Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2009

НОВОСТИ

Лучшим детским библиотекарям – премии Альберта Лиханова

В рамках VII Лихановских общественно-педагогических чтений «Забота о семье – гарантия будущего» состоялось вручение дипломов лауреатам премии Альберта Лиханова. Дипломы вручали губернатор Кировской области Николай Шаклеин и Альберт Лиханов.

Премия учреждена правительством Кировской области, администрацией города Кирова и правлением Кировского отделения Российского детского фонда для повышения престижа книги, детского чтения и личности библиотечного работника, привлечения внимания общественности к проблеме детского чтения.

Премия в размере 12 тыс. рублей присуждается ежегодно тринадцати библиотечным работникам за активную и творческую работу по воспитанию уважительного отношения к книге, любви к чтению, за пропаганду лучших произведений и внедрение инновационных форм в работе с юными читателями.

Основными критериями при определении лауреатов премии служат: наличие у библиотечного работника системы работы по активизации детского чтения; его участие в акциях, направленных на привлечение детей к чтению; признание деятельности библиотекаря общественностью; сотрудничество со СМИ в области детского чтения.

В 2008 году лауреатами премии Альберта Лиханова стали работники детских, сельских и школьных библиотек.

http://www.ako.kirov.ru/news/detail.php?ID=11097

Провинциальные семейные чтения

8 ноября 2008 г. в Доме культуры села Июльское Воткинского района состоялся заключительный тур республиканского смотра-конкурса «Провинциальные семейные чтения «Навеки с Россией».

Чтения посвящены 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства и Году семьи в России. Организаторы конкурса ставили основной целью мероприятия возрождение традиций семейного чтения через углублённое изучение краеведческой и национальной литературы, через объединение семьи и библиотеки.

Республиканский конкурс проводился на муниципальном и зональном уровнях. Всего в нём приняли участие 258 семей из городов и районов республики. Участники «Провинциальных семейных чтений» должны были показать эрудицию и начитанность. Учитывались артистизм, литературное творчество, активное участие всех членов семьи.

В заключительном туре конкурса участники состязались в четырёх номинациях («Визитная карточка семьи», «Книга – реликвия семьи», «Книга и творчество», «Домашний театр» (инсценировка любимого национального произведения) и в блиц-турнире «Отечество. Время. История. Лица».

«Провинциальные семейные чтения» нацелили библиотеки республики и дальше работать в направлении возрождения традиций семейного чтения.

http://www.dayudm.ru/lenta.php?id=23384

В Железнодорожном отметили праздник книги

В начале ноября 2008 г. в Доме культуры «Саввино» города Железнодорожный Московской области прошёл необычный праздник книги под названием «Литературная карусель». Его организовали Московская областная государственная детская библиотека (МОГДБ) и городской комитет по культуре.

В этот день в стенах Дома культуры собрались самые юные и самые активные читатели города, а также руководители детского чтения – педагоги и библиотекари. Поводом для встречи послужил приезд «Детского Библиобуса», который уже два года колесит по городам и сёлам Подмосковья.

На празднике прозвучали приветствия от официальных лиц, прошло награждение лучших читателей и организаторов чтения, победителей областного и городского конкурсов.

Перед зрителями выступили забавные клоуны. Они помогли найти таинственный синий чемоданчик. «Синий чемоданчик» – высшая общественная награда Германии в области развития чтения. В нём собраны самые интересные детские книги современных писателей разных стран.

Программа «Путешествие синего чемоданчика» была разработана специалистами МОГДБ для возрождения традиций чтения вслух, привлечения чтецов-волонтёров. На этот раз в «синем чемоданчике» оказались книги таких известных детских писателей, как Е.?Мурашова («Класс коррекции»), С.?Седов («Сказки про мам»), В.?Воскобойников («Всё будет в порядке»), Д.?Сабитова («Цирк в шкатулке») и другие.

В течение двух месяцев после открытия праздника книги во всех детских библиотеках города проходила акция «Путешествие синего чемоданчика». Работники библиотек встречали детей вместе с родителями, бабушками и дедушками.

http://www.mosreg.ru/news/36857.html

В Нефтеюганске открылась библиотека с бассейном и театром

Дети и подростки Нефтеюганска (Ханты-Мансийский автономный округ) знакомятся с новой детской библиотекой. Открытие в городе новой библиотеки для детей и взрослых состоялось 28 октября 2008 г.

В новой библиотеке созданы все условия для молодых горожан – уютная обстановка, мерцающий бассейн с шариковым наполнителем, кукольный театр, настольные игры для ребят разного возраста, а также игрушки для малышей, компьютеры с обучающими и игровыми программами и, конечно, замечательные книги и красочные журналы.

