Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2008

Елена Иванова

Международная конференция в Ярославле

Обсуждение на различных конференциях вопросов библиотечно-информационного развития для некоторых специалистов-практиков из отдалённых уголков нашей страны кажется делом... как бы это помягче сказать... крайне отвлечённым от особенностей их повседневной работы.
Между тем мы продолжаем упорно, старательно рассказывать вам о проходящих библиотечных форумах. И считаем такие материалы очень важными.
Почему? Просто мы уверены, что конференции – это не отчеты о проделанной работе, не красивые приветственные речи чиновников и яркие презентации.
Конференции – это в первую очередь информация. А что для библиотекарей может быть ценнее?

25–27 марта 2008 года в Ярославле прошла IV Международная конференция «Библиотеки и образование». Надо сказать, этот форум прочно занял своё, уникальное место в ряду таких библиотечных мероприятий, как конференции «Крым», «Либком». Что, на наш взгляд, вполне естественно и закономерно. Сегодня для сотрудников библиотек школ и вузов становится всё яснее, что библиотечные технологии в образовании не могут существовать сами по себе. Они должны вписываться в общий контекст образовательных технологий современного учебного заведения. При этом специалисты обозначают особый потенциал и возможности библиотек в условиях реформирования высшего и среднего образования.

фото1Конференция «Библиотеки и образование» собирает представителей библиотечного и образовательного сообщества не только для обмена мнениями, но и для постановки задач развития, поиска путей решения вопросов. Об этом и поговорим.

Пересказывать доклады столь ярких, самобытных ораторов, как Я.Л.Шрайберг, Н.И.Гендина, Э.Р.Сукиасян (да и многих других, в том числе молодых выступающих) – занятие бессмысленное. Их надо слушать. Но пока у вас такая возможность откладывается, позвольте выделить самые интересные из услышанных мной выступлений.

Генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Я.Л.Шрайберг говорил о современных тенденциях информационно-библиотечного обеспечения процессов образования, науки и инноваций. Докладчик подчеркнул стремительное развитие вычислительной техники, огромный рывок мобильных коммуникаций. Я.Л.Шрайберг обратил внимание на одно из складывающихся сегодня направлений – коллективный сетевой интеллект, когда интегрируются системные сетевые решения и заключения принимаются на основе интегрированного учёта мнений экспертов, организаций. Яков Леонидович отметил развитие Интернета как действительно глобальной информационно-коммуникационной территории. Стремительность распространения информации в Сети была подтверждена цифрами: Интернет в 355 раз дешевле и в 720 быстрее, чем почта. Выступающий обозначил тенденцию современного развития Сети: сегодня в мире уделяется значительное внимание пользовательскому, повседневному сектору работы с Интернетом и его возможностям поддерживать в первую очередь сферу образования.

Шрайберг отметил также ряд отечественных парадоксов. С одной стороны, в 2006 году Россия занимала одно из первых мест в Европе по интенсивности развития высокопроизводительных каналов связи. С другой стороны, из 130 тысяч российских библиотек в настоящее время компьютеризировано примерно 12% библиотек, доступ в Интернет имеют около 5%. «Серьёзная проблема, – подчеркнул докладчик, – это разрыв между большими и малыми городами. Достижения в сфере высоких технологий в крупных городах и отдалённых регионах очень плохо сопоставимы».

Более подробно тенденции информационно-библиотечного развития будут представлены Шрайбергом в докладе на конференции «Крым». Читайте его в осенних номерах нашей газеты.

Директор Института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И.Гендина представила сразу несколько интересных докладов. На секции по информационной культуре она рассматривала вопросы формирования креативности у выпускников высшей школы с позиций развития информационной культуры личности, пытаясь при этом развести понятия креативность и творчество. На секции «Школьные библиотеки и общество знаний» Наталья Ивановна предложила аудитории поразмышлять о том, что собой представляют сайты школьных библиотек. В коллективе, возглавляемом Гендиной, было проведено исследование на эту тему. Полученные данные особенно полезны сегодня, когда школьные библиотеки стоят на пороге создания собственных страниц в Сети. Или просто думают об этом. Или хотят быть представлены на сайте школы, но не знают с чего начать работу, что взять за основу, для чего будет нужен данный ресурс.

Профессор Гендина обратила внимание на следующие функции сайта школы:

Н.И.Гендина отметила, что в результате проведённого исследования удалось обнаружить удивительные вещи. Так, например, на сайте школы можно найти перечисление образовательного окружения учебного заведения во всём его разнообразии, вплоть до омбудсмена (кстати, под этим словом понимается представитель чьих-либо интересов, в данном случае – школы). Но при этом на сайте не упоминается школьный библиотекарь. Что, согласитесь, лучше всяких слов иллюстрирует современное положение библиотекаря в школе. Такой вот человек-невидимка.

Наталья Ивановна привела цифры, которые позволяют нарисовать вполне впечатляющую картину «сайторазвития» в среднем образовании. Исследователи сопоставили общее число школ с количеством сайтов школ и школьных библиотек, официально зарегистрированных в Интернете. Школ примерно

62 000. 115 из них имеют свои сайты. Сайтов школьных библиотек – 29, из них «живых», то есть до­ступных и обновляемых, – 19. Как говорится – без комментариев…

Гендина познакомила участников секции с некоторыми своими наблюдениями и выводами.

