Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2008

Николай Горькавый

Интеллектуальная детская литература: мрак перед рассветом

Какие направления книгоиздания сегодня могут оказаться перспективными и выгодными? Каких книг не хватает на сегодняшнем рынке подростковой литературы? Размышлениями об этом делится Николай Николаевич Горькавый – астрофизик, популяризатор науки, один из авторов «Астрономии» в энциклопедической серии «Аванты+», автор романа «Астровитянка» – «книги для умных школьников», которая скоро будет выпущена в издательстве «Астрель».

НАБЕРЁМСЯ смелости и признаем, что умные дети существуют. Они любят читать и думать и намного обгоняют сверстников по развитию. Таких подростков всего 5–10 % (или двое-трое на средний школьный класс). Но именно эти умные дети завтра станут учёными и врачами, политиками и директорами школ.

Я хорошо знаком с юными интеллектуалами по Челябинскому научному обществу учащихся, насчитывающему ныне свыше пяти тысяч человек: как раз 5–10 % от школьников миллионного города. Эти подростки способны увлечённо беседовать об археологических раскопках и генетическом клонировании, о космическом релятивизме Эйнштейна и лингвистической относительности Уорфа.

Но я не знаю ни одной книги, где бы подростки обсуждали подобные, в высшей степени «неприличные» вопросы. Пока современная литература для юных разговаривает лишь на «пристойные» темы – о вечеринках и наркотиках, о шмотках и стрелках – причём и на интеллектуальном уровне, и на сленге троечника.

Мы стесняемся быть умными. Это очень вредно, особенно для наших детей.

Надо легализовать существование умных подростков и осознать острую необходимость интеллектуальной детской литературы. Под этим термином я понимаю книги о жизни умных подростков, а также познавательные книги, из которых юный читатель сможет узнать многое о природных явлениях, современных технологиях или о работе взрослых интеллектуалов.

«Гарри Поттер», как ни странно, крайне редкая книга об умных подростках. Отбросив факт волшебности Хогвартса, увидим, что главные герои не только благородны, но и умны: Гермиона – круглая отличница, да и Гарри с Роном – мозговитые парни. Других книг про юных интеллектуалов я не припомню. Разве что «Малыш» Стругацких. Обязательно ли быть негуманоидом, чтобы решить вырастить умного ребёнка?

Познавательные книги делятся на научно-популярные – как, например, детские энциклопедии, получившие широкое распространение, – и научно-художественные, например, как книга Яна Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали». Эта книжка, кстати, замечательно не устарела и только за последние двадцать лет была переиздана тиражом около трех миллионов экземпляров. Переиздаются и познавательные книги Велтистова («Приключения Электроника»), Жюля Верна, Обручева.

Дети1

Но таких примеров – по пальцам пересчитать. В целом же над областью интеллектуальной художественной книги царит мрак. Многие познавательные книги, пусть порядком отставшие, незаслуженно забыты – как, например, книги Свирина и Ляшенко, ставшие ныне библиографической редкостью. Но самое удивительное и печальное, что совершенно не появляется новых интеллектуальных художественных книг, несмотря на тиражный успех классических произведений. Почему-то издатели не ищут нового Яна Ларри, а мечтают только о второй Роулинг (хотя и первая ещё жива).

Может, это из-за желания юной аудитории читать исключительно фэнтези и новомодные гламурные серии «только для девчонок»?

Группа энтузиастов проанкетировала несколько классов школьников – от Красноярска до Москвы, предложив им «купить» три из семи книг, ориентируясь на условные аннотации (переделанные из реальных).

Ожидаемым лидером «продаж» оказалось фэнтези Емца «Таня Гроттер» – в тройку книг-фаворитов её выбрали 59 % опрошенных школьников. Но сравнимое внимание дети неожиданно уделили и астрономической детской энциклопедии – 41 %, и познавательному Яну Ларри – 47%, который даже вышел на второе место, победив «только девчонок» (43 %) и детский детектив (34 %). В выборе же московских школьников «Карик и Валя» не уступили даже «Тане». Интересно, что у самых активных читателей Ян Ларри стал бесспорным лидером (68 %), легко побив Емца (43 %)!

Опрос подтвердил, что юные читатели с интересом относятся к интеллектуальным книгам. Насколько же велик рынок познавательной художественной литературы? Пять процентов от десяти миллионов российских школьников – это 500-тысячная аудитория! Данная оценка подтверждается тем, что у детских энциклопедий «Аванты» средний тираж – 300 тысяч. Эта 45-книжная дорогая серия, распроданная в пятнадцати миллионах экземпляров, оказалась гораздо успешнее шумного, но более дешёвого «Гарри Поттера», вышедшего в России тиражом в восемь миллионов.

Анкетирование показало, что умному, много читающему школьнику в год нужна примерно сотня книг. Пусть хотя бы каждая десятая из них будет познавательной, рассказывающей об увлекательном мире природы (как жюльверновские книги в XIX веке или современные книги Хола Клемента) или об интеллектуальной жизни людей. Например, В.Дудинцев в «Белых одеждах» описал работу селекционеров и генетиков чрезвычайно убедительно и увлекательно.

Уверен, что детской литературе остро нужна сотня-другая новых наименований познавательных книг – агрессивно интеллектуальных, беспощадно недемократичных (в смысле – не для троечников), подчёркнуто ориентированных на самых умных подростков. «Интеллектуальный Клондайк» откроет тот издатель, который наладит энергичный выпуск современных художественных развивающих книг, подобных «Приключениям Карика и Вали». Ведь образованные родители просто не смогут не купить их для своих детей.

Я не сомневаюсь в том, что рассвет близок: адекватные родители не экономят на образовании своих детей. Это доказывают мировые культурные тенденции и богатый ассортимент западного рынка образовательной и развивающей книги. Книги, сочетающие «фикшн» и «нон-фикшн» – художественную занимательность и фактическую достоверность, являются чрезвычайно динамичным и перспективным направлением в современной литературе.

Дети2

Нехватка интеллектуальных детских книг плачевна для общества, которое теряет молодые таланты. Именно из таких книг умные подростки понимают, что они не одиноки, и узнают о жизни и размышлениях реалистичных (а не высосанных из литературного пальца) генетиков и журналистов, геологов и китаеведов. Это будущее многих умных детей, и смешно думать, что оно их не интересует. Пока же лишь «Бригада» доходчиво просвещает подростков насчёт увлекательных будней уголовников. Этой массовой дезориентации юного поколения, этому жалкому вранью нужно противопоставлять умные книги, из которых дети получат и достоверную информацию, и реалистичный взгляд на жизнь. Ведь во взрослой жизни лузерами становятся теперь не очкастые отличники, как полагают массовые мифы, а именно те самые шпана и братки.

Билл Гейтс на встрече с американскими школьниками, многие из которых тоже находятся под действием тупых голливудских штампов о «крутизне», изложил им «11 вещей, которым тебя забыли научить в школе». Среди этих «вещей» была следующая замечательная истина: «Не ссорьтесь с “ботаниками”, завтра один из них станет вашим боссом».

Надо написать это над каждой школой. И хватит стесняться того, что вы умны.