Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2009

МакГлинн, Глен Питерсон, Шерон Х.

«Наша цель – создать сайт, привлекательный для чтения и открытий …»

Сайты библиотек – вещь, вообще-то, уже не экзотическая, а вполне привычная. Посещая их, мы уверенно нажимаем на знакомые кнопки «Новости», «О библиотеке», «Наши ресурсы» etc.
А насколько востребованы эти ресурсы, как часто посещают сайты наши читатели и, самое главное, находят ли там то, что им нужно? Уже давно ведутся разговоры о степени эффективности и о целесообразности библиотечных сайтов. Если хотите – об их предназначении. Да-да, так вот пафосно! Помогают ли они в решении общебиблиотечных задач: продвижения чтения, приобщения к книге, развития информационной грамотности? Надеемся, что эта статья поможет вам найти ответы на некоторые из поставленных вопросов.
Приятного чтения!

Глен Питерсон – веб-администратор библиотеки, имеет 25-летний опыт справочной работы в библиотеке, а также занимается созданием веб-сайтов (с 1996 года). Отвечает за повседневное состояние семейства веб-сайтов библиотеки.

Шерон Хильц МакГлинн – старший библиотекарь веб-обслуживания взрослых с 2001 года, координирует содержание и техническое обслуживание BookSpace.

СЕГОДНЯ мы расскажем о проекте библиотеки Хеннепин Кантри в Миннеаполисе (США) по продвижению чтения через сайт. Весной 2006 года сотрудники библиотеки решили создать сайт, ориентированный не просто на обслуживание читателей, а на создание их сообщества. До этого библиотека имела свой сайт, но он был мало востребован. Так, мало использовались обзоры книг для читателей, которые постепенно были «похоронены». Та же участь постигла Книжный клуб «Читатели онлайн», в котором зарегистрировались несколько сотен абонентов, хотя действительно активными членами являлись всего несколько человек. Библиотекари пробовали внедрять другие интерактивные формы работы: авторские чаты в Интернете и интервью с авторами на базе электронной почты, но всё это имело переменный успех.

Стало очевидно, что существующий библиотечный сайт не устраивает ни пользователей, ни библиотекарей. Потому было решено создать новый сайт, главная цель которого – продвигать чтение. При этом ставились следующие задачи:

Таким образом, на новом сайте должны были сочетаться традиционные для сотрудников библиотек продукты, услуги, читательски ориентированные консультационные ресурсы с контентом, который предоставят сами читатели/пользователи.

Для разработки сайта создали группу из пяти библиотекарей. Её возглавил старший библиотекарь веб-обслуживания взрослых. При поддержке со стороны дирекции библиотеки, группа разработала содержание и осуществила дизайн сайта, провела опрос читателей и библиотекарей. Новый сайт получил название BookSpace (доменное имя – BookSpace.org)1 и был запущен 14 февраля 2007 года, в День влюблённых, вместе с началом акции «I Love to Read. Я люблю читать».

Сегодня на страницах BookSpace можно найти списки новых изданий в различных форматах, раздел «Найти хорошие книги», а также ресурсы, куда пользователи могут вносить собственные записи.

Раздел «Найти хорошие книги». Раздел создан для помощи читателям в поиске книг. Ресурсы в этом разделе распределены по жанрам: фантастика, научно-популярная литература, романы, триллеры и т.д. Читателям предлагаются аннотированные списки книг, списки книг конкретных авторов, библиотечные блоги, веб-ссылки, списки новых изданий и списки книг, составленные пользователями. Каждая жанровая страница включает блог писателей, работающих в этом жанре. Сообщения в блогах содержат новости от авторов книг, информацию о выходе новых изданий, об издательских проектах, планируемых мероприятиях. Посетителям предлагается вступить в разговор и добавить свой комментарий. Самые последние сообщения блогов размещаются на домашней страничке BookSpace.

