Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2007

Список брошюр – приложений к нашим газетам за первое полугодие 2007 года*

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ БЛОК

Химия

Общая редакция серии «Химия»: О.Г. Блохина

Белки – высокомолекулярные природные соединения : 10 класс / Н. Н. Бояринцева, В. Н. Смирнова, И. П. Филинова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 3 (15)).

Белки – основа живых организмов. Рассмотрены состав, структура и биологические функции белков, их прикладное значение как продуктов питания и материалов. Предложены лабораторные опыты, иллюстрирующие химические свойства белков. Закрепление материала осуществляется в игровой форме. При контроле знаний и умений требуется ответить на ключевые вопросы по теме.

Материал сборника будет полезен учителю при подготовке к уроку и учащимся для лучшего понимания темы.

Валединская О. Р. Экологическая химия щелочных металлов и магния / Ольга Роальдовна Валединская. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 2 (14)).

Брошюра содержит материал о щелочных металлах и магнии, необходимый для изучения химии металлов по школьной программе в 8–10–х классах. Также приведены некоторые дополнительные сведения, в том числе и по экологической химии, которые помогут приблизить материал школьной программы к тому, что составляет сегодняшнюю жизнь школьника. В комментариях к урокам отмечены методические особенности преподавания этих тем. Издание будет полезно учителю в повседневной школьной практике в обычных школах и в школах с углубленным изучением химии.

Давыдова М. Н. Водород – получение, свойства, соединения : Сценарии уроков. 8 класс / Маргарита Николаевна Давыдова, Елена Владимировна Савинкина. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 1 (13)).

Брошюра содержит материал, необходимый для изучения темы «Водород». В ней приведены примерные сценарии трех уроков: «Получение водорода», «Свойства водорода», «Водородные соединения». Отдельный урок посвящен закреплению приобретенных знаний – самостоятельная работа. Предлагаемый материал можно использовать на занятиях химических кружков и для факультативов, но, прежде всего, он адресован учителям общеобразовательных школ для проведения уроков химии с использованием проблемного подхода в обучении.

Биология

Общая редакция серии «Биология»: Н.Г. Иванова

Найденко С. В. Ядовитые растения России : Справочное пособие / Светлана Владимировна Найденко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 1(13)).

В пособии преведены сведения о наиболее распространенных ядовитых растениях России. Рассмотрены вопросы экологии растений, химическая структура и механизмы поражающего воздействия токсинов, меры оказания первой помощи пострадавшим.

Справочное пособие предназначено для использования во время экскурсий в природу, организации летних полевых практик, а также при изучении школьных курсов биологии и ОБЖ.

Охотникова Т. Ю. Уроки биологии в курсе природоведения : 5 класс / Татьяна Юрьевна Охотникова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 2(14)).

Предлагаемое методическое пособие может служить частью учебно-методического комплекта по природоведению (учебник «Природоведение. 5 класс», авторы – Плешаков А.А. и Сонин Н.И.) и продолжает факультативный курс «Планета загадок» (автор – Плешаков А.А.) для учащихся 3-го класса.

В пособии предлагаются варианты организации этапов начала урока и закрепления знаний учащихся по отдельным темам курса природоведения 5-го класса, связанным с биологией. Думается, что творчески работающие учителя заинтересуются данной методикой и смогут, изучив, использовать ее в своей практике.

Тихонова Г. Н. Учим беречь и охранять природу : Млекопитающие: насекомоядные, рукокрылые, грызуны в Красной книге РФ / Галина Николаевна Тихонова, Наталья Юрьевна Феоктистова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 3(15)).

В брошюре рассказывается о биологии редких и исчезающих млекопитающих нашей страны из отрядов насекомоядных, рукокрылых и грызунов. Приводятся сведения о наиболее губительных факторах воздействия на популяции этих животных и даются рекомендации по их сохранению. Это даст учителю возможность продемонстрировать на уроке необходимость сохранения на Земле разнообразных животных и подсказать школьникам, что каждый из них конкретно может сделать для спасения Природы.

География

Общая редакция серии «География»: О.Н. Коротова

Заяц Д. В. Каркас русской цивилизации / Дмитрий Викторович Заяц, Константин Сергеевич Лазаревич, Сергей Вячеславович Рогачев. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 2(14)).