Юных читателей встречают на абонементе, в игровом зале «Солнечный круг», в мультимедийном зале «Компьютер Mouse», в творческой мастерской «Цветик-семицветик», в тренинг-зале «Улыбка».

http://www.newsprom.ru/news/122639958928095.shtml

КОНФЕРЕНЦИИ, ЯРМАРКИ, СЪЕЗДЫ

В Петербурге прошла конференция «Чтение как система трансляции духовного и культурного опыта»

На конференции были рассмотрены философские, социологические, педагогические, психологические, исторические аспекты проблемы, а также обсуждалась практическая деятельность российских библиотек в области продвижения книги. Был обобщён опыт центров книги и чтения, которые ищут новые пути для привлечения малочитающего населения. Обсуждалось развитие социального партнёрства библиотек России.

Организаторами конференции выступили: центр чтения Российской национальной библиотеки, секция по чтению Российской библиотечной ассоциации, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

http://www.gzt.ru/culture/2008/11/11/132609.html

Съезд школьных библиотекарей в Екатеринбурге

В Екатеринбурге с 27 по 30 ноября 2008 г. проходил съезд школьных библиотекарей Уральского федерального округа.

Цель мероприятия, организаторами которого выступили Русская школьная библиотечная ассоциация и центр «Учебная книга» Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, – повышение роли школьных библиотек в формировании современного информационно-образовательного пространства, создание условий для нравственного воспитания, развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

В работе съезда приняли участие представители региональных и муниципальных ассоциаций школьных библиотек, специалисты органов управления образованием, системы подготовки и повышения квалификации библиотечных работников.

Вопросы развития школьных библиотек обсуждались в рамках следующих секций: «Общественно-государственный подход в формировании национальной политики в области школьных библиотек, миссия школьной библиотеки в период становления гражданского общества, модели региональных программ модернизации школьных библиотек», «Инновационное развитие библиотек региона», «Наука и культура школьным библиотекам», «Кадровая политика: опыт регионов».

http://www.vsluh.ru/news/society/155445.html#Icon_In

В Красноярске прошла уникальная ярмарка книжной культуры

В Красноярске в ноябре 2008 г. прошла II Красноярская ярмарка книжной культуры. Тема ярмарки этого года – «Книга и новые технологии», где новые технологии рассматриваются в аспекте коммуникационных, управленческих и информационных практик.

Проект реализован в формате выставки-продажи и книжного фестиваля. Он носит долгосрочный характер, что позиционирует Красноярск как центр книжной культуры.

Ярмарка книжной культуры предлагает новаторский подход к пропаганде чтения: представление книги в современном мультимедийном культурном поле, анализ эволюции и трансформации книги и мультимедиа.

В рамках ярмарки был объявлен II открытый благотворительный конкурс фонда Михаила Прохорова в поддержку библиотек «Новая роль библиотек в образовании».

http://www.pravda.ru/districts/siberia/krasnoyarsk/290974-krasnojarsk-0

ОКОЛОновости

В Лондоне появилась организация, которая лечит психические расстройства с помощью полезного чтения. Причём книготерапевты просят не сравнивать их деятельность с работой библиотеки. Здесь важен индивидуальный подход: пациента обследует врач и в каждом конкретном случае подбирает оздоровительную литературу.

Надо сказать, что никакого открытия британцы не сделали, поскольку этот метод был известен в России ещё в 1836 году. Правда, в отличие от Лондона, у нас книготерапия применяется слабо.

Первыми за книжками в «Школу жизни» (так называется эта лондонская организация) пришли состоятельные англичане, которые переживают кризис среднего возраста. У каждого кризис проходит своеобразно, поэтому выявить причины беспокойств помогает роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Если душа не лежит к этому произведению, то «Великого Гэтсби» могут заменить «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, «Хендерсон, король дождя» Сола Беллоу или «Колокол» Айрис Мёрдок.

«Кризис переходного возраста и у россиян, и у англичан наступает в 38–45 лет, – поясняет психотерапевт А.?Тарасова. – И действительно, здесь пациенту требуется хорошая помощь. Например, у многих мужчин начинаются метания, схожие с подростковыми. Одни начинают подражать молодёжи, другие испытывают жуткую неуверенность, третьи становятся раздражительными… Я говорю своим пациентам: “Читайте хорошие книги. Чтение снимает стресс. Вы разберётесь, в чём смысл жизни, надо ли прощать обидчика, как воспитывать детей и так далее”».

На самом деле лечение с помощью книг – непростая процедура. После прочтения «Великого Гэтсби» пациент должен ответить на вопросы врача. В зависимости от результата этого теста будут «прописаны» определённые книги для чтения.

В «Школу жизни» обратились несколько десятков человек. Многих интересует, например, какую книгу подарить девушке, если та выходит замуж. И в таком случае книготерапевты рекомендуют «Жену путешественника во времени» Одри Ниффенеггер или «Джазовые духи» Тома Роббинса. Но при этом категорически запрещают читать «Анну Каренину» или «Мадам Бовари».

