Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2008

Елена Опехтина

Макет книжной выставки*

Раздел 1

Технология социального проектирования (окончание)

Опехтина
Елена Дмитриевна
Опехтина

методист ИМБЦ,
Архангельский областной
институт переподготовки
и повышения квалификации
работников образования

Сакович И. Школа и денежные потоки: взгляд со стороны / И. Сакович // Нар. образование. – 2006. – № 10. – С. 126–130.

Сбитнева В. Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В. Б. Сбитнева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 37–40.

«Свой мир мы строим сами» : проекты победителей Всерос. конкурса образоват. и социальных проектов / сост. В. П. Голованов. – М : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 61 с. – (Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практич. пос. для работников общеобраз. учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.

Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с. : ил. – (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).

Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.

Талашова В. Мир станет лучше / В. Талашова, Н. Никандрова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 20 апр. (№ 16). – С. 3.

Конкурс социальных проектов в г. Вологде.

Тема проекта: «Наш пруд» // Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М. : Центр «Пед. поиск», 2001. – С. 277–283.

Хорева Е. М. Общественные объединения и ученическое самоуправление / Е. М. Хорева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 44–46.

Шургина С. А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С. А. Шургина // Справ. рук. ОУ. – 2006. – № 8. – С. 22–30.

Раздел 2

Социальное проектирование в гражданском воспитании

Цитата: Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.

Томас Манн

Гражданское образование : содерж. и актив. методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера. – 3-е изд., перераб. – М. : Межрегион. ассоциация «За гражданское образование», 2005. – 183 с. : ил.

Иванова Н. Регулятор жизни общества / Н. Иванова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 18 мая (№ 20). – С. 4.

Гражданско-правовое воспитание в Республике Саха (Якутия). Защита прав ребенка.

Киселев А. Мы творим собственную жизнь сами / А. Киселев // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2007. – 26 апр. (№ 17). – С. 6.

Социальный проект ученика 11-го кл. по проблеме трудоустройства молодежи.

Лагунова С. Мы открыты для новых идей / С. Лагунова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – № 9. – С. 5.

Автор – учитель истории Афанасьевской школы Верхнетоемского района Архангельской области. Работа над проектом «Школа – правовое пространство».

Мостяева Л. Если народ пользуется верховной властью : [методики активизации детей на уроках : избират. право] / Л. Мостяева, Ю. Мостяев // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2007. – 17 мая (№ 20). – С. 6–7.

Николаева И. Нужна личность автономная, ответственная, идейная / Н. Николаева // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 25 мая (№ 21). – С. 4.

Социальные проекты учащихся – победителей конкурса «Социальное проектирование в гражданском образовании».

Организация внеурочной работы по праву : Сб. ст. / А. Н. Иоффе, Е. С. Королькова, Н. Н. Михайлова и др.; Рос. фонд правовых реформ; Проект «Правовое образование в школе». – М. : Новый учебник, 2002. – 438 с. – (Организация правового образования).

Организация школьного климата : Сб. материалов / [Сост. А. С. Аникеев, О. В. Борисова]. – Калуга : Изд-во Н. Бочкаревой, 2001. – 259 с. – (Содействие развитию гражданского образования в Калужской области). – Библиогр.: с. 249–252.

Пирогова Ю. Мы в ответе за наше будущее / Ю. Пирогова, Г. Кондрат // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2007. – 8 февр. (№ 5). – С. 4–5.

Итоги конкурса социальных проектов «Я – гражданин России».

Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 12–14 мая 2003 г. / М–во образования; Рос. фонд правовых реформ. – М. : Новый учебник, 2003. – 159 с.

Реализация прав ребёнка: возможности демократического школьного климата : сборник учебно-метод. материалов. – М. : АПКиПРО, 2003. – 176 с.

Рукавишникова Е. В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / Е. В. Рукавишникова, Г. А. Васильева, М. В. Жиркова // Доп. образование. – 2005. – № 10. – С. 26–29.

Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права : метод. пособие / [сост. и науч. ред. Т. В. Черникова ; сост. Г. В. Дмитренко и др.]. – М. : Глобус, 2006. – 606 с. – Библиогр.: с. 216–218.

Элиасберг Н. Свои проблемы решаем сами / Н. Элиасберг // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2007. – 10 мая (№ 19). – С. 3.

Социальное проектирование при изучении курса правоведения в школе.

Я – гражданин России : Всерос. проект // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 30 марта (№ 12–13). – С. 4–5.

