Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2007

Интервью с холдинг-директором ТД «Библио-Глобус» Борисом Есенькиным

Мы уже рассказывали в одном из июньских номеров о Торговом доме «Библио-Глобус». Тогда нас поразила одна особенность в его работе. Крупный магазин берет на себя функции, не свойственные книжной торговле: организацию клубов по интересам, работу с явно некоммерческими проектами и, наконец, прямое просветительство. Одна из его программ так и называется – «Российские просветители». Спрашивается, а зачем магазину, то есть коммерческому предприятию, просветительская деятельность? Ведь она прибыли не приносит – одни хлопоты. Это и был первый вопрос, с которого начались наши беседы с холдинг-директором ТД «Библио-Глобус» БОРИСОМ ЕСЕНЬКИНЫМ.
Мы предлагаем вам несколько таких бесед-размышлений и постараемся без крайней надобности не прерывать их вопросами. Просто читайте (или слушайте?), соглашайтесь или возражайте.

О ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ, МЕЦЕНАТСТВЕ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Есенькин

Именно в просвещении народа великие князья и государи видели спасение России, особенно начиная с Петра Великого, который отмечал, что только благодаря бесконечным усилиям правителей русский человек смог открыть глаза, переступить через грань мрака и усвоить европейское знание, искусство, образ жизни. Петровские времена стали эпохой «взрывных перемен», когда Россия осознала необходимость в более тесных контактах с европейскими странами, когда русская культура получила мощное развитие, а отечественное образование было поставлено на службу государства.

С реформами Петра миссия просветителей обрела покровительство и поддержку власти. Они затронули все сферы деятельности: изменили систему государственного управления, модернизировали экономику, преобразовали науку, открыли новые течения в общественной мысли... Не было такой области знания или производства, которая осталась бы без внимания.

Под рукой Петра I формировалась культура, открывались научные и культурно-просветительские учреждения, появились гражданская азбука и первые гражданские типографии. С этого момента книга стала проводником светских знаний, ее создатели опирались на высокое качество графических и печатных работ. Несмотря на цензурный запрет русской церкви, читатель смог приобщиться к европейской научной мысли. Для этого Петр I реформировал издательское дело, создал научную школу перевода, лично осуществлял контроль над выпуском светских изданий, начал организовывать книжную торговлю в столице и регионах.

Однако в каждую эпоху просветительство граничило со страхом к нововведениям, разрушавшим жизнь просветителей. Так было с первопечатником Иваном Федоровым, типографию которого сожгли, печатные станы уничтожили, а самого изгнали из Московии. Судьба изгнанников коснулась и Николая Новикова, и Флорентия Павленкова, и Михаила Сабашникова, и многих других известных книжников. Но, тем не менее, оставленное ими наследие – бесценно, оно стало для нас элементом высочайшей степени духовности, выраженной в безраздельном самопожертвовании из любви к книге, в служении своему Отчеству и в ответственности за просвещение русского народа. Несмотря на различные сложности, трагические моменты, катаклизмы, просветители во все времена старались сохранить богатство человеческой мысли, донести его до последующих поколений, невзирая на гонения и цензурные запреты.

Так было всегда, когда просвещение являлось всенародным деянием. Но с приходом информационной революции и созданием глобального информационного общества возникла угроза потери отечественной культуры, традиций, русского языка, национального самосознания, что, в свою очередь, приведет к полному исчезновению этноса. Сегодня многое теряется и забывается. Может быть, это связано с постоянной гонкой современной жизни, в которой мы утрачиваем чувство ответственности перед будущим? Остановить это способно просвещение, организация свободного равного доступа к огромному потоку информации, продвижение национальных ценностей и традиций.

Меценатство и просветительская деятельность определяют стабильность государства и возможность издательским, книготорговым, библиотечным и другим организациям выразить идеи, несущие просвещение обществу. Исходя из отечественных традиций мы и увидели свою миссию: в просветительстве, формировании более благоприятных условий для становления личности, воссоздании различных пластов культуры и предоставлении возможности россиянам увидеть, оценить, постичь знания и опыт, накопленные за многие века. Любовь к книге и знаниям, на наш взгляд, должна упрочить веру в Россию, в то глубокое историческое наследие, которое было оставлено нам предыдущими поколениями, подчеркнуть роль культуры в развитии общества.

