Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2008

Елена Макарова

Библиотечное занятие по рассказу «Тутар»

Я – библиотекарь, и хотелось бы, чтобы мои библиотечные занятия отличались от обычных школьных уроков. Такую возможность даёт методика развития критического мышления (РКМЧП) и беспокойная редакция «БШ», постоянно находящаяся в творческом поиске и увлекающая в него своих читателей. А возможности методики РКМЧП, думается, просто безграничны. В ней можно отыскать приёмы, наверное, на все случаи жизни. Вот например, нашим детям по разным школьным предметам приходится самим составлять разные тексты, писать отзывы на литературные произведения. Мы, библиотекари, тоже прикладываем к этому руку на различных библиотечных занятиях. Но хочется сделать это как-то оригинально, а не стандартно-обыденно, хочется заинтересовать ребят и помочь им. И ведь существует приём, используемый в методике развития критического мышления. Он описан Ольгой Ким и Ровеном Вагнером под названием «Пирамидная история» в журнале «Перемена» (2002, том 3, № 1). И здесь уже совсем не важно, о работе с какой книгой идёт речь – художественной, научно-популярной или какой-то ещё.

Рассказ Ахмата Созаева «Тутар», предложенный нашему вниманию, – сложный. Повествует об одной из многочисленных трагических страниц нашей непростой истории. Но почему всё же стоит школьному библиотекарю обратиться в своей работе именно к этому произведению? Мы ведь с вами не учителя истории или литературы. Нам не надо «разбирать» рассказ, это не наша работа. Но в деятельности школы и её библиотеки есть такое направление – патриотическое воспитание. Есть у нас даты, с которыми мы пока плохо представляем что делать. Например, 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Есть, в конце концов, ваше мнение читателя и гражданина. Так почему бы и не включить этот рассказ в нашу работу?

Здесь, конечно же, стоит призвать на помощь проверенную «в боях» библиотечной практики методику РКМЧП. Она не раз нас выручала. Поможет и сейчас. Но хорошо знакомый и не раз описанный на страницах «БШ» приём «Чтение с остановками» в данном случае, к сожалению, не подойдёт. Наш рассказ – эмоционально сжатый, ёмкий. Он уже автором разбит на завершённые главки, в каждой из которых есть и вопросы, и ответы на них. Поэтому лучше обратиться к приёму «Пирамиды». Его авторы помогают ребятам составлять, писать связанные тексты, превращать их в рассказы или что-то ещё, необходимое для учёбы. Этот приём очень удачно переработала и адаптировала к потребностям и практике школьных и детских библиотек О.К.Громова. Она создала свою пирамиду – «Пирамиду критика», которая даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение. Именно его я и взяла для работы с рассказом «Тутар» и, конечно же, не удержалась и внесла что-то уже своё, возникшее в ходе работы.

Неоднократно прочитав рассказ, я каждый раз поражалась его эмоциональной глубине и силе, тому, какие проблемы он затрагивает.

Уважаемые коллеги, подумайте и ответьте на вопрос: знаете ли вы ещё какое-то подобное произведение?

Мне пришли на память «Верный Руслан» Г.Н.Владимова и «Ночевала тучка золотая» А.И.Приставкина. Но эти произведения всё же несколько о другом.

Итак, библиотечное занятие по рассказу Ахмата Созаева «Тутар». Думается, читательская аудитория – это 9–11-е классы, хотя можно попробовать и с ребятами помладше. Начиная беседу, я умышленно ничего не сказала об авторе и названии, сообщила только, что говорить будем о произведении новом и необычном. То есть я умышленно заинтриговывала ребят. А дальше занятие строилось следующим образом.

  1. Несколько слов о порядке работы.
  2. Чтение рассказа (вслух или индивидуально).
  3. Письменные ответы детей и построение нашей «пирамиды».
  4. Разъяснения о «пирамиде» и её пользе в школь­ной жизни.
  5. Ответы на вопросы учащихся.