Списки книг. BookSpace предлагает познакомиться с различными списками книг. А именно:

Персональные оповещения. Активные читатели заинтересованы в получении информации о новых поступлениях книг, произведений их любимых авторов или жанров. Они хотят своевременно узнавать, когда книги и диски поступят в библиотеку.

Один из пользователей сайта предложил обновлять списки новых поступлений, размещая их каждый понедельник в первой половине дня на странице сайта, а затем по электронной почте отправлять читателям сообщения об обновлении данных.

Понимая, что читатели часто слишком заняты, чтобы посещать сайт библиотеки так часто, как они хотели бы, BookSpace предлагает услуги оповещения по электронной почте или в виде SMS-сообщений. Библиотекарь уведомляет клиентов по электронной почте или SMS-сообщением, когда новое издание того или иного автора добавлено в каталог. Более 7100 клиентов уже подписались на эту услугу, в среднем отслеживается 25 авторов. Кроме того, посетители могут подписываться на RSS-ленты для получения всего нового содержания BookSpace, включая комментарии, списки книг, сообщения блогов. Клиенты любят пользоваться RSS для ознакомления с актуальными изменениями на сайте и в каталоге.

Сочетание букв RSS – сокращение от английского Really Simple Syndication (действительно простой способ распространения информации).

С помощью RSS-лент любой человек, имеющий сайт в Интернете, может сам распространять свои новости. Посетители его сайта, используя так называемый RSS Reader (также известный как NewsReader или FeedReader) могут подписаться на RSS-ленты и читать их. Информацию в этом формате называют RSS Feeds. По-русски – новостные ленты.

RSS-ленты позволяют за короткое время просмотреть новости с многих сайтов. Не надо вводить адреса этих страниц, а затем в их содержимом выискивать новости.

Создавая привлекательное пространство для чтения, библиотекари решили вовлекать пользователей в формирование содержания сайта.

Комментарии читателей. Посетителям рекомендуют поделиться своими мнениями о тех книгах, которые они читали. Для этого на всех страницах веб-сайта добавлена кнопка «Комментарии» (в том числе на странице библиотечных каталогов!). Пользователи могут оставить комментарии о каждой книге в каталоге и просмотреть комментарии, оставленные другими. Чтобы расширить возможности участия, кнопку для комментариев разместили не только в каталоге, но и в других местах возможного просмотра читателями списков книг.

Каждая страница комментариев содержит:

По состоянию на февраль 2008 года было представлено более 12 000 комментариев. Есть издания, которые обсуждаются ещё до опубликования. Пользователи комментируют не только бестселлеры или популярные детские/тинейджерские книги, но и самые разные материалы: музыку, научно-популярные, исторические издания, всё-всё: от дизайна интерьеров до компьютерного программирования.

Интеграция ресурсов. Как и в большинстве публичных библиотек, каталог и веб-сайт этой библиотеки размещены на разных серверах. Для оказания помощи клиентам в перемещении между каталогами и веб-сайтом было решено связать логин пользователя в пользовательском каталоге и его логин в BookSpace (там, где это возможно). Если клиенты регистрируются и входят в каталог, они могут нажимать на кнопку комментариев или активировать иные сервисы в BookSpace. Кроме того, пользователи, которые работают в BookSpace и нажимают на какое-либо название книги, автоматически регистрируются в каталоге. Пространство BookSpace используют не только посетители библиотеки, но и все желающие.

Комментарии по одним и тем же произведениям могут распространяться на различные виды издания (книга, аудио, видео и т.д.). В этой связи библиотекари используют сервис FRBR (Functional Requirements for Bibliographic Records – функциональные требования к библиографическим записям) библиотечной сети OCLC (Online Computer Library Center, Inc.), группируя вместе комментарии по одному и тому же произведению, независимо от его формата или издания. Например, комментарии по аудиоизданию включаются при просмотре замечаний о книге с этим же названием, и наоборот.

О неуместных комментариях. Они случаются, но библиотекари стараются «фильтровать» их. Каждые четыре часа последние случайно выбранные (автоматически) комментарии отсылаются сотрудникам веб-обслуживания по электронной почте, которые удаляют неуместные замечания.

