Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2008

Нина Колоскова

На ТарускеВ Московской государственной деловой библиотеке была представлена литературно-музыкальная программа «Искусство видеть мир», посвящённая юбилею Константина Георгиевича Паустовского. Примечательно, что это мероприятие объединило и детей, и взрослых, которые знают и любят его творчество.

С большого экрана, установленного в читальном зале библиотеки, сквозь толстые стёкла очков смотрел талантливейший русский писатель. И всё происходило как бы с его участием.

Экскурсию по знаменитой Мещёре провела для участников встречи Зоя Всеволодовна Квитко, основатель музея К.Г.Паустовского в Москве: показ слайдов сопровождался щедрым цитированием произведений писателя.

Вера Владимировна Суровова, директор Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г.Паустовского, рассказала о людях, которые занимаются изучением творчества писателя, о неделе «Экологически чистое искусство», прошедшей в библиотеке, и о Международной научно-практической конференции «Наследие К.Г.Паустовского и современность: экология, культура, нравственность». Поражает разнообразие тем выступлений участников конференции. Вот только некоторые из них: «Проект “Тропа Паустовского” как воспитательный процесс через произведения К.Г.Паустовского» – В.И.Глушаков, директор музея К.Г.Паустовского (Украина, Одесса); «Круг чтения К.Г.Паустовского в детстве и юности» – М.И.Давыдова, профессор Московского государственного университета культуры и искусств. Конечно же, библиотекарю невозможно не заглянуть в содержание этого материала: Р.Распе о похождениях барона Мюнхаузена, «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу, «Принц и нищий» М.Твена – в детстве; «Монт Ориоль» Ги де Мопассана, «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака, «Дикая утка» Г.Ибсена, «Пармский монастырь» Стендаля, «Отверженные» В.Гюго, поэзия Эмиля Верхарна, Леконта де Лиля, Теофиля Готье – в юности.

Обложка1Наталья Владимировна Зайченко, директор Тарусского краеведческого музея, рассказала о ежегодных «Праздниках Паустовского в Тарусе»: Константин Георгиевич был первым меценатом и почётным гражданином Тарусы. Здесь же находится и могила писателя. С 2001 года в Тарусе проходят детские праздники Паустовского. Присутствующие на мероприятии ребята были приглашены на праздник, который состоится в следующем году.

Дети – учащиеся московской гимназии № 1503 были главным украшением праздника. Под руководством Галины Борисовны Машковой, заведующей информационно-библиотечным центром гимназии, ребята реализуют проект по изучению жизни и творчества К.Г.Паустовского. Учащиеся шестого и седьмого классов Аня Нехамес, Женя Шамрай, Алла Мироненко и Серёжа Стерлядев читали отрывки из произведений писателя «Скрипучие половицы» и «Жёлтый свет». Было видно, что ребята не просто выучили их наизусть, а прочувствовали непростую прозу писателя, вжились в неё, пропустили через свои сердца. Иначе бы не получилось так талантливо и пронзительно. В этом убедились все присутствующие, ознакомившись с программой, подготовленной ими: инсценировка по мотивам произведения Паустовского «Жильцы старого дома» в исполнении семиклассников; инсценированный отрывок из «Корзины с еловыми шишками» в исполнении Анны Хамес (7-й класс) и Ивана Астахова (11-й класс). Музыкальные иллюстрации к произведениям писателя прозвучали в исполнении молодого лауреата международных конкурсов Ланы Гаспарян (скрипка).

Большое впечатление на зрителей произвела компьютерная презентация «Паустовский о дожде», подготовленная Антоном Тюковым (7-й класс): в зале раздались раскаты грома, стал слышен шум хлынувшего дождя, а на экране, на фоне сельских и городских пейзажей, залитых дождём, замелькали слова из произведений писателя.

Обложка2

Но самый большой подарок все присутствующие получили в конце: премьерный показ художественного фильма «Дорожные разговоры», снятого по мотивам одноимённого рассказа К.Г.Паустовского… уже знакомыми ребятами (совместный проект театральной студии и библиотеки гимназии). Фильм снимался в любимой писателем Мещёре. С трудом верилось, что бойцы в солдатских шинелях, женщины и девочки, по-деревенски закутанные в тёмные платки – это те же самые ребята, что сидят в зале.

Илья Ильич Комаров, директор Московского литературного музея-центра писателя рассказал о музее и журнале «Мир Паустовского», отметив, что подобное издание, посвящённое одному писателю, – случай уникальный. Журнал объёмом 200 страниц выходит 2 раза в год тиражом 800 экземпляров. Илья Ильич посетовал: сегодня редко упоминается о том, что Паустовский стоял у истоков российского экологического движения.

А ведь это именно так. Подтверждение его словам опять-таки нашлось в материалах упомянутой конференции.

А.В.Сафронов, доцент Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина (Рязань) в своём выступлении «К.Г.Паустовский и традиции русской художественно-документальной прозы» отметил: «Проблема взаимоотношений человека и окружающего мира, бережного отношения к природе возникает в послевоенный период творчества Паустовского. В те годы ещё мало кого беспокоила перспектива экологической катастрофы, Паустовский был первым, кто выступил против хищнического, потребительского отношения к фауне, флоре, земле, воде, воздуху». Многочисленные высказывания Паустовского в «Письмах из рязанской деревни», в «Письмах из Тарусы», в публицистической статье «За красоту родной земли» «…заложили эстетические, политические и нравственные основы для мощного экологического движения конца 80-х – начала 90-х годов».

В.М.Касаткин, краевед, член Рязанского исторического общества выступление «Концепция природы и человека в творчестве К.Г.Паустовского» закончил словами:

«В своей главной книге “Повесть о жизни” как напутствие современникам и завещание потомкам Паустовский написал: “…родная земля – самое великолепное, что дано нам для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа”».

И еще одно завещание писателя-мыслителя. За месяц до своей кончины он надиктовал мысли о природе своей жене Т.А.Паустовской: «Природа любит, требует равновесия и тишины, она, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек. Будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать её задумчивый голос и узнать радость её тишины».