В брошюре проводится анализ системы городского расселения России и сопредельных стран. Градообразующими осями выступают речные системы нашей страны, являющиеся своеобразным каркасом русской цивилизации. Издание насыщено схемами, приводятся варианты заданий, помогающие лучше запомнить местонахождение городских центров России, позволяющие усвоить закономерности размещения городского населения.

Рогачев С. В. Обучающие задачи по географии России : 8–9 классы / Сергей Вячеславович Рогачев. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 3(15)).

Наша родина – мозаика территорий, каждая из которых имеет свое лицо, свои основания для гордости, свои проблемы. Вырастить гражданина страны можно лишь при непременном условии: входящий в жизнь гражданин должен знать, в какой стране он живет, должен страной интересоваться.

Для учащихся решение задач, вошедших в эту подборку, – серьезная поисково-познавательная деятальность, в ходе которой они самостоятельно изучают территорию России, узнают вкус географии.

Для учителя эти задачи – способ организовать обучение в 8–9-х классах так, чтобы дети увлеченно работали, а уроки были результативными.

Рогачев С. В. Обучающие задачи по странам мира : 10–11 классы [/ Сергей Вячеславович Рогачев.] – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 1(13)).

Задачи, собранные в брошюре, позволяют построить работу на уроках географии как эффективный процесс самообучения. Задачи нацелены не на испытание памяти, а на выработку навыков поиска географической информации, способности ее пространственно упорядочивать и логически осмысливать, а главное – на овладение умениями работать с картой. Решая задачи, тренируя себя как исследователей, учащиеся при этом узнают и хорошо запоминают большой объем общественно значимой информации о странах мира.

Задачи, построенные по такой модели, должны стать цивилизованной альтернативой примитивному тестированию.

ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК

Литература

Общая редакция серии «Литература»: C.Ф. Дмитренко, С.В. Волков

Беляева Н. Уроки по Лермонтову : 10 класс / Наталья Васильевна Беляева – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 1 (13)).

Материал в брошюре подобран и систематизирован таким образом, что позволяет дать учащимся целостное представление о жизни и творчества одного из гениев русской литературы, а вместе с тем развить и закрепить у них навыки литературоведческого анализа.

Ерёмина Т. Урок-мастерская по литературе : 7–9 классы / Татьяна Яковлевна Ерёмина – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 3 (15).)

Подчас в педагогической среде «мастерской» называют любой нетрадиционный урок. Между тем у термина «мастерская» есть чётко определенное содержание, своя практическая нацеленность. В брошюре санкт-петербургская словесница Т.Я.Ерёмина, многие годы разрабатывающая и внедряющая технологию педагогических мастерских, продолжает представление результатов своего труда.

Рыжкова Т. Рассказы А.П. Чехова и их киноинтерпретации на уроках литературы / Татьяна Вячеславовна Рыжкова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 2 (14)).

Наследие А.П.Чехова многие десятилетия привлекает внимание кинематографистов. Как использовать киноинтерпретации Чехова на уроках литературы, как они могут помочь словеснику в изучении рассказов классика – об этом рассказывается в брошюре.

История

Общая редакция серии «История»: А.Савельев

Дорожкина Н. И. Театр на уроках истории : Методические советы и сценарии / Наталья Ивановна Дорожкина, Марина Николаевна Чернова, Елена Ивановна Гладышева. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «История». Вып. 2(14)).

Урок истории с элементами театрализации позволяет сделать работу учителя и учеников более интересной и увлекательной, активизирует всестороннее развитие ребят. Брошюра содержит методические указания для проведения подобных уроков и три сценария театрализованных занятий.

Карцев Д. А. Русско-японская война 1904–1905 гг. : Материалы для учителя / Дмитрий Александрович Карцев, Наталья Ивановна Дорожкина. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «История». Вып. 1(13)).

Брошюра содержит материалы для 9-го класса, которые помогут учителю провести уроки: «Дальний Восток: складывание отношений с Китаем и Японией в конце XIХ – начале ХХ в. Причины и характер Русско-японской войны. Причины поражения России, условия Портсмутского мира». В брошюре представлены обширный очерк и двухчасовой урок, глубоко и подробно рассматривающие данные исторические события.

