Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2008

Яков Шрайберг

Ежегодный доклад конференции «Kрым», год 2008-й

Наблюдай время и храни себя от зла –
и не постыдишься за душу твою: есть
стыд, ведущий ко греху, и есть стыд –
слава и благодать. Не будь лицеприятен
против души твоей и не стыдись ко вреду
твоему. Не удерживай слово, когда оно
может помочь: ибо в слове познаётся
мудрость, и в речи языка – знание…

Лучше знание, нежели отборное золото;
потому что мудрость лучше жемчуга,
и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Ветхий Завет, Книга премудрости Иисуса,
сына Сирахова, гл. 4; Книга «Притчи
Соломоновы», гл. 8, ст. 10, 11

ЗАКОНЧИЛАСЬ первая половина восьмого года нового тысячелетия и нового информационного века – в это трудно поверить, ведь ещё, казалось, недавно мы обсуждали проблемы и перспективы, которые приносит нам наступающее тысячелетие. Мы окрестили XXI век веком информационным, поскольку уже без всякого сомнения осознали, что будущее будут определять информационные технологии: и вот уже восьмой год – так быстро, так неожиданно и так правдиво. Великий француз Вольтер писал, что «нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостаёт для всех наших начинаний».

С этим трудно не согласиться: прошла первая половина восьмого года информационного века, и мы с вами знаем и ощущаем, как эволюционирует общество и как всё активнее и агрессивнее в нашу жизнь проникают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые с помощью покрывающей земной шар паутины Интернет приносят нам новые возможности, открывают новые перспективы, но и создают новые проблемы.

Оглядываясь на год прошедший и всматриваясь в год будущий, хочется очень крупными мазками отметить главные, основополагающие моменты в развитии мирового информационного и интеллектуального потенциала, те главные тенденции, которые сопровождают поступательное движение общества, уже частично информационного, в значительной степени информатизированного, к следующей ступени – обществу, построенному на знаниях, и ту роль, которую обязаны сыграть библиотеки как ячейки информационного общества. Но прежде всего поговорим о книге.

1. Книга – огромная сила

Книга неподвластна времени,
если идущее вперед время вбирает
её в себя.

Томас Манн, немецкий писатель

картинка1
Рис. 1. Внешний вид ЭЧУ
картинка2
Рис. 2. Сравнение традиционных и электронных книг
картинка3
Рис. 3. «Внутренность» электронной книги
картинка4
Рис. 4. Читаем электронную книгу на диване…
картинка5
Рис. 5. … и на пляже…
картинка6
Рис. 6. … и лёжа, и в плавках…
картинка7
Рис. 7. … она ведь гнётся, как обычная книга

Мы все служим книге. «Книга – огромная сила», – писал В. И. Ленин, и кому, как не библиотечным работникам, это знать. Новое тысячелетие поставило две глобальные проблемы перед цивилизованным читающим миром: проблему новой эпохи – эпохи «электронного печатного станка» и проблему поддержки чтения. Цифровые технологии и Интернет дали огромные, не представимые ранее возможности создания, распространения и использования электронных (цифровых) книг и привлечения к себе всё большего и большего числа молодых клиентов и одновременно начали отучать их читать книги (я имею в виду чтение традиционное, так как полноценное чтение с экранов даже самых идеальных компьютеров представить себе трудно).

Легендарный, как его называли, «пророк из Торонто», известный литературовед, социолог, философ, один из основоположников современной теории информационного общества – профессор Герберт Маршалл Маклюэн еще в 50-е годы прошлого века, изучая влияние новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества, предсказал гибель «Галактики Гутенберга», т.е. обозначил тенденции упадка практики чтения и спозиционировал себя как глашатая электронной эры. Вообще, я уже не первый раз обращаюсь к его знаменитой книге «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего»1, в которой за многими смелыми, подчас спорными и, может, даже абсурдными идеями с позиции обычного здравомыслящего человека просматривается чёткое видение будущей электронной эпохи. Маклюэн (я повторюсь) определяет путь развития цивилизации в следующем виде: «от алфавита и письма к печатному станку, а затем и к электронным средствам коммуникации», а идею мира – как «глобальную деревню», в которой ничего нельзя скрыть и все ответственны за всё», – и заметьте, всё это было написано задолго до эры Интернета. Фактически Маклюэн, обозначив появление печатного станка Гутенберга как первую революцию человечества на пути к цивилизации, определил надвигающуюся электронную эру как новую революцию, эпоху электронной информации и упадок, фактически гибель «Галактики Гутенберга». Сейчас уже ясно, что последний вывод, вернее, прогноз всё же не подтвердился, хотя на первом этапе появления первых электронных книг на CD-ROM, DVD-ROM и непосредственно в Интернете происходило действительно повальное стремление людей, особенно молодежи, к работе (не хочется говорить «чтению») с электронными текстами, размещёнными либо «вповалку», либо в многочисленных «электронных библиотеках» (уместнее сказать, «так называемых электронных библиотеках») в Интернете. Прошло совсем немного времени, и многие стали понимать, что читать, особенно художественные произведения, с экранов монитора неудобно, некомфортно и вообще вредно. Для компьютерных фанатиков как гром среди ясного неба прозвучали слова Билла Гейтса: «Если мне надо прочитать

