного он так и не придумал. Решил жить, как живется, а там – по обстоятельствам.

По уже известной нам причине – вымирать – дело серьезное, тут на всякую ерунду отвлекаться не следует – ровесников у Маленького Динозавра не было. И стали у него появляться необычные (или наоборот – обычные?) друзья.

Растения. В первую очередь все те же хвощи и папоротники – …с одной стороны красивые, а с другой – вкусные. И к тому же никогда не грустят. Растения вообще не умеют грустить, и это их сильная сторона. Если подружиться с каким-нибудь растением, можешь быть уверена: по крайней мере, один неунывающий приятель у тебя теперь имеется.

Ветер. С ним Маленький Динозавр играл в прятки: Никогда не знаешь, с какой стороны он сегодня подует. Устраиваясь на ночлег, Маленький Динозавр думал: Сможет ли Ветер найти утром его убежище?.. Иногда в этой игре побеждал Ветер, а иногда – Маленький Динозавр. Они были на равных, а это делает всякую игру особенно интересной.

Океан. Каждое утро Маленький Динозавр приходил на берег и играл в чехарду с океанскими волнами: забрызгает? Не забрызгает? Океану эти игры тоже очень нравились. Это были благодатные времена, когда стихия была добра и приветлива. Даже великий Океан утихомиривал свои волны, чтобы не мешать Маленькому Динозавру чертить хвостом узоры на песке или выкладывать мозаики из раковин моллюсков. И тихонько шептал: «Хорошшшшшо. Оххххх, хорошшшшшо!»

Но самым любимым занятием Маленького Динозавра было смотреть на облака: Пока облака разрешают на себя глядеть, все в порядке. Больше ничего не требуется… Маленький Динозавр не получил хорошего образования, а поэтому не знал, что всякий, кто подолгу любуется облаками, сам рано или поздно может превратиться в облако. И однажды так и случилось.

А что, собственно, в этой сказке экологического? – спросите вы. И будете сто раз правы. Печалиться по поводу вымерших динозавров как-то уж слишком поздно. Да и вымерли они без какого-либо участия человека. Его тогда еще просто-напросто не существовало, так что динозавров даже некому было занести в Красную книгу.

Правда, печальная история динозавров очередной раз наводит на мысль, что шутить с матушкой Природой ой как опасно. Если уж судьбой безобидных (с экологической точки зрения) динозавров она распорядилась таким вот образом, то что говорить о человеке – с его-то размерами (по сравнению с динозавринскими, конечно), но внушительными амбициями.

Только вот современные ученые-экологи стали в последнее время вполне серьезно поговаривать о том, что человечество вполне может постигнуть участь динозавров. Поскольку мировой океан вскоре станет таким же, как 65 миллионов лет назад, когда динозавры-то и вымерли. Из-за увеличения выбросов парниковых газов мировой океан может закиснуть. Когда углекислый газ, который образуется при горении угля, газа и нефти, распадается в океане, часть его становится углекислотой. Потом она постепенно накапливается и делает воду океана более кислой. В настоящее время поступления углекислого газа почти в 50 раз превышают естественный фон. Что послужило первопричиной древнего закисания – неизвестно (вернее, неизвестно, из-за чего тогда атмосферу заполнили клубы метана и углекислого газа). Предполагается, что метаморфозы были непосредственно связаны с тем же самым катаклизмом, который привел к гибели гигантских ящеров.

Дивная сказка: мудрая, тонкая, философская, оптимистичная – пособие по вымиранию с точностью до наоборот. Она поможет нашим детям поумнеть, повзрослеть, поверить в собственные силы. Научит внимательно смотреть вокруг.

Я пересказала ее вам, расставив акценты по-своему. А вы, прочитав сказку, сможете пересказать детям, акцентируя внимание на том, на чем больше захочется именно вам. Она может быть о чем угодно: о двух мирах – светлом и дружелюбном мире Маленького Динозавра и мире Конца Времен и печали взрослых динозавров. О том, что каждый из нас создает свой особенный мир и живет в этом мире. О мире природы, полном гармонии, и твоем месте в этом мире. И, конечно, о том, что у каждого свой Смысл Жизни, а значит – своя судьба. Такой разговор «за жизнь» может состояться со старшими читателями.

С малышами можно поиграть «в облака». Ребята, наверняка, разглядят в них не только динозавров, но и очертания других животных (с их то фантазией!). Ведь …облачко в форме динозавра по-прежнему путешествует по небу. Иногда, впрочем, оно забавляется. Принимает причудливые фантастические формы… Его вполне можно увидеть в небе над любым городом, – если, конечно, повезет.

С удовольствием динозавров нарисуют, вылепят, сделают из подручного материала. А можно предложить им нарисовать орнаменты, которые Маленький Динозавр выводил кончиком хвоста на берегу океана. (конечно же, растительные. Что там произрастало в эпоху динозавров?)

Сюжет сказки очень подходит для «выращивания». Помните, мы писали о том, как выращиваются сказки? (Сочинительская мастерская Виктора Кротова // Библиотека в школе. – 2005. – № 15. – C. 10–14.) И, несомненно, от своих читателей вы услышите множество интереснейших историй из жизни Маленького Динозавра, которые они обязательно наполнят известной им информацией об этих древних животных. Многие из них о динозаврах знают больше, чем о животных, живущих с ними бок о бок. Поэтому их не оставит равнодушными книжно-иллюстративная выставка, посвященная вымершим гигантам. А еще детям можно предложить прогулку по «Российскому сайту о динозаврах» в Интернете: http://www.dinosaur.ru/.