Книготерапевты считают, что чтение должно первым делом исцелять душу. А от хорошего настроения болезни отступают. Кстати, эти врачи рекомендуют родителям как можно скорее научить своих детей читать. Если ребёнок трудно поддаётся обучению, то этим готовы заняться и сами книготерапевты за гонорар в 90 долларов.

Книготерапия применяется не только за рубежом, но и в России, правда, весьма специфически. В основном она распространена в больницах, где лежат люди с тяжёлыми болезнями. Лечение печатным словом применяется, скажем, в Самарском онкологическом диспансере. В библиотеке, расположенной в одном из корпусов, вы не найдёте грустных книг. На стеллажах – лёгкая проза Виктории Токаревой, рассказы Жванецкого, иронические детективы Дарьи Донцовой. А вот в библиотеке Самарской областной клинической больницы имени Калинина – другой набор книг, рассчитанный в первую очередь на детей. Для них местное издательство выпускает серию, где героями являются сверстники.

Родоначальником книготерапии считают Платона. Позже выводы античного мыслителя использовал русский врач Дядьковский, который написал в 1836 году учебник «Общая терапия». Но основательно книготерапия стала применяться после 1967 года, когда в психиатрическом санатории «Берёзовские минеральные воды» (Харьковская область) был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии.

По материалам газеты «Новые Известия»,
10 октября 2008 г.

http://www.newizv.ru/news/2008-10-10/99571/

ПОДУМАТЬ...

Чтение как искусство

(фрагменты статьи М. В. Рац, Ю.Б. Грязновой «Практика свободных граждан» // Независимая газета, 12.11.2008)

Похоже, что в обществе преобладает, хотя и не осознаётся, точка зрения, согласно которой чтение – занятие почти естественное (вроде как еда или питьё) и в силу этого не предполагающее развития и совершенствования. Детей, конечно, надо учить читать – и школа с этим худо-бедно справляется, ну а дальше чтение – личное, почти интимное дело каждого: так или иначе, все мы этот вопрос решаем (хотя и не ставим…). Читать вообще-то надо больше, и об этом следует заботиться…

С нашей точки зрения, всё это не так. Первое. Суть дела не в количестве, а в качестве чтения: главное – как и только в связи с этим что читать. Второе. Чтение – дело отнюдь не только личное. Оно имеет колоссальное общественное значение: с тем, как мы читаем, связаны наши способности выполнять другие, самые разнообразные, общественно важные и необходимые дела. В том числе, кстати, – и решать «горящие» проблемы в экономике и политике. Третье. Учить читать (складывать буквы в слова) в школе необходимо, но недостаточно: нужно ещё учить чтению. Есть большое количество самых разных техник и приёмов чтения. Из этого следует, что чтению нужно специально учить и учиться.

Приведём некоторые тезисы о чтении:

Чтение как диалог. Чтение – это занятие принципиально диалогическое, даже полилогическое, а читательское самоопределение по поводу прочитанного – важнейшая и для молодёжи вряд ли чем заменимая школа самоопределения.

Чтение как практика. В культурном (а не только цивилизованном) обществе чтение является одной из основополагающих практик. Чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество «отобранных культурой» собеседников, представляющих разные эпохи и страны. (Между прочим, вряд ли мы найдём замену этому делу в свете так недостающей нам толерантности.)

Чтение и книга. Существенна зависимость чтения и его результатов от формы подачи материала. Мы имеем в виду не только упоминавшиеся вспомогательные тексты типа предисловий, критических статей и т.п., но также роль носителя и особенностей экспозиции материала: его оформления, книжного дизайна, вёрстки.

Самоуправление читателя. Мы обозначили только рамки культурного чтения. Но и в этих рамках чтение многообразно: как писал Ролан Барт, признавая свою неудачу в попытках построить понятие чтения, «чтение по самой своей сути есть поле множественных, рассеянных практик, не сводимых друг к другу эффектов».

Можно и нужно говорить о чтении, разном по глубине взаимодействия читателя с книгой; о чтении целевом и свободном, текстуальном и контекстуальном и т.д. Все подобные различения группируются и переплетаются нередко причудливым образом, выстраивая многомерное пространство выбора, пространство свободы читателя. Дело за малым – вооружить его навигатором для ориентации в этом пространстве, а очередная проблема в том, что пространство это мало изучено.

Обучение чтению. Доведём нашу мысль до логического конца: люди, не умеющие читать, не способны к интеллектуальной деятельности, а чтению у нас не учат ни в школе, ни в вузах, так уж сложилось исторически: литература, русский язык и чтение – это всё разные предметы.

Искусство и наука чтения должны найти свое место в школьной программе наряду с родным языком, литературой и математикой. Без этого вряд ли нам удастся что-либо сильно изменить в данной сфере. Дело за малым – разработкой соответствующего содержания.

http://www.ng.ru/science/2008-11-12/14_citizens.html

Подобрала Елена Иванова