3-4 страницы текста, я предпочту их распечатать и прочесть на бумаге». Заметьте, это сказал человек, можно сказать родившийся с компьютером в руках. Сегодня уже практически прекратились споры на тему «Что будет с книгой в эпоху электронной информации». Реже слышны дурацкие вопросы: «А есть ли будущее у библиотек?» В общем, совместное мирное сосуществование электронных и печатных книг состоялось и продолжается, и главным образом потому, что электронные книги стали выпускать, копируя шрифты, дизайн и даже стиль книг печатных.

Современные устройства (рис. 1) для хранения и чтения текстов книг (e-book reader)2 могут содержать сотни книг в своей памяти, при этом они используют электронную бумагу и электронные чернила (рис. 2), а по комфортности чтения не уступают книгам бумажным (рис. 3–6)3.

На рис. 4–7 показаны примеры применения ЭЧУ в условиях, близких к нашим, а последний из рисунков показывает не только гибкость, но и одно из важнейших преимуществ электронных книг, а именно – возможность увеличения фрагментов текста или графики. Кроме того, электронные книги имеют ещё несколько очевидных преимуществ: если загрузить в устройство одну или триста книг, весить оно будет одинаково – это очень удобно, например, для путешественников или студентов, предпочитающих готовиться к сессии на пляже или где-нибудь на лоне природы; второе – наличие функций поиска (обнаружить нужное слово или место в электронной книге – секундное дело, к тому же ЭЧУ сами помнят, где вы остановились) и третье – экология (производители электронных книг справедливо подчеркивают: если каждый из 6,5 млрд жителей Земли купит хотя бы одну книгу, то на планете не останется ни одного дерева, всё уйдёт на бумагу). С другой стороны, многие электронные книги защищены так называемым DRM (digital rights management) – средством, запрещающим пользователям читать конкретный текст на другом устройстве, и пользователям это не нравится: они справедливо считают, что приобретя книгу, пусть и электронную, имеют право делать с ней всё, что хотят. Но печатная книга всё равно остаётся на высоте спроса: многим нравится запах книг и специфический дух, царящий в библиотеках, книгохранилищах и книжных магазинах. Как писал поэт Владимир Вишневский: «А хорошо, что в XXI веке всё тот же запах у библиотеки». Издатели и книготорговцы не ощущают никаких признаков падения спроса из-за развивающейся отрасли электронных книг, и это видно из таблицы, которую представила Ассоциация американских издателей в апреле 2008 г. и в которой приведены данные по всем продажам американского книжного рынка, включая электронные книги и аудиокниги (см. табл. 1).

Таблица 1

Продажа книг в США в 2007 г.
(в млн долларов)

Виды изданий

Продажи

1

Коммерческие издания

8 525

2

Книги для школ

6 356

3

Книги для взрослых (твёрдая и мягкая обложка)

5 082

4

Литература для университетов и колледжей

3 677

5

Профессиональная литература

3 474

6

Книги для детей (твёрдая и мягкая обложка)

3 443

7

Издания в мягкой обложке для массового рынка

1 119

8

Религиозная литература

783

9

Книжные клубы и заказы по почте

621

10

Аудиокниги

218

11

Электронные книги

67

12

Всё другое

115


Итого: 24 959 примерно 25 млрд долларов (без коммерческих изданий).

Успехи электронного книжного бизнеса, конечно, ощутимы, но пока на общем фоне книгопродаж мало заметны (67 млн из 25 млрд долларов – пока слабовато).

На проходившей в апреле с.г. Лондонской меж­дународной книжной выставке-ярмарке много внимания было уделено электронным книгам; среди часто упоминаемых инноваций – виджеты и новые модели подкастингов.

Виджеты (widgets) – это прикладные программы, обеспечивающие лицензионный доступ к определённым сайтам с электронными книгами: будете ли вы читать их с экрана и скачаете в ваше ЭЧУ – это вопрос лицензии, как, впрочем, и сроков её действия. Программа для запуска виджетов была разработана в 2003 г. компанией Кonfabulator, и затем приобретена компанией Yahoo! Её очевидные преимущества: простота и независимость от основного ПО компьютера, при этом включение / отключение виджета не сказывается на основной программе браузера. Последние данные по имеющимся в Сети виджетам представлены в табл. 2.