Что отражается на сайтах школьных библиотек? Всё по аналогии с «большими» библиотечными сайтами: сведения о библиотеке, представление ресурсов, продуктов и услуг, проведённых мероприятий. Часто бывает указана методическая работа. При этом на сайте школьной библиотеки встречаются рубрики, которые целесообразнее отражать на общем сайте школы. Кстати, в этой связи возникает вопрос: настолько ли необходим отдельный сайт школьной библиотеке? Может быть, достаточно страницы на сайте школы?..

Что уникальное, специфичное имеется в содержании сайтов школьных библиотек? Это, по мнению исследователей, ресурсы, которые посвящены формированию информационной культуры, «продвижению» книг и чтения, изучению читателей, детскому творчеству.

Что должно быть на сайтах школьных библиотек? Формируя структуру сайта, Гендина предлагает отталкиваться от тех функций, которые выполняет школьная библиотека согласно нормативным документам:

Опираясь на рабочие функции школьной библиотеки, можно разработать и рубрикацию сайта: ресурсы, продукты и услуги библиотеки, наши читатели, информационная культура, чтение, творчество читателей и т.д.

Круглый стол по авторскому праву. Тема, как говорил вождь революции, «архиважная». С 1 января 2008 года вступил в силу Гражданский кодекс, четвёртая часть которого принесла библиотекам много сложностей.

Если обобщить всё то, что написано в новом законе, сегодня ситуация выглядит следующим образом: библиотека может ксерокопировать фрагменты документов, как записано в законе – «малообъёмные фрагменты». При этом новый закон не определил, что такое «малообъёмный фрагмент». Поэтому каждая библиотека должна самостоятельно решать, какие объёмы документов допустимы к ксерокопированию в её стенах. Так, например, в ГПНТБ России принято, что «малообъёмность» может быть порядка 5%, но при этом не более 15–20 страниц. В некоторых крупных библиотеках копируют до 20% от объёма текста.

Новый закон запретил обслуживать юридических лиц, тем самым лишив библиотеки возможности предоставлять организациям платные услуги, что существенно снижает доходы библиотек. Да и организациям создаёт проблемы.

Запрещено создание цифровых копий без соответствующего разрешения правообладателей. При этом вы можете создавать временные электронные копии. Они разрешены в законе исключительно для целей репродуцирования. То есть вы можете сделать электронную копию, с которой распечатаете бумажную, а электронную обязаны уничтожить.

Запрещено хранение электронных копий. Если вы создаёте временную электронную копию и высылаете её клиенту, допустим, в Салехард, вы должны от него получить письмо, где будет написано, что он эту электронную копию уничтожил. Тогда будет соблюдена статья, в которой говорится, что данная временная копия может стать основой для репродуцирования, после чего она должна быть уничтожена.

В связи со всем сказанным, в вузах, учебных заведениях складывается сложная ситуация и возникает целый ряд вопросов. Как правомочно использовать сервер с размещёнными на нём электронными публикациями преподавателей вузов (школы)? Например, вы – преподаватель вуза, издали методичку (поскольку это ваша работа), электронная копия которой легла на сервер. Чаще всего ею пользуются бесплатно. Как в этом случае нужно «прописывать» отношения вуза и преподавателя? Как обеспечить легитимность этим процессам и правильно оформить договоры?

Несомненно, в новых условиях библиотеки вынуждены думать о том, как не нарушать букву закона и при этом не сокращать обслуживание, не терять своих читателей. В качестве примера можно привести зарубежный опыт. Там распространена схема, которая называется fair use, дословно – «честное использование». Что это такое? Это свободное использование в образовательных или научных интересах фрагментов произведений, охраняемых авторским правом. То есть пользователь может в библиотеке отсканировать несколько необходимых ему страниц, и никто не будет этому препятствовать.

«О чём бы мы ни говорили, мы говорим об информационных технологиях». С этими словами В.В.Тарасова, проректора Международного университета бизнеса и новых технологий (г. Ярославль), нельзя не согласиться. На конференции как всегда увлечённо обсуждали вопросы электронного обучения, компьютерные технологии, интернет-комплексы.

Заведующий отделом разработки и совершенствования автоматизированных библиотечно-информационных систем и технологий ГПНТБ России А.И.Бродовский познакомил аудиторию с новыми сервисами и решениями системы автоматизации библиотек ИРБИС, которая существует уже почти пятнадцать лет. За это время система прошла четыре поколения развития, её пользователями стали более 1000 библиотек. Доклад Б.И.Маршака и А.И.Бродовского «Новая идеология ИРБИС как универсального инструментария современных библиотечно-информационных технологий» читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Обо всём происходящем на конференции, конечно, не расскажешь. Но мы обязательно познакомим вас с наиболее значимыми выступлениями, публикуя их на страницах газеты. Мы уверены, что вам это нужно.