Подборка статей на тему «Проектная деятельность в гражданском образовании»: Живи, родник (экологическая тематика, г. Ульяновск); Новый, эффективный метод / Г. Орехова; Смотр реальных дел / Л. Дмитриева; Сквер-дендрарий / Е. Черных; Зимний лагерь «Ориентир» / Г. Степанова.

Я – гражданин России : Всерос. проект // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 20 июля (№ 29). – С. 4–5.

Содерж.: Они улучшают окружающий их мир / В. Папин (Социальные проекты в школах Тверской области). «Клоун Айболит» и «Праздник в каждый дом» / С. Обоева. Благотворительные проекты пед. колледжа № 7 «Маросейка».

Я – гражданин России : Всерос. проект // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 10 авг.(№ 32). – С. 4–5.

О проекте «Дружба через расстояние» учащихся школы № 1136 г. Москвы. Проект направлен на помощь воспитанникам Низовского детского дома Вельского района Архангельской области.

Раздел 3

Проектирование в социальной педагогике

Алексеева И. А. Социальная гостиная при школе / И. А. Алексеева // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2006. – № 3. – С. 38–48.

Белинская Е. «Я такой же, как все» : проект работы с детьми младшего школьного возраста / Е. Белинская, А. Сушенцов // Школ. психолог : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – 1 – 15 окт. (№ 19). – С. 15–16; 16–31 окт. (№ 20). – С. 8–10.

Цель: осознание детьми проблемы людей с ограниченными возможностями.

Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков : опыт работы Боровского центра соц. помощи семье и детям Калужской области / П. Клочинова // Соц. педагогика. – 2006. – № 1. – С. 61 – 75.

Макеева А. Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе : Пособие для работы с учащимися 7–8 кл. / А. Г. Макеева ; М–во образования РФ ; Под ред. М. М. Безруких. – М. : Просвещение, 2003. – 47 с. – (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»).

Мой выбор : Учеб. метод. пособие для учителей сред. шк. [И. Ахметова, Иванова, А. Иоффе и др.]; М–во образования РФ. – М., 2003. – 120 с. – (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»). – Библиогр. в тексте.

Учебная программа и план курса «Мой выбор».

Никитина Е. Пусть сбудутся все твои мечты! : Размышления по поводу фестиваля дет. творчества «Надежда – 16» / Е. Никитина // Искусство в шк. – 2006. – № 2. – С. 22–24.

Фестиваль детского творчества детей-сирот, детей-инвалидов, социальных сирот и др.

Право на обучение. Социально-педагогический проект // Защитим детство / Сост. Т. Е. Заводова, О. А. Хаткевич – Минск : Красико-Принт, 2005. – С. 12.

Работа с кризисными семьями: проект «Возвращение домой» // Соц. педагогика. – 2006. – № 1. – С. 51–57.

Рябикова Е. Твой бывший враг – твой лучший друг / Е. Рябикова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 21 дек. (№ 51). – С. 5.

Социальный проект по проблемам детей-мигрантов (г. Петрозаводск).

Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей / Н. Саленко // Соц. педагогика. – 2006. – № 1. – С. 76–86.

Целищева Н. Продолжатели социального проекта великого педагога : 4-й международный конкурс А. С. Макаренко / Н. Целищева // Соц. педагогика. – 2006. – № 2. – С. 25–30.

Чиганова С. Социальная поддержка семей и профилактика социального сиротства в муниципальных образованиях / С. Чиганова // Соц. педагогика. – 2006. – № 1. – С. 32–40.

Я – гражданин России : Всерос. проект // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». – 2006. – 12 окт. (№ 41). – С. 5.

«Ты не один в этом мире» – проект учащихся Пензенской обл. Цель проекта – оказать социальную поддержку детям, лишенным родительской заботы.

Раздел 4

Социальное проектирование в дополнительном образовании

Апасова С. В. Социальное проектирование в летнем профильном лагере / С. В. Апасова // Нар. образование. – 2007. – № 3. – С. 156–160.

Артюкевич Е. В. Материалы экспериментальной площадки «Культура и этнография России» / Е. В. Артюкевич, Н. В. Мороз // Бюл. программно-метод. материалов для учреждений доп. образования детей. – 2006. – № 3. – С. 14–15.

Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006. – № 4. – С. 35–46.

Голованова Л. «Импульс» в действии / Л. Голованова, С. Лобынцева // Нар. образование. – 2006. – № 3. – С. 145–152; Воспитат. работа в шк. – 2006. – № 2. – С. 100–107.