Таблица 2

Количество виджетов по различным направлениям
(по состоянию на 15.05.2008)

Разновидности виджетов

Количество

1

Утилиты

638

2

Новости

478

3

Игры

476

4

Радиопрограммы

436

5

Поиск информации

383

6

Погода

142

7

Покупки

101

8

Спорт и другие

81


Свои виджеты на ярмарке представили такие крупные издательства, как Рэндом Хаус (Random House) и Пингвин (Penguin). Рэндом Хаус, например, через свой виджет даёт доступ уже почти к 1000 названий книг, а к концу года их будет 5000. Что могут сделать пользователи? Прочитать ключевые отрывки произведений, осуществлять поиск по тексту и просто одним действием (нажатием клавиши) купить себе эту книгу (на срок лицензии), в том числе и скачать на своё ЭЧУ. Компания интенсивно расширяет распространение своих виджетов через Интернет. А другая упомянутая компания – Пингвин – объявила, что с сентября 2008 г. начинает одновременное издание печатных и электронных форматов по цене печатных, а также собирается в ближайшие два года выпустить в электронном формате 5000 названий книг, ранее выпущенных ими же в печатном виде.

Подкастинг (podcasting) – произошло от слов iPod (смартфон компании Apple) и casting, в данном случае – вещание. Подкастинг – это такое устройство, особый вид новых носителей голосовой и видеоинформации (как правило, новостной), которую пользователь черпает из теле- радио- и интернет-трансляций и в мобильном режиме может слушать в транспорте, по дороге домой, в поездках. Пользователи подкастинга могут подписываться на произвольное количество RSS-каналов4.

Подкастинг – зона роста; ряд издательств (Nature, Blackwell, Cengage Learning) запустили подкасты по тематике своих изданий и получили десятки тысяч новых подписчиков, и это менее чем за год. Издательские компании начинают активно перенимать опыт подкастинга у радио- и телевещательных корпораций.

Интересно, сможем ли мы придумать адекватную интерпретацию этих терминов на русском яэыке, или, как это уже стало принятым, не мудрствуя лукаво, воспользуемся английской калькой? Вопрос для обсуждения, в том числе и на нашей конференции.

И ещё один важный аспект в современных подходах к книгоизданию: на этой же Лондонской ярмарке американская компания Ингрэм (Ingram) иници­ировала подробные дискуссии по поводу проблем печати по заказу (print on demand) и печати малых серий (short run prints) – эти технологии встретили горячую поддержку многих крупных издателей: все хотят считать и считают деньги.

В целом, крупные международные мероприятия первой половины 2008 г. (Лондонская книжная выставка-ярмарка, Международная ежегодная конференция «Internet Librarian», зимняя сессия Американской библиотечной ассоциации и ряд других) выявили ряд проблемных направлений и тем для обсуждения по проблематике развития книжного бизнеса и взаимодействия издателей и библиотек. Прежде всего это:

– коммерческие проекты оцифровки в мире книг;

– почему книжные магазины должны торговать электронными книгами;

– формирование коллекций электронных книг: обмен опытом издателей, книгораспространителей и библиотекарей;

– защита природы: что делают издатели для её сохранения;

– как работать в условиях сложного поиска правообладателей;

– что нужнее студентам – электронные книги или печатные учебники;

– ряд других.

Очевидно, что тенденции развития электронных книг мирно уживаются с продолжающимся ростом печатной продукции. Книги – это общественное достояние, и правила пользования ими сложились в обществе намного раньше, чем появились книги электронные. «Галактика Гутенберга» устойчиво ассоциировала понятие «книга» с понятием человеческого знания и обозначила книгу как один из столпов человеческой цивилизации. Правда, в последнее время книги читают меньше, несмотря на большие выпуски печатных и электронных книг, но это уже проблема поддержки чтения. Кстати, программы и года чтения существуют давно, сегодня актуальность этих инициатив усилилась по понятным причинам. Великобритания, например, объявила 2008 год Национальным годом чтения. Это происходит уже вторично. В первый раз в 1998 г. И лозунг этой программы «Everything starts with reading» – «Всё начинается с чтения». Год чтения, кстати, касается не только книг, но и социальных сетей, власти произнесённого слова и конвергенции чтения и сочинения в новых технологиях. Впрочем, о проблемах и задачах поддержки чтения мы будем много говорить на нашей конференции; я же обращу ваше внимание на другой, не столько смешной, сколько настораживающий факт: использование книг в рекламных, отнюдь не читательских и не просветительских целях.