Мы стараемся перенести в сферу бизнеса лучшие российские традиции, на базе которых стремимся сформировать современный уровень работы с информацией и книгой. Ведь та идеологизированная философия, литературное наследие, которые были, ушли в небытие в одно мгновение. По-настоящему российскую философию мы и не знали, а новые ее достижения еще не впустили в нашу повседневную жизнь.

В «переходном рыночном развале» страна утратила свои устои. Многие не до конца поняли происходящее, не осознали пути и возможности построения будущего. В нашу жизнь вошли новые термины («менеджмент», «маркетинг», «логистика») и направления деятельности, области знаний и бизнеса. Стала появляться литература, которая отразила зарождение и развитие новой философии.

На торговой площадке ТД «Библио-Глобус» и в других информационно-торговых и библиотечных центрах каждый, от мала до велика, сегодня может увидеть и впитать огромное наследие русской и мировой человеческой мысли. Этим культурным срезом способны воспользоваться школьник, студент, профессор, пенсионер и то новое поколение предпринимателей, которое сформировалось в стране. Наша же задача состоит в том, чтобы выработать потребность общения с книгой, вернуть желание читать. Это и предопределило то, что Торговый дом принял черты читального зала, где любой посетитель может поработать с изданием, не приобретая его.

К сожалению, мы, как «уходящие динозавры», которые постоянно находятся в стрессовой ситуации, но продвигают и совершенствуют книжное дело. Сегодня эти самые «динозавры» и являются проводниками нашей истории, культуры, науки. Наша задача – удержать все ценные наработки, касающиеся книжного дела, создать «плацдарм», где мы можем передать будущему наше настоящее. Через книгу, которая формирует личность (и, в частности, влияет на становление российского предпринимателя), мы должны постоянно совершенствовать и отражать положительные реалии действительности.

…Современное бытие в том ускоренном темпе, в котором мы с вами живем, нелегкое. Однако этот фактор быстроты позволяет видеть, как на наших глазах происходит восприятие новых ценностей. Молодое поколение адаптируется быстрее нас, постоянно учится. Но, к сожалению, образованием пока нередко считается поверхностное знание определенного предмета. А новые ценности для них – это, прежде всего, телевидение, Интернет, мобильные телефоны…

Под влиянием информационных технологий появляется новый слой «как бы интеллигенции», которая, с одной стороны, достаточно продвинута, вроде бы образованна, многое воспринимает лучше старшего поколения, а с другой – духовно нищая. Ей некогда обогащать свой внутренний мир. Она вынуждена бежать в ногу со временем, ибо может отстать, оступиться, упасть и исчезнуть. В этом беге нет возможностей остановиться для духовного созерцания и совершенствования. И на этой скорости она утрачивает уверенность в будущем. Переходный период от уходящей мощной плеяды советской и российской интеллигенции к новому поколению оказывается достаточно болезненным этапом.

Глобализация задает темп, а человек вынужден адаптироваться к предложенным условиям выживания. Теперь многое зависит от того, как новая интеллигенция, выросшая из разных слоев и ставшая достаточно обеспеченной, сумеет распорядиться финансовыми ресурсами, позволяющими вести бизнес на другом уровне. Они или их дети учатся за рубежом. Многие из них начинают по-новому смотреть на роль бизнеса в стране.

…Говорят, что зло, причиненное другому, возвращается к человеку сторицей. Но и каждое доброе деяние тоже возвращается. Я в это верю. Но что получается? В беседах с молодежью в рамках клубной работы я узнаю, что они не уверены в своем будущем. Партии привлекают их к различным агитационным мероприятиям, многие из них видят себя политиками, но мало кто хотел бы заниматься предпринимательством. Задумываются ли руководители партий об их будущем? Где они будут работать и с какими целями? Как они воспринимают свою страну? Что у них на сердце? Будут ли они лоббировать «волчьи законы», когда придут к власти? Будет ли милосердие? Будет ли меценатство?

Думаю, меценатство непременно будет процветать, станет тем элементом, который поможет возродить то, что мы начали утрачивать. В истории России известно два наиболее ярких периода расцвета меценатства – конец XVIII – начало XIX в. и конец XIX – начало ХХ в. Будет и третий – начало XXI в., ибо без него невозможен подъем отечественной культуры и образования, распространение просвещения и сохранение национального самосознания.

