Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2008

Ольга Громова

Часть 1. Странные вопросы и простые ответы

Для чего нужна система в расстановке книжного фонда библиотеки? Странный вопрос для специалиста, не правда ли? Да и ответ очевиден: для того, чтобы в нём можно было найти нужную книгу. Это, конечно, главное. Ради нахождения нужной книги и придумали разные системы расстановки фонда. Но почему этих систем существует много? Не проще ли было бы обойтись одной? Или, на худой конец, двумя-тремя: для открытого фонда и для книгохранилищ…

Раз люди придумали много способов расставлять книжные фонды, значит, у них были разные цели? Конечно, скажет наш профессиональный читатель, кто же этого не знает?

Вспомним азы библиотечного дела. Не для того, чтобы просто повторить всем известное, а чтобы разложить их по целям, для которых эти системы придуманы.

В большинстве библиотек главный поисковый признак – содержание книги. То есть отраслевая расстановка, независимо от того по каким таблицам она ведётся, позволяет собрать вместе все книги по одной теме. Это очень удобно для читателей при открытом доступе к фонду или его части, а также для библиотекарей, которые подбирают книги по тематическому запросу читателя (как чаще всего бывает в школьных и детских библиотеках), а не по требованиям на конкретное издание. При открытом доступе она позволяет не только найти конкретную книгу, но и раскрыть перед читателем / библиотекарем содержание всего раздела (темы).

Вот она – главная цель отраслевой расстановки: раскрытие фонда, а не просто удобство поиска конкретной книги.

Однако, если в библиотеке хорошее, интенсивное комплектование, фонд время от времени приходится двигать: то в одном разделе, то в другом не хватает места.

Поэтому в закрытых фондах книгохранилищ часто используют крепостную и другие формальные системы, при которых за каждой книгой закреп­лено определённое место, данное ей по определённому признаку (дате поступления, например), но не зависящее от её содержания. Эта расстановка позволяет сэкономить место.

Всем специалистам, однако, известно, что не так проста и однозначна расстановка фонда даже в небольшой школьной или сельской библиотеке. Существует ещё множество вариантов так называемой специальной расстановки фонда или его части. О них подробно писала С.Г.Матлина в нашей газете. Библиотекари, вводя разные виды этой расстановки, имеют в виду множество разных целей. Одна из главнейших – учёт особенностей аудитории пользователей. Таким образом, каждый вариант специальной расстановки имеет ещё какие-то цели, кроме основной – нахождение издания.

Какие функции может выполнять определённая расстановка фонда, например, в школьной или детской библиотеке? Если наша аудитория – дети и подростки, а доступ к фонду библиотеки – свободный, то одна из важных целей расстановки такого фонда – ненавязчивое обучение читателей алгоритмам поиска и сортировке информации. Вполне, между прочим, педагогическая функция, но упоминаемая обычно специалистами как-то между делом: заодно – учим поиску.

А видели ли вы систему расстановки фонда школьной библиотеки, которая сама была бы некоей обучающей и развивающей структурой, включённой в канву учебного процесса. Мне довелось её разрабатывать в новой тогда, экспериментальной школе. И «обучала» эта расстановка вовсе не только поиску и сортировке информации.

Библиотека формировалась «с нуля», а педагогические задачи и методы работы учителей школы были самыми передовыми. И требования к библиотеке – соответствующими. Главным из них было: любое посещение библиотеки должно быть для ученика очередной точкой обучения и развития. И чем незаметнее для него – тем лучше. Из полугода работы библиотекаря и всех методических объединений сложилась та система расстановки фонда, которая формально считается неправильной, но точно имеет те самые функции обучения и развития, о которых мечтали учителя. Мне она казалась ещё и удобнее в работе. О том, как создавалась и как работала «неправильная» расстановка и будет этот рассказ.

• • •