Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2008

Александр Дуванов

О работе в Сети – для тех, кто учит, и тех, кто учится*

2. Инструменты поиска в Интернете

2.1.2. Социальные коллекции (продолжение)

Каждый желающий может пополнить Делишес новыми ссылками-закладками, снабжая их описаниями и размечая тегами (ключевыми словами).

Поиск можно выполнять при помощи запроса в традиционной строке ввода (рис. II.24).

рис1

Рис. II.24. Традиционный поиск в архивах Делишеса

Но можно искать ссылки, используя список тегов, в котором размер шрифта отражает популярность ключевых слов (рис. II.25).

рис2

Рис. II.25. Поиск по тегам

Сервис Делишес относят к сервисам Web 2.0 – второму поколению сервисов Интернета, более приспособленных для коллективного творчества, чем традиционные. Кроме Делишес (коллекции ссылок) к сервисам Web 2.0 относят Фликр (коллекции цифровых фотографий), Ютьюб (коллекции видеоклипов), Блоги (сетевые дневники), Вики (открытые гипертексты).

2.2. Каталоги

Разберёмся с понятием каталога, рассмотрим устройство каталогов, их достоинства и недостатки, назовём популярные каталоги Интернета.

2.2.1. Понятие каталога

Каталог – это перечень предметов.

Одно время Вася коллекционировал марки. Марки он, как полагается, хранил в специальных альбомах. Но, кроме того, Вася завёл тетрадь, в которую записывал описание каждого экземпляра своей коллекции по разделам («собаки», «кошки», «самолёты»…) и ссылку на местоположение марки (номер альбома, номер страницы, номер марки на странице).

Эта тетрадь была каталогом Васиных марок.

Зачем Васе понадобился каталог? Понятно: каталог удобен для поиска. В тематических разделах легко отыскать описание нужного объекта, а затем и сам объект по приведённой ссылке.

Но очень скоро Вася понял, что каталог в виде тетради неудобен.

Место, отведённое для собак, быстро закончилось. Кроме того, раньше он записывал марки в тетрадь в порядке их поступления в коллекцию, а теперь решил, что записи в каждом разделе удобнее хранить по подразделам (породам собак, кошек, классам самолётов…), а в каждом подразделе упорядочивать марки по году выпуска.

Вася сделал новый каталог марок – в виде карточек, которые он хранил в специальных ящичках. Отдельно ящик для собак, отдельно для кошек. На карточке аккуратный Вася размещал даже отсканированное изображение марки (рис. II.26).

рис3

Рис. II.26. Каталог на карточках

Работать с новым каталогом стало удобно: карточки в ящике можно сортировать в любом порядке, а новые – добавлять в правильное место. Найти запись в таком каталоге можно очень быстро.

Подобным образом устроены бумажные каталоги в библиотеках. Сведения о каждой книге записываются на отдельную карточку. Чтобы при просмотре карточки не перепутались, их нанизывают на металлический прут и помещают в выдвижной ящик специального шкафа (рис. II.27).

рис4

Рис. II.27. Каталог в библиотеке

В благоустроенной библиотеке читателям предлагают не один, а даже два каталога: алфавитный и систематический.

В алфавитном каталоге книги располагаются в азбучном порядке заглавий или авторов.

В систематическом каталоге книги распределяются по темам (проза, поэзия, фантастика, детективы, классика…). Причём это деление может носить иерархический характер (фантастика: отечественная, зарубежная). Внутри раздела работает алфавитный порядок (по заглавиям или авторам).

С широким распространением компьютерных технологий библиотеки стали использовать электронные каталоги, которые фактически повторяют свои бумажные аналоги.

Для поиска информации в Интернете также используют каталоги.

Все каталоги Интернета построены по иерархическому принципу («от общего к частному»).

Попробуем, например, найти в Интернете материалы по собакам породы пинчер. Воспользуемся каталогом list.ru. В корневом списке разделов выбираем позицию «Домашний очаг», как наиболее подходящую для нашей цели (рис. II.28).

рис5

Рис. II.28. Главная страница каталога list.ru

На новой странице, в подкаталоге выбранного раздела, щёлкаем на ссылке «Кошки и собаки» (число 1 492 в скобках указывает число ссылок по этой теме) (рис. II.29).

рис6

Рис. II.29. Страница Домашний очаг

В списке потомков раздела «Кошки и собаки» выбираем позицию «Породы собак» (рис. II.30).

рис7

Рис. II.30. Страница Кошки и собаки

Выбор на новой странице очевиден: «Пинчеры» (в разделе 3 ссылки) (рис. II.31).

рис8

Рис. II.31. Страница Породы собак

Открывается страница с тремя ссылками на сайты про пинчеров (рис. II.32).