После чтения такого серьёзного, эмоционально насыщенного произведения хочется помолчать, подумать. И здесь нужны слова, которые помогут перейти к следующему этапу работы. Можно, например, предложить ребятам самим озаглавить только что прочитанный рассказ. А затем попросить одним словом сказать, о чём же он, и записать это на первой строчке.

Следует, наверное, пояснить, что тетрадь лучше располагать горизонтально (т.е. широкой стороной вверх). Записи делать столбиком в левой части листа, с тем чтобы правая оставалась в запасе. Вас обязательно спросят, считать или нет предлоги и союзы. Думаю, это можно оставить на усмотрение детей, как им будет удобнее.

Затем идёт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка и три слова о месте и времени действия. Четвёртая – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. А восьмая – при помощи восьми слов расскажет о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.

Эту письменную часть занятия можно делать одновременно на доске и в тетрадях, можно – только индивидуально, или в группах, или как-то ещё, как вы придумаете сами.

А потом надо рассказать ребятам, чем же они здесь занимались, что читали и кто автор. Затем написать на доске пирамидой-столбиком (очень кратко, конспективно или подробно – на ваше усмотрение) вопросы, на которые дети только что ответили:

  1. О чём.
  2. Особенности.
  3. Место и время.
  4. Главные события.
  5. Главные герои.
  6. Ваши эмоции.
  7. Дополнение к п. 1.
  8. Собственное мнение о прочитанном.

Вот теперь пришла пора рассказать, что строили мы из ответов пирамиду, да не простую, а очень даже нужную на многих школьных уроках. Что получили мы основу для написания отзыва на любое литературное произведение. И если теперь каждую строчку дополнить, то будет «полуфабрикат» связного текста о рассказе «Тутар».

Теперь стоит предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о правилах:

Теперь мы получили текст на весь разворот листа и можем из наших разноцветных заготовок составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв.

Итог. Мы получили не проверку знаний или умений, а повод для размышлений и опору для связного выражения своих мыслей. Получили и ответы детей об их собственном видении и восприятии рассказа. Для наглядности по совету О.К.Громовой можно вывесить все полученные «пирамиды» на стену, доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения.

Теперь несколько слов о том, что получилось у меня на практике. Мне достался по замене один из девятых классов, который ещё «не проходил» по программе описанный в рассказе исторический период. Занятие прошло по приведённой выше схеме.

Чтение рассказа ребят увлекло. Он оказался для них неожиданным и необычным. Озаглавили они рассказ так: Лучший друг, Тутар (несколько человек), Тоска по людям, Несправедливость, Прощание, Собачья верность, Плач Тутара... При построении «пирамиды ответов» дети быстро уловили её суть и восприняли как игру. Но... знакомое задание – написать отзыв на произведение (или план отзыва) на основе такой необычной формы – было воспринято как совершенно новое и трудное. Народ «стенал» в процессе работы. Но после письменной части я поведала о рассказе и его авторе, о новой национальной литературной премии «Заветная мечта». Поговорили о таком трагическом событии в нашей истории, как депортация. Рассказала о получившейся «пирамиде-отзыве», которая подсказывает учащимся порядок работы с литературным произведением, да и с любым текстом, требующим пересказа, отзыва или анализа. Что данный приём помогает сжато и ёмко выразить собственные знания, мысли, эмоции, позволяет выявить свои интеллектуальные резервы, а заодно становится основой, по которой легко создать связный текст.

Ответила я на немногочисленные вопросы. Задала детям и собственные. На самый главный вопрос, понравился ли им рассказ, немного меньше половины класса ответили «нет». Почему? И услышала в ответ: «очень грустно, трагично...» К сожалению, подростки частично оказались не готовыми к восприятию такого серьёзного текста, требующего усилий ума и души. Получается, раз нет развлекательных событий, привычного для них «экшена», так и не интересно? Или они путают понятия «нравиться» и «доставлять удовольствие»? Но были и другие мнения:

В ходе занятия стало ясно, что единицы из ребят хоть что-то знают об описанных в рассказе событиях (напомню, что по программе они этого не проходили). Одним словом, есть пища для размышлений нам, взрослым.