Программа «Импульс» – программа обучения социальному проектированию в летнем лагере.

Королёва О. Е. Развитие социального проектирования в клубах по месту жительства как средство формирования у подростков и молодёжи активной гражданской позиции / О. Е. Королёва // Бюл. программно-метод. материалов для учреждений доп. образования детей. – 2007. – № 4. – С. 29–31.

Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты / М. Мирошкина, Е. Варанкина // Нар. образование. – 2006. – № 3. – С. 141–144 ; Воспитат. работа в шк. – 2006. – № 2. – С. 95–99.

Организация проектной деятельности в условиях летних лагерных смен.

Таран Ю. Конкурс вариативных программ: идеи и их реализация / Ю. Таран // Нар. образование. – 2006. – № 3. – С. 82–85.

Конкурс вариативных программ по организации летнего отдыха детей (Липецкая область).

Широкова О. П. Социально-образовательный проект «Профи-резерв» : (организация допрофессиональной подготовки подростков в областном Дворце творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко) / О. П. Широкова // Бюл. программно-метод. материалов для учреждений доп. образования детей. – 2006. – № 4. – С. 30–31.

Раздел 5

Проектная деятельность в библиотеке

Андрианова Л. М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века / Л.М. Андрианова // Школ. б–ка. – 2003. – № 9. – С. 51–56.

Описание проектов «Широка страна моя родная» и «Моя Петроградская сторона».

Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностр. яз. в шк. – 2005. – № 8. – С. 6–11.

План-набросок проекта «Наша школьная библиотека».

Борисенко Н. А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Борисенко // Лит. в шк. – 2002. – № 7. – С. 39–42.

«Пушкинский проект».

Булкина Л. А. Издательский дом : занятие для смешанной группы учащихся 5–7-х классов / Л. А. Булкина // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 23. – С. 47.

Цель проекта: познакомить учащихся со структурой книги, её элементами, оформлением, справочным аппаратом для того, чтобы самим создать книгу.

Войтова И. В. Проект «Здоровое поколение XXI века» / И. В. Войтова // Школ. б–ка. – 2005. – № 5. – С. 35.

Проект Областной юношеской библиотеки г. Калининграда.

Громова О. Есть идея! / О. Громова // Б–ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. – № 3. – С. 13–14.

Проекты по привлечению детей к чтению.

Девочка со спичками. Андерсеновский фейерверк // Б–ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 24. – С. 8–11.

Работа над проектом по созданию журнала «Андерсениана».

Забелышинская С. И. Библиотека – пространство безопасности / С. И. Забелышинская // Школ. б–ка. – 2005. – № 7. – С. 56–59.

Работа Российской государственной юношеской библиотеки над проектом «Библиотека – пространство безопасности».

Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха / Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 68 с.

Проект «Библиотека».

Зоткина М. Встреча с «Мастером...» : Для заблудившихся в Интернете / М. Зоткина // Б–ка в шк..: прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. – № 2. – С. 27–28.

Проектная работа в помощь изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», организованная классным руководителем.

Иванова Е. Вчера. Сегодня. Завтра. Технологии. Инициатива. Творчество – ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки. Часть 2 / Е. Иванова // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. – № 4. – С. 6–10.

Проекты с использованием НИТ.

Коптяева Е. И. «Кто вам сказал, что будет легко?» / Е. И. Коптяева // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 4. – С. 48–49.

Совместные проекты библиотекаря и учителей-предметников.

Коптяева Е. И. «Моя улица самая, самая...» / Е.И. Коптяева // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 3. – С. 17–18.

Удивительный образовательный краеведческий проект, развернувшийся в поселковой школе под руководством библиотекарей и учителя географии.

Коптяева Е. И. Проект – это шаг вперед / Е. И. Коптяева // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 11. – С. 5–7.

О проекте «Моя домашняя библиотека» и других интересных задумках учеников Октябрьской школы.

Медкова Е. Запишите меня в щелкунчики: какой может быть школа XXI века / Е. Медкова, Т. Рудишина // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 9. – С. 52–57.

В школе предпринята попытка найти общее дело: здесь читают долго и по-разному общую книгу: проживают её, вырабатывают личное отношение к тексту и суждения по поводу прочитанного. Представлены фрагменты проектной деятельности для начальной школы.

Олефир С. Два слова о проектах / С. Олефир // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 10. – С. 40.