рис9

Рис. II.32. Страница Пинчеры

Ссылки снабжены комментариями (они размещаются авторами каталога) и дополнительной информацией (дата публикации ссылки в каталоге, география ссылки, её популярность). Щёлкаем по ссылке с номером 1, попадаем на сайт ПИНЧЕР.РУ и приступаем к поиску нужных материалов на этом сайте (рис. II.33).

Спускаясь по каталогу от корня (главной страницы) к листу (сайт ПИНЧЕР.РУ), мы прошли довольно длинный путь по иерархическому дереву (рис. II.34).

рис10

Рис. II.33. Сайт ПИНЧЕР.РУ

рис11

Рис. II.34. Дерево каталога

Можно было сэкономить время, воспользовавшись системой поиска по ключевой фразе на главной странице (рис. II.35).

рис12

Рис. II.35. Строка ввода ключевой фразы в каталоге

Результат поиска – 18 сайтов. Среди них три, которые мы нашли раньше из раздела:

Домашний очаг > Кошки и собаки > Породы собак > Пинчеры,

а 15 из других разделов каталога (рис. II.36).

Поисковая машина сайта List.ru выполнила поиск в собственном каталоге, но можно выбрать и другую зону поиска.

Поискав в энциклопедии, узнаем, что пинчер используется для охраны и преследования (заметим, что List.ru обращается к энциклопедии Рубрикона) (рис. II.37).

В словарях можно найти перевод слова «пинчер» на испанский язык (рис. II.38).

Выполнив поиск по картинкам, найдём симпатичные изображения (фотография с сайта www.companionline.ru) (рис. II.39).

рис13

Рис. II.36. Результаты поиска по каталогу

рис14

Рис. II.37. Результаты поиска в энциклопедиях

рис15

Рис. II.38. Результаты поиска в словарях

рис16

Рис. II.39. Пинчер с сайта www.companionline.ru

2.2.2. Устройство каталога

Интернет-каталог представляет собой сайт, страницы которого имеют тематическую иерархию. На главной странице расположен список внутренних ссылок на основные темы каталога. На страницах-потомках – список внутренних ссылок, детализирующий тему родителя. На страницах-листьях – список внешних ссылок на сайты по данной теме (рис. II.40).

Внешние ссылки на страницах-листьях снабжаются кратким описанием содержания сайта и дополнительной информацией (дата внесения в каталог, географическое расположение сайта, язык сайта, популярность сайта в каталоге…).

рис17

Рис. II.40. Схема интернет-каталога

Внешние ссылки могут располагаться в каталоге не только на листьях иерархии.

Перейдём, например, с главной страницы каталога list.ru в раздел «Автомобили».

Наверху этой страницы помещён список потомков раздела (рис. II.41).

рис18

Рис. II.41. Список потомков раздела Автомобили

А ниже – внешние ссылки на все сайты этого раздела (рис. II.42).

рис19

Рис. II.42. Общий список внешних ссылок раздела Автомобили

Для удобства просмотра всех 5 675 ссылок этого большого раздела они распределены по нескольким последовательным страницам и снабжены страничным линейным меню.

Перед списком ссылок приводятся дополнительные меню, которые позволяют выбрать способ сортировки, а также уменьшить количество предъявляемых записей, указав регион и тип сайта (рис. II.43).

рис20

Рис. II.43. Меню дополнительных настроек

Помимо тематической иерархии, в каталоге часто предусматривается алфавитный указатель, который также может быть построен на иерархической основе.

Например, на главной странице тематического каталога List.ru есть ссылка «Алфавитный указатель». Щелчок на ней загружает алфавитную страницу (рис. II.44).

рис21

Рис. II.44. Алфавитный указатель на List.ru

Пополняется каталог двумя способами:

1. Авторы каталога находят интересные ресурсы.

2. Владельцы сайтов отправляют заявку на размещение в каталоге своего ресурса. Ресурс размещается в каталоге после рассмотрения заявки авторами каталога (заявка может быть и отклонена).

В каталоге List.ru ссылка, приглашающая занести ресурс в раздел, располагается рядом со страничным меню (рис. II.45).

рис22

Рис. II.45. Вход в раздел Добавить сайт

Заявка на регистрацию ресурса записывается в страничные формы и выполняется за несколько шагов (на первом шаге проверяется, не заполняет ли форму робот, а также анализируется введённая ссылка) (рис. II.46).

рис23

Рис. II.46. Добавление сайта в каталог

2.2.3. Достоинства и недостатки каталога

Записи в каталог помещаются людьми – владельцами каталога. Отсюда все плюсы и минусы этого инструмента.

