Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за июнь 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Акилова X. Астрахани – 450 лет : Викторина / X. Акилова, Ф. Исмагулова // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 28–31. – (Учимся играя).

Викторина посвящена Астраханскому краю и знанию русского языка.

Галимуллина Ф. Редкие профессии : Классный час по предпрофильной подготовке / Ф. Галимуллина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 27–35. – (Материалы. Профориентация).

Горбенко Е. Н. КВН: команда учителей против команды учеников / Е. Н. Горбенко // Физика. – 2008. – № 11. – С. 2–4. – (Приёмы и находки).

Доронина Л. Стильно! Модно! Школьно! / Л. Доронина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 17–19. – (Материалы. Классный час).

Нужна ли школьная форма сегодня? Какой она должна быть? Разработка классного часа на эту тему.

Крупенина О. Клуб образовательных путешествий / О. Крупенина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 33–38. – (Материалы. Внеклассная работа).

Сегодня многие школы вывозят своих учеников в «образовательные путешествия»: классом или разновозрастной группой уезжают подальше и не только отдыхают, но и многому учатся. Изучают музейные экспозиции, проводят исследовательские работы на природе. А вот идея создания Клуба образовательных путешествий совсем новая и может многим пригодиться...

Мельников А. В лабиринте знаний / А. Мельников // История. – 2008. – № 12. – С. 42–46. – (Я иду на урок).

Методическая разработка интеллектуальной командной игры (8–11 классы).

Молоканова С. Если вы пришли в библиотеку : Классный час. 1 класс / С. Молоканова // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 9–11. – (Я иду на урок).

Назаренко О. Молодёжный Интернет-портал / О. Назаренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 10–13. – (Идеи. Классный час).

Идея проведения классных часов, посвящённых анализу различных интернет-сайтов, – новая, но предельно актуальная. Если нашим ученикам интересно искать информацию в Интернете, находить там новых друзей, обмениваться мыслями через форумы и сайты, то почему бы этим не воспользоваться в образовательных и воспитательных целях? А сайты, о которых будут рассказывать ваши ребята, каждый раз найдутся новые.

Пономарёва С. История государственной символики : Проект классного часа / С. Пономарёва, А. Канева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 43–47. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Ромашина Л. Картофельный банкет : Интересная форма проведения «огонька» / Л. Ромашина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 36–38. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Степанова М. Как пережить экзамены / М. Степанова // Здоровье детей. – 2008. – № 11. – С. 8–10. – (Медкабинет).

Трофимова Л. Что мы знаем о деньгах? / Л. Трофимова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 20–22. – (Материалы. Классный час).

Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Но семья далеко не всегда даёт детям пример здорового, уравновешенного отношения к деньгам. Классный час на тему денег поможет ученикам в игровой форме рассмотреть сложность и противоречивость человеческого отношения к деньгам, даст им навыки самостоятельного анализа.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Анисимова О. Все мы родом из детства : Оригинальная форма проведения родительского собрания / О. Анисимова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 3–6. – (Идеи. Родительское собрание).

Это родительское собрание нельзя повторить (ход беседы с другими людьми, конечно же, изменится), но его можно попробовать провести в любой школе и даже в летнем оздоровительном лагере, если туда приезжают родители и планируется некоторая работа с ними. Такое собрание никому не будет в тягость, напротив, принесёт массу положительных эмоций и взрослым, и детям.

Бильдина И. Сценарий родительского собрания «Учите детей быть здоровыми» / И. Бильдина // Управление школой. – 2008. – № 12. – С. 41–42. – (Наука управлять. Программы здоровьесбережения).

Путляева Л. Ваш ребёнок – эгоист? / Л. Путляева // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 36–39. – (В союзе с психологией).

Как случается, что наш чудный ребёнок вырастает махровым эгоистом? Не сразу же это происходит? Почему мы замечаем беду слишком поздно? Можно ли что-то поправить?

О типичных ошибках родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей.

Чувашова Л. Не хочу делать уроки! / Л. Чувашова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 14–16. – (Материалы. Родительское собрание).

Редко встретишь ребёнка, который с удовольствием выполняет домашнюю работу. Можно ли изменить ситуацию? Как привлечь родителей? Проблема сложная, не имеющая однозначного решения. Материал можно использовать для беседы на эту тему на родительском собрании в начальной школе.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОМ

Андреева О. Клуб любителей морской капусты : Нестандартные технологии психологического сопровождения / О. Андреева // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – С. 33–35. – (Метод в теории и на практике).

Цель данного проекта – повысить уровень психологической компетенции учителей и родителей, развивать в учениках навыки конструктивного общения. Для достижения этой цели было необходимо создать в стенах школы зону для дискуссий, нестандартную по форме, позволяющую каждой стороне высказывать своё мнение по интересующей его теме.

Будневич Г. С помощью мини-игрушек : Методика диагностики и коррекции личностных особенностей детей и подростков / Г. Будневич // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 8–10. – (Метод в теории и на практике).

Крушельницкая О. Застенчивый булочник : Тренинговое упражнение / О. Крушельницкая, В. Орлов // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 45–47. – (Игротека).