Книга как элемент накрытого стола и как интерьер для породистой кошки – это ещё куда ни шло, но выпивка на фоне книг или реклама эротических колготок среди книжных полок – это уже чересчур, хотя и красиво, и, как говорят сегодня, «прикольно».

Ну а съёмки в библиотечных интерьерах видеоклипов известных исполнителей – это уже становится модой, и это нравится библиотечным работникам, не так ли?

И в завершение «книжной тематики» опишу ещё одну книжную инновацию, так называемые «живые книги»5.

Это – новая услуга, которая появилась в ряде библиотек Европы, называется «Люди напрокат». В середине апреля посетителей одного из модных досуговых центров Северного Лондона (Swiss Cottage) ждал сюрприз: им предлагали взять напрокат человека для беседы в качестве «живой книги» из первой в Великобритании «живой библиотеки».

Идея, которая пришла из Скандинавии, проста: читатели могут прийти в библиотеку и вместо книг выбрать человека для 30-минутной беседы. Предлагаемые «живые книги» каждый раз разные, но они всегда представляют собой широкий спектр человеческих стереотипов. Это может быть офицер полиции; вегетарианец; мужчина-няня; вечный активист; молодой человек, исключенный из школы; социальный работник; бывший участник уличной банды и даже мужчина-библиотекарь и т. д.

Для осуществления выбора «живых книг» создан каталог. В нём каждая из «книг» охарактеризована рядом негативных качеств, с которыми читатели могут столкнуться. Просмотрев каталог, посетители библиотеки заполняют читательские требования на ту или иную «живую книгу».

Что значит быть книгой? Это означает быть собеседником, советчиком, слушателем. «Читатели» ищут ответы на свои вопросы, выстраивая откровенный разговор по определенной теме, обмениваясь своими впечатлениями, мнениями. Одна из женщин-«книг», бывший продюсер на телевидении и в кинопроизводстве, сказала, что, участвуя в проекте, начала понимать: у каждого человека полным-полно историй, но шансов рассказать их немного.

Основатель «живой библиотеки» Ронни Эйберджел объяснил причины и цели её создания: «Мы считаем, что чрезмерная жестокость и агрессия возникают между людьми, которые не знают друг друга. «Живая библиотека» может сблизить людей, которые вряд ли смогут встретиться иным способом. Мы хотим показать, что не каждый мусульманин хочет взорвать вас, не каждый полицейский является головорезом, как это иногда преподносится». Первая «живая библиотека» была организована на музыкальном фестивале в Дании в 2000 г., и с тех пор движение набирает обороты, в основном в Норвегии и Венгрии.

Ронни Эйберджел планирует организовать в Великобритании ещё несколько «живых библиотек», и работает над деталями серии будущих меропри­ятий по всей стране. «Лондон уже стал разноликим городом, – признал он. – Возможно, в маленьких городах нам стоит воздержаться от представления наиболее противоречивых книг, по крайней мере для начала».

…А самой популярной «книгой» в этот день стал бывший участник уличной банды. Следующая «живая библиотека» была организована в Лондоне в магазине «Idea» 31 мая текущего года.

Электронные книги ни для рекламы колготок, ни для живой информации не годятся; тем не менее, несмотря на то что ЭЧУ всё ещё достаточно дороги, бизнес электронных книг не увядает. Журнал «PC Week» (№ 4 от 12.02.2008 г.) приводит высказывание одной девушки-менеджера: «Представляете, я ношу с собой сумку с ноутбуком, телефон, плеер, зарядку, и теперь получается, что мне нужно ещё носить и ЭЧУ со своим зарядным устройством?»

Скоро, наверно, сумка у девушки полегчает: тенденции развития мобильных смартфонов, iPod-ов неизбежно приведут к тому, что всё будет включено в один прибор размером с мобильный телефон, поскольку одна из последних объявленных и интенсивно реализуемых современных тенденций развития ИКТ – это миниатюризация. К краткому обзорному рассмотрению этих тенденций мы сейчас и перейдём.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах.



1 В «Ежегодном докладе Конференции “Крым”, год 2007-й» приводились цитаты из этой книги, в частности – этапы истории человеческой цивилизации по Маклюэну.

2 Назовем такой аппарат электронным читающим устройством (ЭЧУ).

3 Рис. 1–7 заимствованы из материалов Лондонской международной книжной ярмарки, апрель 2008 г. (www.lbf.com) и из открытых архивов Интернета.

4 RSS-каналы – это службы (технологии) Интернета, собирающие и доставляющие пользователю, как правило, по подписке различные новостные блоки, оглавления журналов, списки книг и др. для оперативного информирования.

5 Д. Бейкер (по материалам газеты «The Times» 22 апреля 2008 г.) – с сайта Инопресса:
http://www.inopressa.ru/times/2008/04/22/16:37:57/prokat