Ким С. Р. Древний Рим на уроках истории : Сложные вопросы школьной программы / Софья Робертовна Ким, Татьяна Степановна Бобейко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «История». Вып. 3(15)).

Брошюра посвящена истории Древнего Рима, она содержит методический материал для учителя с вопросами и заданиями для учащихся (дополняющий содержание учебника), включает в себя разработку урока и историко-познавательную игру, которые позволяют глубоко и плодотворно провести уроки по заданной теме. Материалы брошюры также могут быть использованы в профильных классах.

Искусство

Общая редакция серии «Искусство» М.Н. Сартан

Барабанов Н. Н. Балет Хачатуряна «Спартак»: рождение шедевра : Материалы к уроку МХК и музыки / Николай Николаевич Барабанов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство». Вып. 1(13)).

Пособие представляет собой подробную историю создания и сценической жизни балета Арама Хачатуряна «Спартак». Описаны культурно-исторические реалии, рассмотрены особенности художественного замысла композитора и воплощение этого замысла на сцене. Особое внимание уделено взаимосвязи традиций русской балетной школы и новаторских приемов постановщиков и хореографов.

Материал может быть использован учителями МХК и музыки при подготовке уроков и организации проектной деятельности учащихся.

Локтева О. Архитектурные стили Древней Греции : Материалы и методические рекомендации к уроку МХК / Оксана Борисовна Локтева. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство». Вып. 2(14)).

В брошюре предлагается теоретический материал о внешних и внутренних особенностях архитектурных стилей Древней Греции. Конструктивные и декоративные элементы стиля, характерные композиции и материалы рассматриваются в связи с мировоззренческими и философскими аспектами эпохи. Текст сопровождается иллюстрациями.

Практическая часть состоит из заданий для индивидуальной и групповой работы учащихся. В заключение приводятся творческие домашние задания.

Себар Т. Романтизм: тенденции, итоги, перспективы : Методические рекомендации к урокам МХК / Татьяна Викторовна Себар. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство». Вып. 3(15)).

В методической брошюре подробно описывается состояние западноевропейской культуры в период расцвета романтизма, рассматриваются историко-политические предпосылки его возникновения, приводится характеристика романтизма как метода и стиля. После теоретической части следуют творческие задания для проведения уроков МКХ.

Текст сопровождается литературными примерами и синхронистическими таблицами, позволяющими проследить на уроке межпредметные связи.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Русский язык

Общая редакция серии «Русский язык»: Л.А.Гончар

Как преподавать морфологию в школе. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 1(13)).

В брошюру включена лекция М.В.Панова в которой он объясняет, как на уроках по русской грамматике научить детей думать, наблюдать за собственным языком, как сделать обучение интересным, как показать детям красоту и богатство родного языка. Кроме того, в брошюру вошли интересные задания по теме «Основные понятия морфологии» из дидактических материалов для 6-го класса.

Пересветова Е. В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка / Екатерина Витальевна Пересветова – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 2 (14)).

В брошюре предлагается один из возможных путей развития интереса школьников к родному слову – в форме сопоставительного анализа художественных текстов осмыслить изученный лингвистический материал.

Шапиро Н. А. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 9 классе / Надежда Ароновна Шапиро. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 3 (15)).

Представленные в брошюре тексты позволяют ученикам отработать навыки по конкретной теме и систематически повторить уже изученные орфографические и пунктуационные правила. В предлагаемых упражнениях есть и задания на осмысление отдельных слов, особенностей стиля, структуры, способов выражения авторской позиции.

Английский язык

Общая редакция серии «Английский язык»: Е.В.Громушкина

Микунис Н. Современная англоязычная литература : Тексты для чтения с заданиями и комментариями / Наталья Семёновна Микунис – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык». Вып. 3 (15)). – Текст англ. – На обл.: Natalia Mikunis. Contemporary English Language Literature.

В сборник включены отрывки из художественных произведений современных англоязычных авторов. Тексты предваряются короткими биографическими сведениями, предисловием и комментариями. Для работы в классе предлагаются задания и вопросы для обсуждения.

Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением английского языка.