Упражнение может использоваться в работе с группами разного возраста, начиная с младших подростков (5–6-е классы – с некоторой адаптацией текста). Свою эффективность упражнение показало и в работе с административным и педагогическим составом школы.

Ляпунова Н. Рисунки и истории : Игры для учащихся 5–6-х классов / Н. Ляпунова // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – С. 46–47. – (Игротека).

Петкевича О. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях : Моделирование действительности / О. Петкевича // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 11–16. – (Метод в теории и на практике).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Барковская Е. Неразлучные друзья – взрослые и дети : Сценарий семейного вечера / Е. Барковская // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 36–37. – (Вместе с родителями).

Никандрова Т. Игра по станциям / Т. Никандрова // Спорт в школе. – 2008. – № 11. – С. 29–34. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Описание туристско-краеведческого мероприятия.

Приходько С. Классный Новый год / С. Приходько // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 7–9. – (Идеи. Внеклассное мероприятие).

Эта статья не о том, как весело встретить с классом Новый год. В ней на примере одного праздника изложена идея оригинального подхода к любому празднику. Готовиться к нему начинают заранее, причём не только вне урока, но и во время обычных учебных занятий. Итоговое мероприятие становится не просто весельем, но и серьёзной работой, направленной на сплочение детского коллектива, на вовлечение в него взрослых – учителей, родителей.

Сергеева М. День бабушек : Семейный праздник / М. Сергеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 39–41. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

ПОДРОСТОК

Борисова Е. Будущие защитники : Тренинговое занятие для юношей / Е. Борисова // Школьный психолог. – 2008. – №11. – С. 14-15. – (Наши дети).

Занятие включено в общую программу развития уверенности и волевых качеств для выпускников 11-х классов и призвано оказать помощь юношам в напряжённый период, связанный с подготовкой к службе в армии.

Жирнова Н. «Безобидный тренинг» для старшеклассников / Н. Жирнова // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 38–41. – (Наши дети).

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – С. 19–30; № 12. – С. 17–32. – (Методическая копилка).

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

Ушакова Е. Как помочь детям «группы риска» / Е. Ушакова // Здоровье детей. 2008. – № 12. – С. 23–25. – (Вниманию учителя).

Материал из спецвыпуска «Особый ребёнок». Весь номер газеты посвящён детям, которые не могут реализовать свои способности и желания без поддержки взрослых: родителей, учителей и всего общества в целом.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алимова В. Когда у учителя руки опускаются... : Что можно увидеть, если проверить кадровую политику школы на соответствие общим принципам управления персоналом / В. Алимова // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 8. – (Школьное дело. Тупики управления).

Андрюшин В. Путешествие за знаниями : Организация школьного профильного лагеря / В. Андрюшин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. С. 29–32. – (Материалы. Профильный лагерь).

Битянова М. Я строю свою работу или работа «строит» меня? : Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива / М. Битянова, Т. Беглова // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – С. 39–43. – (Вместе с учителем).

Волченкова Г. Модель научно-исследовательской деятельности как условие управления развитием педагогов / Г. Волченкова // Управление школой. – 2008. – № 12. – С. 17–24. – (Проекты и исследования. Профессиональный рост).

Жадан О. Копилка игр и сценариев : Пособие для педагога по проведению олимпиад, игр и соревнований в школьном или выездном оздоровительном лагере, детском санатории / О. Жадан // Здоровье детей. – 2008. – № 11. – С. 34–41. – (Летние странички).

Жданкина Е. Метод проектов / Е. Жданкина // Управление школой. – 2008. – № 11. – С. 46–47. – (Проекты и исследования. Теория).

Теоретический материал, который поможет руководителям при разработке проектов.

Зуровская О. От лекций до экспедиций : Варианты организации проектной и исследовательской деятельности / О. Зуровская // Управление школой. – 2008. – № 12. – 25–27. – (Проекты и исследования. Дети и наука).

Карташова Н. Вместе с книгой мы растём : Психологическое исследование / Н. Карташова // Школьный психолог. – 2008. – № 12. – С. 42–43. – (Наши дети).

Цель занятия: проанализировать уровень начитанности современных школьников на примере учащихся сельской школы.

Курбатов Р. А где тут у вас делают Волшебную книгу? : Портал «Нескучная школа» – двадцать один проект, для того чтобы и ваша школа стала такой же! / Р. Курбатов // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 13. – (Школьное дело. Знания как витамин роста).

Левашева М. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии : Разработка открытого педсовета / М. Левашева // Управление школой. – 2008. – № 11. – С. 38–43. – (Наука управлять. Педсовет).

Леонтьева О. «Моим ребятам было очень обидно» : О чём стоит помнить взрослым, организовывая детей для совместного дела, чтобы любые возникающие трудности решались в рабочем режиме / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 14. – (Школьное дело. Страницы внешкольного времени).

Меркулов Ф. Чтобы летние дополнительные занятия не стали повинностью : Попробуем использовать это время не только для ликвидации пробелов в знаниях, но и для того, чтобы помочь ребёнку обрести уверенность в себе / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 9. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Нечаев М. Итоги учебного года : Анализ воспитательной работы в классе / М. Нечаев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 2–3. – (Идеи. Анализ результатов).