Списки книг, составленные читателями. Посетителям предлагается формировать и вносить на сайт собственные списки книг, чтобы поделиться с другими читателями. Удобный инструмент поиска позволяет пользователям найти книги в библиотечном каталоге и включить их в свои списки. Этот процесс автоматизирован: библиотекари могут извлекать информацию из каталожных баз данных и помещать в базы данных книжных списков. Так мы можем создавать стандартизированный перечень авторов и названий. После того как список будет завершён, его создатели могут выбрать жанр списка и – по желанию – внести свой список в общий перечень списков или хранить его отдельно.

«Профиль читателя» – это название одного из предлагаемых сервисов сайта. Для привлечения пользователей и стимулирования их участия в «сайтостроении», а также содействуя развитию социальных связей, библиотекари добавили в BookSpace дополнительные социальные функции. Пользователи могут помещать в рубрику «Профиль читателя» на библиотечном сайте свои фотографии (или другие «визуальные» материалы), добавлять краткие сведения о себе, своих читательских интересах. Наряду с фото и личными данными, страница профиля читателя включает все пользовательские замечания и общий список выбранных им книг. Библиотечные пользователи также имеют возможность заводить «книжную полку». На всех страницах сайта, где отображены комментарии или списки книг, пользователи могут «кликнуть» по пользовательскому имени, чтобы посмотреть полный профиль данного читателя. Библиотекари полагают, что читательские профили помогут пользователям найти друзей, единомышленников, связаться с другими читателями, которые разделяют их интересы.

Фотографии. На сайте размещаются фотографии реальных людей, которые читают и прослушивают книги. Это – один из основных элементов дизайна на домашней странице BookSpace. Фотографии сотрудников библиотеки помещены на веб-сайте на страницах «Спросите библиотекаря» и «Предметный гид». Так сделано для того, чтобы пользователи видели: им помогают выбрать ресурсы и отвечают на вопросы реальные люди. На BookSpace фотографии есть и на личных страницах читателей. На главной странице сайта тоже размещены фотографии читателей, они меняются, попадая туда при включении функции случайного выбора.

За кулисами. BookSpace не может существовать без помощи множества библиотечных сотрудников. Библиотекари занимаются не только жанровым отбором изданий, но и создают списки книг. Кроме того, все сотрудники библиотеки приглашаются к разговору о книгах, эти беседы пользуются популярностью в разделе «Что мы читаем». Создание списков книг, установка блогов, мониторинг комментариев в блогах, добавление веб-ссылок – всё это теперь при помощи специального веб-инструментария можно делать быстро, легко, из любого места библиотеки. Сотрудники веб-обслуживания выполняют дополнительные функции: обзор комментариев пользователей, анализ и публикацию списков книг пользователей, координацию содержания.

Техническая поддержка. Работа BookSpace была бы невозможна без автоматизированных средств для сбора и организации информации. Это веб-сервисы для добавления информации в базу данных, для поддержки интерактивных функций сайта, для интеграции «контента». Для поддержки BookSpace используются «скриптовые» возможности серверных приложений Adobe ColdFusion и Microsoft SQL Server.

Следующие шаги. Хотя сделано уже много, BookSpace по-прежнему развивается. В этом году решено развивать дальше страницу книжных клубов, в том числе клуб «Профиль читателя». Продолжается работа над внесением материалов пользователей – надо делать эти материалы более заметными. В ближайшее время читательские профили будут размещены на главной странице сайта и больше внимания будет уделено читательским комментариям на жанровых страницах.

Извлечённые уроки. Пользователи сайта стремятся поделиться своей любовью к чтению с другими. Когда им предлагают простые возможности для участия, они охотно откликаются. Библиотекари идут навстречу этому стремлению, создавая для пользователей возможности внести свой вклад в содержание веб-сайта, предлагая им персонализированное обслуживание.

Пересказ с англ. Елены Ивановой


1 Читается: букспейс. От англ. Book – книга и Space – пространство.