Павлов В. Особенности американской бизнес-культуры : материалы к курсу страноведения / Владимир Николаевич Павлов – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык». Вып. 1(13)). – Текст англ. – На обл.: Vladimir Pavlov. American Business Practices & Culture.

Пособие является методическим и содержит материал, который знакомит с обычаями и культурой ведения бизнеса в США, а также со структурой и некоторыми особенностями работы американских компаний. Пособие предназначено для преподавателей и учащихся лицеев, гимназий, колледжей и школ с углублённым изучением английского языка. Оно может быть также использовано преподавателями и студентами высших учебных заведений.

Перешивалова И. В. Экскурсии по Москве на английском языке / Ирина Викторовна Перешивалова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык». Вып. 2 (14)). – Текст англ., рус.

Сборник содержит тексты об экскурсиях по Москве на английском языке. Тексты носят познавательный характер и доступны для школьников 8–9-х классов, они знакомят учащихся с историей Москвы, её уникальным архитектурным обликом, достопримечательностями и памятниками, театрами и музеями, историческим центром и окрестностями.

Французский язык

Общая редакция серии «Французский язык»: Г.А.Чесновицкая

Деко В. Практическая грамматика. Артикль : Элективный курс по французскому языку / Вильфрид Деко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Французский язык». Вып. 1 (13)). – Текст фр.

Материал представляет собой серию практических упражнений и заданий по грамматике французского языка (артикль). Может быть использован для элективного курса и в качестве дополнительного пособия.

Литкенс К. Тренировочные тесты по французскому языку для поступающих в вузы / Клара Яковлевна Литкенс. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Французский язык». Вып. 3 (15)). – Текст фр., рус.

Главная цель пособия – подготовка будущих абитуриентов языковых вузов к письменному экзамену по французскому языку. Эта задача решается путем массированного тренировочного тестирования, опирающегося на связный текст с пропусками наиболее частотных и коммуникативно значимых грамматических явлений. Наличие ключей облегчает работу учителя, а ученику позволяет оценить результаты выполнения тестов самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя.

Твагирамунгу Н. Поговорим о Франции : Элективный курс по страноведению / Наталия Евгеньевна Твагирамунгу. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.]. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Французский язык». Вып. 2 (14)). – Текст фр., рус.

В легкой и занимательной форме автор знакомит читателей с повседневной жизнью Франции. Материалы пособия могут широко применяться на уроке и во внеурочное время.

Немецкий язык

Морозова И. Трудности немецкой грамматики: Переходные и непереходные глаголы. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками / Ирина Глебовна Морозова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Немецкий язык». Вып. 2 (14)). – Текст нем. – На обл.: I. Morosowa. Schwierigkeiten der deutschen Grammatik.

Вниманию читателей предлагаются две темы: переходные и непереходные глаголы и глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Брошюра снабжена подробными лексико-грамматическими комментариями, упражнениями и тестами и может быть использована в качестве дополнительного пособия на уроках немецкого языка, на факультативных и дополнительных занятиях, а также при самостоятельном изучении немецкого языка.

Морозова И. Трудности немецкой грамматики: Страдательный залог / Ирина Глебовна Морозова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Немецкий язык». Вып. 3 (15)). – Текст нем. – На обл.: I. Morosowa. Schwierigkeiten der deutschen Grammatik.

Вниманию читателей предлагается тема «Страдательный залог». Брошюра снабжена подробными лексико-грамматическими комментариями, упражнениями и тестами и может быть использована в качестве дополнительного пособия на уроках немецкого языка, на факультативных и дополнительных занятиях, а также при самостоятельном изучении немецкого языка.

Чумак Е. Как устроиться на работу : Руководство для изучающих немецкий язык / Елена Леонидовна Чумак. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Немецкий язык». Вып. 1 (13)). – Текст нем. – На обл.: E. Tschumak. Auf Jobsuche.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого старшеклассника. Какие перспективы открываются перед учащимися, владеющими немецким языком? Как устроиться на работу? Как правильно оформить документы, написать биографию? Как вести себя на собеседовании? Многочисленные задания и упражнения позволят читателям – учителям и ученикам – найти ответы на эти и многие другие вопросы.



* Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 2223–2007.