Плюсы

Информация в каталогах хорошо структурирована, значит, её легко искать.

Кроме общих, в Интернете много специализированных каталогов (туризм, автомобили, развлечения…) – это также облегчает (конкретизирует) поиск.

Каждая ссылка на сайт снабжена кратким описанием ресурса.

На страницах-листьях каталога располагается совсем немного ссылок – их просмотр (в поисках нужного сайта) не займёт много времени.

Минусы

Каталоги содержат сравнительно небольшие наборы записей и не могут претендовать на охват значительной части Интернета.

Набор записей каталога отражает субъективные предпочтения авторов.

Содержание каталога с трудом поспевает за быстро меняющимся Интернетом.

Правда, в хороших каталогах (например, в каталоге Яндекса) содержится целый штат «дятлов» – программ, которые «простукивают» сайты по ссылкам каталога. Если сайт недоступен в течение нескольких дней, он снимается с публикации. Как только сайт начинает отвечать, он автоматически появляется в каталоге.

Каталоги предназначены для поиска сайтов по заданной теме, а не конкретной информации на их страницах. Например, при помощи каталога трудно найти ответ на вопрос «кто такой Мошков?» или «что такое каталог?».

2.2.4. Популярные каталоги

Ниже приводятся краткие описания нескольких популярных каталогов русскоязычной части Интернета (Рунета) и одного западного каталога (Yahoo), который справедливо признан мировым лидером.

Каталог Апорт. Адрес в Интернете: www.aport.ru (рис. II.47).

рис24

Рис. II.47. Каталог Апорт

На время написания статьи – самый популярный каталог Рунета (рис. II.48). Адрес в Интернете: list.ru

рис25

Рис. II.48. Каталог List.ru

Этот каталог с 2001 года входит в состав универсального сайта (портала) mail.ru

Каталог Refer.ru (рис. II.49). Адрес в Интернете: www.refer.ru

рис26

Рис. II.49. Каталог Refer.ru

Refer.ru был запущен в эксплуатацию в 2000 году. Каталог имеет очень детализированную структуру, которая удобным образом представляется на странице в виде дерева ссылок (рис. II.50).

рис27

Рис. II.50. Дерево ссылок каталога Refer.ru

Каталог Яндекс (рис. II.51). Адрес в Интернете: yaca.yandex.ru

рис28

Рис. II.51. Яндекс-каталог

В дополнение к обычной рубрикации по темам (Бизнес, Дом, Развлечения, Отдых и пр.), Яндекс предлагает классификацию сайтов по типу содержащейся в них информации (Справки, Товары и услуги, Публикации и пр.). Кроме того, можно уточнить запрос по региону.

Сайты в рубриках расположены по убыванию их тематического индекса цитирования. Индекс цитирования учитывает количество ссылок на сайт с других сайтов, придавая этим ссылкам разный «вес» (значимость) в зависимости от авторитетности ссылающегося сайта.

Каталог детских ресурсов (рис. II.52). Адрес в Интернете: kinder.ru

рис29

Рис. II.52. Kinder.ru (каталог детских ресурсов)

Авторы постарались сделать каталог простым и понятным, но в то же время наделили его возможностями «взрослых» каталогов. Каждая ссылка имеет краткую характеристику. Ведётся рейтинг популярности.

Кроме девяти тематических разделов есть раздел новостей детского Интернета, интерактивные игры, конкурсы, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.

В каталоге есть возможность сортировки сайтов по времени регистрации (Новые) и по рейтингу (Лучшие).

Предусмотрен специальный возрастной фильтр, который позволяет делать выборку сайтов для определенной возрастной категории.

Проект осуществлён в 1998 году компанией COPRIS & M.

Каталог Яхо (рис. II.53). Адрес в Интернете: www.yahoo.com

рис30

Рис. II.53. Yahoo

Лучший мировой каталог Интернета, но больше ориентирован на западную его часть.

2.3. Рейтинги

Рейтинг (или топ) – это каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов.

При подсчёте популярности учитываются:

Если пользователь посетил новый для себя сайт 10 раз, то число хитов этого сайта увеличивается на 10, а число хостов на 1.

Для включения в каталог рейтинга владелец сайта размещает на страницах своего сайта (на главной и, возможно, на других узловых страницах) счётчики владельца рейтинга.

На странице сайта счётчик представляется в виде картинки, поставляемой владельцем рейтинга. Часто на этой картинке отображаются числа, которые означают:

На рисунке показаны счётчики нескольких популярных рейтингов (рис. II.54).

рис31

Рис. II.54. Счётчики популярных рейтингов


Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах



* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в номере 19, 20, 21, 23–2008.