Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2008

Дарья Валикова

Дарья Германовна
Валикова

библиограф,
кандидат филологических наук,
Москва

Появившаяся новая книжная серия «Поэтический класс» (издательство «Эксмо»), возможно, пока не привлекла внимания читателей, но легко предположить, что она обязательно вызовет интерес не только у школьных учителей. Хотя, судя по аннотациям и сопровождающим текстам, серия задумана именно для школ. Произведения для неё отбирались, главным образом, в соответствии с программами литературного чтения в начальных классах, а также с действующим стандартом по литературе и основными авторскими программами.

Такая идея представляется весьма здравой: несмотря на то что изданий хрестоматийных текстов достаточно много, выходят они разрозненно, чаще всего без учёта потребностей образования. А «Поэтический класс» представляет, например, в одной книге всё, что изучается в школе из Сергея Есенина. (Сборником его стихотворений серия была открыта.) Причём все книжки серии имеют карманный формат и в то же время довольно объёмны (до 300 и более страниц). Это говорит о том, что, кроме «школьного» Есенина, в сборник вошло много других его произведений. К тому же выпускаются книжки в целлофанированном переплёте – значит, рассчитаны на долгое чтение, на многих читателей.

В такой «разноадресности» есть свои плюсы – книжки удобны для семейного чтения, для расширения литературного кругозора не только учеников, но и их родителей. Тем более что авторскими сборниками (здесь наряду со сборником Есенина появилась книжка стихотворений Бориса Пастернака, планируется выпуск стихотворений и поэм Пушкина) состав серии не ограничен. Особенно стоит выделить тематические сборники.

Это «Стихи о Москве», «Стихи о родителях», книжки о временах года – изданы уже три: посвящённые осени, зиме и весне. Осталось дождаться «Стихов о лете».

Конечно, нового в идее таких сборников нет. Их немало выходило в советское время. Помнится, напечатали даже книжечку стихотворений о соловьях, кажется, в издательстве «Детская литература». Но проблема в том, что всё это проекты давно минувших дней, а в наше время традиция подобных изданий почти прервалась. Жаль! И хорошо, что издательство «Эксмо» делает попытку такую традицию восстановить.

Собранные вместе под одной обложкой, например, стихи об осени дают возможность получить более или менее полное, во всяком случае – яркое, живописное представление о её изображении в русской лирике.

А, скажем, в сборнике «Стихи о Москве» я обнаружила множество малоизвестных, забытых или замалчиваемых в советское время стихотворений о «нашей древней столице». Но при этом нет даже отрывка из одноимённой поэмы Натальи Кончаловской. И можно догадаться, почему там нет произведений не только её, но и многих других известных поэтов ХХ века, например Самуила Маршака. Сегодня издательства, зная о том, как трудно получить авторские права у наследников поэтов и писателей, вовсе отказываются от публикации многих замечательных произведений советского времени. Взамен составитель помещает в тематические сборники стихотворения русских поэтов XIX – начала XX веков.

Конечно, трудно удержаться от пожеланий. Например, жаль, что серия ограничена только русской поэзией. Нет поэзии народов России, народов зарубежных стран. И хотя произведения иноязычных поэтов, росийских и зарубежных, как правило, не входят в российские программы по литературе, всё-таки увидеть их в сборниках «Поэтического класса» было бы неплохо.

Возможно, всё опять упирается в проблему получения авторских прав (а здесь ещё и у переводчиков).

Это действительно серьёзная проблема просвещения наших дней. Даже в советское время, несмотря на все тупоумные цензурные стеснения печати, существовало право при издании просветительской, образовательной литературы перепечатывать художественные произведения объёмом до одного авторского листа без согласования с автором или тем более с его наследниками. И это было со всех сторон правильно. Не только потому, что позволяло авторской удаче оставаться народным достоянием. Это было выгодно и авторам! Ведь, по сути дела, попадая в антологии, сборники и т.д., они напоминали читателю о своём творчестве, пробуждали к нему интерес. Полагаю, что эту проблему, которая становится год от года всё острее, надо обсудить и решить не в профессиональном, а в юридическом смысле. И не только в связи с хорошей серией «Поэтический класс».