Меценатство способствует развитию просветительства, которое видится нам в общении и проведении достаточно мощных культурных мероприятий, способствующих кристаллизации отношений в обществе, продвижению науки, обогащению культуры, когда возникают новые направления в искусстве и литературе, возрождаются былые традиции, распространяются достижения человеческой мысли. В этом плане библиотечным работникам еще предстоит выйти на другой, более значимый уровень в обществе, как это было при Петре I, с соответствующим статусом. Это очень важно для России, поскольку библиотекари являются одним из важных звеньев в цепи просвещения российского народа.

Поэтому мы и говорим о просветительстве, чтобы нас было больше, чтобы больше стало людей, которые нас понимают, которые осознают, что если ближнему будет хорошо – это счастье. Но у нас-то в обществе зачастую все по-другому. Проводя различные благотворительные мероприятия, часто сталкиваемся с проблемой передачи различной товарной продукции. Закон сдерживает благотворительные акции, усложняя процедуру передачи и отчетность. Фонды, из которых мы непосредственно помогаем человеку, не должны облагаться налогами. Но и этого мало, надо еще контролировать, куда ушло то, что ты отдаешь на благотворительные цели. Поэтому часто приходится самостоятельно ехать в областную школу, детский дом, интернат, чтобы помочь им в техническом и информационном обеспечении. Но ведь так не набегаешься по всей стране!

Вы не ставите целью «раскрутить» конкретную книгу под очередное мероприятие?

Почему нет? Эта цель, конечно, ставится: мы хотим показать значимость той или иной книги. Например, во время литературных чтений, посвященных Павленкову, Ломоносову и другим, посетителям предлагалось приобрести биографическое издание с автографом автора. Основное при этом – не только продажи. Очень важно участие молодежи в таких просветительских программах, ибо они и есть российский стратегический ресурс будущего, который надо готовить на базе книжно-просветительских и библиотечных центров. Клубные заседания по различным направлениям деятельности – это естественное приобщение к знанию, возможность реализовать себя. И это для нас значимо.

ОБ УЧИТЕЛЕ

Очень важно, чтобы наше будущее не ограничивалось сиюминутными желаниями, которые, конечно, есть у каждого. Они – не главное, просто это придает определенный шарм и некоторую легкость самой жизни. Но такая эйфория быстро проходит, а жизнь представляет большую работу над собой. В этом человеку, прежде всего, необходим собеседник, учитель. У каждого должен быть свой Учитель, тот, кто является проводником по жизни, в общении с которым формируется мировоззрение и отношение к миру.

Таким Учителем во все времена была книга, поэтому часто нашим «сопровождающим по книжному меридиану» становится библиотекарь. На страницах издания мы находим ценное наставление, совет, знание. Ты понимаешь, что живешь на базе тысячелетий, видишь воссозданный по крупицам ценный опыт, постигаешь то, как человек продвигался в своем первобытном существовании к огню, колесу, машине и т.д. Личность создана для того, чтобы созидать, творить, оставлять после себя наследие, сориентировать общество в огромном потоке информации.

Что такое музей? Это опять Учитель, который рассказывает нам, например, об истории, истории искусства, стилях, художественных направлениях, художниках, произведениях. Например, творения Ильи Репина, Виктора Васнецова и др. Мы смотрели на их картины в первый раз, когда нам было 10 или 15 лет, изучали их работы в 25. С годами наше восприятие меняется, мы стараемся заглянуть внутрь и постичь мир создателя. Но разве мы способны взглянуть на творение его глазами? К сожалению, в детском саду, школе и институте не учат осмыслению того, что узнаешь. Для этого нужно постичь философию, и не только отечественную. Практически заново нужно выстроить свой менталитет, понять, что такое интеллигент. Каким будет наше будущее? Что является главным в жизни? Жизненная философия, Библия, Коран?.. Может быть, Учитель, помогающий человеку увидеть и понять, что в мире есть определенные закономерности, влияющие на нашу жизнь?

Культура – основа любого общества. И то безобразие, которое мы видим порой в разных регионах (а оно от бескультурья), еще раз подчеркивает, что если мы не учимся сами, если не умеем навести порядок в своем доме, родном селе, то ни один лидер, ни один реформатор нам не поможет. Поэтому мы и говорим, что только просвещение и просветительство помогут обустроить Россию.

Беседовала Ольга Громова