Проект «Детские писатели Южного Урала».

Пантюхова Т. В. «Метод проблем» : Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках / Т. В. Пантюхова // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 11. – С. 3–7.

Пантюхова Т. В. В поисках формулы / Т.В. Пантюхова // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 2. – С. 7–10.

Проект «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело» (Цель – создание портретной галереи и электронной энциклопедии ученых-химиков). Проект «От профессии к профессии».

Проект «Библиотека» // Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса) : метод. материалы к обучающим семинарам / Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – С. 63–64.

Сластникова Л. Как звали собаку твоего детства? / Л. Сластникова // Библиотека. – 2002. – № 11. – С. 37–39.

Экологические проекты в работе детской библиотеки.

Суслова И. М. Проектная деятельность библиотек : науч.-практ. пособие / И. М. Суслова, З. И. Злотникова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175 с.

Топоева Г. Проект «Школьная библиотека как информационный центр профессионального самоопределения учащихся» / Г. Топоева // Б–ка в шк. : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 23. – С. 45–46.

Чиркова С. С корабля на бал : Система методов проектов / С. Чиркова // Учит. газ. – 2005. – № 45. – С. 17.

Школьная библиотека на пороге XXI века // Школ. б–ка. – 2000. –№ 4. – С. 34–38.

Проектная деятельность школьных библиотекарей на семинаре-практикуме «Школьная библиотека на пороге XXI века».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТАВКЕ

Основные отличия между концепцией, программой и проектом

Вид

Содержание

Временные особенности

Смысловая нагрузка

Образное представление

Концепция

– Общие подходы к деятельности
– Анализ ситуации
– Видение желаемого
– Миссия учреждения
– Основная цель и направленность работы учреждения
– Краткая характеристика программ и проектов

Стационарность (стратегическое выполнение)

Описание основного смысла деятельности в целом

«Визитка»

Программа

– Аналитическая записка
– Актуальность
– Концептуальные основы
– Цели и задачи
– Кадры
– Содержание
– Механизм реализации
– Материально-техническое обеспечение и финансирование
– Ожидаемые результаты

Долгосрочное выполнение

Описание модели будущей деятельности в целом или по одному / нескольким направлениям

«Карта или компас»

Проект

– Постановка проблемы
– Цели и задачи
– Управление и кадры
– Содержание и методы
– Результативность
– Бюджет

Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела)

Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по её улучшению

«Стрела, попавшая в цель»

Пахомов В.В. Социальное проектирование: общие рекомендации

Блок-схема проектирования

схема

Прутченков А.С. Социальное проектирование школьников

Технология разработки социального проекта

Шаг 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

Шаг 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

Шаг 3. Определение и целей и задач социального проекта.

Шаг 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

Шаг 5. Составление детального плана работы.

Шаг 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

Шаг 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

Шаг 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг 9. Составление бюджета проекта.

Шаг 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

Шаг 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

Шаг 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов 1–12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.

Дальнейшие шаги – 13–19 – это реализация разработанного социального проекта силами самой инициативной группы школьников:

Шаг 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

Шаг 14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

Шаг 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

Шаг 16. Получение необходимых ресурсов.

Шаг 17. Проведение плановых мероприятий.

Шаг 18. Контроль и оценка выполнения плана.

Шаг 19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага – 20 и 21 – подведение итогов работы над социальным проектом.

Шаг 20. Анализ результатов работы по проекту.

Шаг 21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

Прутченков А.С. Социальное проектирование школьников

Варианты проектов

День общественной уборки

Проведите день общественной уборки. Перед этим уведомите домовладельцев через местную газету, что они могут обратиться к навигаторам, которые за скромную плату постригут газоны, окучат деревья, установят ограды, вымоют окна, покрасят заборы, соберут мусор.

Разбейте ребят на несколько групп, которые будут выполнять определённую работу.

Пусть клуб станет центральным штабом, где будут приниматься заказы на работу.

Предстоит установить маленькую почасовую плату, которая пойдет на реализацию будущего социального проекта. Но если кто-то не способен оплатить, то ему услуга оказывается бесплатно.

Этот проект может нуждаться в общем наблюдении с точки зрения безопасности и может требовать дополнительного страхования против серьёзных несчастных случаев.

Обустройство кладбища

Во многих местах маленькие кладбища страдают от пренебрежения. Навигаторы могут попытаться идентифицировать немаркированные могилы, почистить надгробия, постричь траву, удалить сорняки и привести в порядок растения и кусты. Этот проект нуждается в обеспечении безопасности ребят.