Обухов А. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя : Как развить познавательную мотивацию ребёнка? / А. Обухов // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 10. – (Школьное дело. В направлении любознательности).

Паутов В. Программа развития – стратегический документ школы / В. Паутов // Управление школой. – 2008. – № 11. – С. 22–28. – (Партнёрство. Управляющие советы).

Петренко Е. Взгляд вперёд : Деловая игра «Разработка Положения о деятельности классного руководителя общеобразовательного учреждения» / Е. Петренко, С. Поляков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 4–8. – (Идеи. Анализ результатов).

Ракова М. Инициатива не наказуема?! / М. Ракова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 17. – (Личный опыт).

Иногда жизнь сама подсказывает идеи, которые не приходят нам в голову. Каждое из трёх событий, произошедших в калужской школе, можно взять на вооружение – как вариант для внеклассной работы, модель для проведения социальной акции.

Романов А. Трудному классу нужна особая поддержка / А. Романов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 18–19. – (Личный опыт).

Наверное, самый богатый опыт получает педагог, оказавшийся в «проблемном» классе. Все сложности, с которыми имеет дело любой учитель, достаются ему вдвойне. Тем интереснее познакомиться с опытом учителя, впервые столкнувшегося с трудным классом. Для успешного решения своих задач он создал продуманную воспитательную программу.

Сентемова И. Увлечение школьников фэнтези / И. Сентемова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12. – С. 23–26. – (Материалы. Повышение квалификации).

Часто взрослые, столкнувшись с детскими увлечениями, считают их глупыми, бесполезными забавами, лишь отвлекающими ребят от «серьёзных дел». Результат очевиден: вечный конфликт «отцов и детей». А что, если вместо этого попробовать понять, почему дети увлечены именно этим? Например, разобраться, что их интересует в жанре «фэнтези»?

Синягина О. Выбирая будущую тему : Несколько рекомендаций школьным научным руководителям / О. Синягина // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 11. – (Школьное дело. В направлении любознательности).

Сырицына С. Безопасность на дорогах : Программа для 1–3-х классов / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 11. – С. 26–31. – (Летние странички).

Чернов С. Как создать школьное научное общество : Из опыта работы гимназии № 4 и школы № 5 посёлка Псебай Краснодарского края / С. Чернов // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 11. – (Школьное дело. В направлении любознательности).

Шаляпина Т. Спросите учителя / Т. Шаляпина // Управление школой. – 2008. – №11. – С. 29–31. – (Партнерство. Публичный отчет).

Как подготовить информационный доклад, который позволит довести до сведения родителей, учащихся, социальных партнёров учебного заведения результаты его деятельности, проблемы и достижения с целью получения поддержки в решении конкретных задач.

Приведена анкета для учителей гимназии № 105 Санкт-Петербурга.

Шестерикова Л. Роль внутришкольной методической учёбы в формировании профессиограммы учителя гимназии / Л. Шестерикова // Управление школой. – 2008. – № 11. – С. 16–18. – (Школьный уклад. Повышение квалификации).

Цыбина О. Город «Надежда» : Система самоуправления в классном коллективе / О. Цыбина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 11. – С. 11–14. – (Идеи. Самоуправление).

ИМЕНА

Дьяконов К. Н. В.С.Преображенский : К 90-летию со дня рождения / К. Н. Дьяконов, В. А. Снытко // География. – 2008. – № 12. – С. 41. – (Люди науки).

Мищенко А. Выдающийся математик современности : К 100-летию со дня рождения Л.С.Понтрягина // Математика. – 2008. – № 11. – С. 46–48. – (История математики).

Шеваров Д. Он ненавидел приказы об отступлении : Свой 30-й день рождения Виктор Некрасов встретил за несколько дней до 22 июня 1941 года... / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 11. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

НА ЭКСКУРСИЮ

Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе // Литература. – 2008. – № 12. – С. 16. – (Литературная карта).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Лазаревич К. «...Моим дорогим детям с надеждой...» : История Англии в изложении Диккенса / К. Лазаревич // Библиотека в школе. – 2008. – № 11. – С. 34–36. – (Книжные палаты. Охота за фолиантами).

О книге Ч. Диккенса «История Англии для юных».

Мяэотс О. Две сказки и три чуда / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 11. – С. 24–27. – (Остров сокровищ. Книжная лоция).

Об американской писательнице Кейт ДиКамилло и её книгах.

Сухарев С. В каждой сказке есть доля сказки / С. Сухарев // Библиотека в школе. 2008. – № 11. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Читатель – читателю).

О книге Ильи Боровикова «Горожане солнца».

Шеваров Д. Жизнь в мимолетных подробностях : Две новые книги для летнего чтения / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 12. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Времена. На книжной лестнице).

О книгах Елены Литвяк «Небо над колыбелью : Дневник мамы» и Ларисы Миллер «Золотая симфония».

Яснов М. Между морем и землёй : Читаем детям стихи Яниса Балтвилкса / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2008. – № 11. – С. 22–23. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).

О латышском поэте Янисе Балтвилксе и его стихах.