Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2008

АМЕРИКАНСКИЕ интеллектуалы заволновались: жители США катастрофически тупеют, страдая «антирационализмом» и «антиинтеллектуализмом». Об этих «болезнях» американцев пишет в своей статье в «Вашингтон пост» Сьюзен Джейкоби – автор ряда книг, в том числе работы «Век американского антиразума», сообщает Inopressa.Ru.

По мнению Джейкоби, интеллекту американцев угрожает большая опасность: «мы рискуем утратить свой заработанный тяжкими усилиями культурный капитал, спасовав перед ядовитой смесью антиинтеллектуализма, антирационализма и невысоких запросов».

По ее мнению, «терпимый порог тупости» уже несколько десятилетий неуклонно повышается. И происходит это из-за воздействия ряда сил, которым пока невозможно противостоять, в первую очередь это триумф видеокультуры над культурой печатного слова и диспропорция между формальным уровнем образования американцев и их смутными представлениями об основах географии, естественных наук и истории. Еще одна опасность — сращивание антирационализма с антиинтеллектуализмом.

Согласно докладу Национального фонда содействия работникам искусств США, популярность чтения снизилась не только среди малообразованных слоев. В 1982 году 82% людей с высшим образованием читали для удовольствия романы или стихи; спустя два десятилетия таких нашлось всего 67%. Кроме того, более 40% американцев за год не прочли ни одной книги – ни художественной, ни документальной, вообще никакой. С 1984 по 2000 год процент 17-летних, которые ничего не читали (кроме того, что были обязаны по школьной программе), более чем удвоился. Еще один тревожный сигнал — массовый синдром рассеянного внимания, сформировавшийся под воздействием видео. Он тесно связан со вторым по значимости антиинтеллектуальным фактором в американской культуре – эрозией базовых знаний (имеются в виду знания географии, физики, биологии и т.п.). По данным опроса, проведенного National Geographic-Roper в 2006 году, почти половина американцев в возрасте 18–24 лет не считают необходимым знать, где расположены иностранные государства, в которых происходят важные события. Более трети находят «совершенно неважным» знание иностранного языка, меж тем как «очень важным» его считают лишь 14%.

Из всего этого Джейкоби делает вывод о третьем и последнем факторе «неотупости Америки» — «не о невежестве как таковом, но о горделивом упоении этим невежеством». «Проблема не только в том, чего мы не знаем (задумайтесь: каждый пятый взрослый американец, по данным National Science Foundation, считает, что Солнце обращается вокруг Земли); вся беда в том, что опасное множество американцев пришло к выводу, что им вообще такие знания ни к чему», — пишет Джейкоби, предлагая называть это «антирационализмом».

По мнению Джейкоби, от этой «эпидемии» не существует быстродействующей панацеи; а усилия повысить успеваемость в форме ответов на стандартизованные тесты, а именно – заставить учеников вызубрить конкретные ответы на конкретные вопросы конкретных тестов, не помогут. Джейкоби призывает «провести серьёзную общенациональную дискуссию о том, действительно ли мы как нация ценим интеллект и рациональное мышление».

По материалам информационного агентства Росбалт
http://www.rosbalt.ru/print/458097.html