Бригады по уборке снега

У нас снегопады – не редкость. Навигаторы могут обеспечить необходимую службу, организуя ребят на уборку снега в тех местах, где это особенно необходимо: в детских садах, школах и проч.

Одежда пострадавшим

Часто после пожара, наводнения или другого стихийного бедствия много людей оказываются без достаточной одежды. Этот проект может осуществляться навигаторами как самостоятельно (в некоторых семьях есть не новая, но добротная одежда), так и путём привлечения местного сообщества (устроить день сбора одежды, которая пойдёт кому-то конкретно). Местные власти координируют кампанию, чтобы собрать одежду и распределить её пострадавшим от стихии. Не пытайтесь осуществлять этот проект независимо. Лучше скоординировать свои действия с организациями, которые специализируются на этом.

Участие в выборах

Привлечение избирателей к месту голосования – интересное дело. С этой целью проводится рекламная кампания, направленная на то, чтобы ознакомить граждан с их правами и обязанностями. В день выборов навигаторы могут находиться рядом с участками и приглядывать за маленькими детьми, пока их родители голосуют, держать пакеты, помогать пожилым людям и инвалидам.

Программы помощи инвалидам

Эти программы можно осуществлять как по договорённости с комитетами социальной защиты при городских администрациях, так и самостоятельно.

Помощь одиноким

Многие люди живут одни. Навигаторы могут регулярно их посещать, выполнять поручения, читать, помогать писать письма, сходить в магазин и др.

Восстановление исторических участков

Часто место, важное для национальной истории, находится в плохом состоянии и постепенно забывается. Старшие навигаторы могут исследовать участок и затем восстанавливать его. Восстановленный исторический участок может стать привлекательным для туристов и служить источником гордости местного сообщества. Для реализации проекта важно, чтобы полное исследование велось при участии взрослого консультанта.

Отреставрируйте памятник

Захоронения солдат и другие памятники могут страдать от людского невнимания. Старшие навигаторы (исследователи) могут их почистить или провести кампанию по их замене. Отряды должны быть заинтересованы в том, чтобы поддерживать памятники в течение года после реставрации.

Соберите новогодние игрушки

Вы можете собирать игрушки для детского дома или другой подшефной организации. Каждого члена клуба нужно попросить принести одну игрушку, годную к употреблению. Если ваш клуб ещё не собирает новогодние игрушки, то стоит начать. Это был бы ценный почин вашего клуба. С этой целью необходимо разработать план, сотрудничая с другими организациями, которые хотят участвовать, выбрать координатора, который будет вести этот проект.

Краткий терминологический словарь

Проблема – сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период или для решения которой не существует общепринятых методов.

СВОТ (SWOT)-анализ – метод, который используется при планировании и позволяет определить сильные и слабые стороны организации и внешние возможности и угрозы, с которыми она сталкивается.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке определённых целей и их достижению.

Актуальность проекта – это степень его важности в данный момент, в данной ситуации для решения конкретной проблемы.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель направлена на решение проблемы.

Задачи проекта – шаги (этапы) в достижении поставленной цели.

Результаты проекта – количественные и качественные изменения, которые должны произойти в обществе в ходе выполнения проекта.

Мероприятия проекта – действия, направленные на получение результата и выполнение задач проекта.

Календарный рабочий план – план мероприятий, привязанный к конкретным датам. Устанавливает взаимосвязь между участниками проекта, выполняемой ими работой и сроками её выполнения.

Ресурсы – средства, необходимые для проведения мероприятий.

Оценка эффективности результатов проекта – сравнение планируемых результатов с фактически полученными и их анализ. Проводится после завершения проекта. Оценка может проводиться по количественным и качественным показателям.

Технология – совокупность методов и процессов, научное описание способов обучения.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо, мерило оценки.

Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Руденко Е. Сильные и слабые стороны проблемы:
технология социального проектирования

 

Мысль в подарок

Волны гаснут быстро,
но именно они формируют
образ моря и создают иллюзию движения.
В культуре волны называют проектами,
то есть брошенными вперёд.
Проекты возвышаются над поверхностью
культурного моря и потому заметны каждому.
Более того, они и придумываются затем,
чтобы привлечь внимание, заявить о себе.

В.Ю. Дукельский1


* Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 11/2008.

1 Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации / В. Ю. Дукельский // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. – М. : Прогресс-Традиция, 2001.