А как ещё можно поработать с этим произведением? Во-первых, на его примере стоит рассказать коллегам о методике развития критического мышления. Во-вторых, можно развить тему «Жизнь человека глазами животного». Ведь описанные события показаны глазами собаки. Дети уже знакомы с Каштанкой и Белым Клыком, теперь познакомились ещё и с Тутаром. Такое направление беседы будет интересно учащимся 7–8-х классов. Для старшеклассников можно провести беседу-размышление о двух героях – Верном Руслане и Тутаре. Здесь хорошо бы предложить ребятам определить, какой союз надо поставить между двумя этими именами – «и» либо «или»? Данное занятие будет строиться по примеру урока Н.Рожковой (Рожкова Н. Чему я хочу научить своих учеников. – «БШ», 2003. – № 16; и на сайте «БШ» в разделе «Развитие критического мышления через чтение и письмо» за тот же год), где учитель с классом попытался определить, какой союз связывает Ахматову с Маяковским – «и»? «или»?

Самое интересное, что любой вариант, любая «пирамида» применимы как на наших библиотечных занятиях, так и на любом школьном уроке. В процессе их построения происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как детей, так и наши, взрослых.

«Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря ей определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных жизненных проблем» [1].

Надеюсь, что предложенные приёмы методики РКМЧП пригодятся в вашей работе.


Приложение 1

Пирамидная история О.Ким и Р.Вагнера

(Для создания сюжетного текста)

  1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, любой неодушевлённый предмет).
  2. Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
  3. Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места и т.п.).
  4. Четыре слова, описывающие проблему истории (например: деньги, заблудиться, бедность).
  5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории).
  6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета).
  7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).
  8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Приложение 2

Пирамида «критика» О.К.Громовой

(Для создания отзыва о книге)

  1. О чём книга? (Одно слово.)
  2. Характер книги. (Два слова.)
  3. Место и время действия. (Три слова.)
  4. Главные события в книге. (Четыре слова.)
  5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.)
  7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.)
  8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.)

Приложение 3

Пирамида-отзыв, использованная в данной статье

  1. О чём произведение?
  2. Его особенности, отличия.
  3. Место и время действия.
  4. Главные события.
  5. Главные герои, их особенности.
  6. Ваши чувства в ходе чтения.
  7. Попытайтесь дополнить первую строку.
  8. Ваше личное мнение о произведении, посоветуете ли вы его другу.

Приложение 4

Примеры работы детей

(основа для текста отзыва)

Оля Иванова, 9-й «Б»

Название рассказа – «Собака Тутар».

  1. О собаке.
  2. Верность собаки.
  3. Горы, ХХ век.
  4. Внезапная потеря лучшего друга.
  5. Тутар – верный пёс, Ача – хозяин.
  6. Вначале – непонимание, в середине – жалость, в конце – грусть.
  7. О хозяине, собаке, жизни, верности, мужестве.
  8. Интересный рассказ, который хочется перечитать ещё раз.

Гриша Козлов, 9-й «Б»

Название рассказа – «Тоска по людям».

  1. Печаль.
  2. Верность, противостояние.
  3. ХХ век, в горах.
  4. Опустошение, преследование, плач, возвращение.
  5. Преданный волкодав Тутар, хозяин Ача.
  6. Начало – интерес, середина – грусть, конец – боль.
  7. Глубокая печаль собаки, оставленной хозяином во время репрессии.
  8. История о взращённом животном и оставленном без присмотра, без судьбы, без будущего.

Библиография

  1. Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму / О. Ким, Р. Вагнер //Стратегия и тактика учителя. Сборник / Сост. О. А. Варшавер. – М. : ЦГЛ, 2005. – С. 112–116). – (Листая «Перемену»).
  2. Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму : Мастер-класс Ольги Громовой [электрон. презентация] / О. К. Громова. – М. : Газета «Библиотека в школе». 21 с. [на правах рукописи].
  3. Владимов Г. Н. Верный Руслан (любое издание).
  4. Приставкин А. И. Ночевала тучка золотая (любое издание).