Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за ноябрь 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Алибаева С. Берегите Землю! Берегите!.. : Прикладной интегрированный урок биологии–литературы в 10-м классе / С. Алибаева // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 30–33. – (45 минут).

Андриянов А. Рощи да леса – всему свету краса : Внеклассное занятие по экологии для учащихся 6–7-х классов / А. Андриянов // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 22–26. – (Технология).

Бражников М. А. Физика в «День самоуправления» / М. А. Бражников, И. В. Зюбина // Физика. – 2008. – № 21. – С. 12–17. – (Учебные занятия).

Брискина А. Мужской взгляд на женские проблемы / А. Брискина // История. – 2008. – № 22. – С. 8–19. – (Забытый сюжет).

Материал для подготовки интегрированного урока по истории и литературе на тему «Викторианская Англия», «Английская литература второй половины XIX в.».

Бурова А. От всех болезней нам полезней : Занятие с первоклассниками / А. Бурова // Здоровье детей. – 2008. – № 21. – С. 16–19. – (Урок здоровья).

Цель: дать детям представление о закаливании и его пользе для здоровья.

Быкова Т. Заглянем в чашку чая : Исследовательская работа / Т. Быкова, Е. Федина, Т. Дубок // Химия. – 2008. – № 21. – С. 42–47. – (Творчество юных).

Иванова А. Наш общий дом : Сценарий слёта школьных экологических отрядов / А. Иванова // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 34–36. – (Вне урока).

Иволина Н. Будем ёлку охранять... : Экологическая сказка / Н. Иволина // Начальная школа. – 2008. – № 22. – С. 33–34. – (Праздники).

Ивукова А. П. Десяточка : Игра к «Неделе физики», 7–11-й классы / А. П. Ивукова // Физика. – 2008. – № 21. – С. 17–19. – (Встречи и конкурсы).

Капецкая Г. А. Межпредметная игра «Океан» / Г. А. Капецкая // Биология. – 2008. – № 21. – С. 15–17. – (Я иду на урок).

Цель: расширение кругозора учащихся, создание условий для развития логического мышления, умения работать в группах.

Лапина С. Гуляют ребятки в зимние святки : Фольклорный праздник для младших школьников / С. Лапина // Искусство. – 2008. – № 22. – С. 21–23. – (Нетрадиционный урок).

Новикова Н. Новые понятия о старом предмете / Н. Новикова // – 2008 – № 22 – С. 19–20. – (Урок ИЗО).

О развитии творческого воображения учащихся.

Разработку практической работы «Новогодняя открытка» можно использовать и на уроках изобразительного искусства, и при проведении внеклассных мероприятий.

Романенко С. Лесовичок и его друзья : Экологический спектакль для учащихся 5–6-х классов / С. Романенко // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 20–21. – (Технология).

Рыбникова Е. Новый год шагает по планете / Е. Рыбникова // Начальная школа. – 2008. – № 22. – С. 35–40. – (Праздники).

Смирнова И. Народные подвижные игры / И. Смирнова // Спорт в школе. – 2008. – № 21. – С. 13–15. – (Методика. Начальная школа).

Сценарий физкультурного занятия в фольклорном стиле.

Соболева О. Россия и мир в XV веке / О. Соболева // История. – 2008. – № 21. – С. 34–39. – (Я иду на урок).

Историческая игра «За семью печатями».

Сырицына С. Джунгли зовут! : Игровая программа / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 21. – С. 28–29. – (Вне урока).

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Фатыхова Е. Из жизни насекомых : Урок-спектакль для младших классов / Е. Фатыхова // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 18–19. – (Технология).

Хохлова Л. Новый год в Африке / Л. Хохлова // Начальная школа. – 2008. – № 22. – С. 30–32. – (Праздники).

Сценарий праздника для начальной школы.

Храпова И. П. Своя игра : Внеклассное мероприятие по физике и информатике. 9-й класс / И. П. Храпова // Физика. – 2008. – № 21. – С. 9–11. – (Учебные занятия).

Чарушникова Р. М. Мой дом – моя крепость : Экология закрытых помещений / Р. М. Чарушникова // Химия. – 2008. – № 22. – С. 42–48. – (Проблемы экологии).

Внеклассное мероприятие для учащихся 9–10-х классов.

Чупрова Т. И. Что? Где? Когда? / Т. И. Чупрова // Физика. – 2008. – № 22. – С. 13–14. – (Встречи и конкурсы).

Интегрированное внеклассное мероприятие физика + информатика + логика, 9–11-е классы.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Иваницкая Е. Нелёгкое чувство вины... : Наказывая ребёнка, мы не даём проявиться этому чувству, потому что наказание зачастую воспринимается как искупление проступка / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 18. – (Детный мир. Отношения с характером).

Иваницкая Е. Нытик, плакса, рёва-корова... : За слезливостью, которая кажется нам беспричинной, скрываются личностные проблемы ребёнка / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 19. – (Детный мир. Особенности роста).

Каменский С. Не корите за слёзы – помогите повзрослеть! / С. Каменский // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 19. – (Детный мир. Особенности роста).

Отучить ребёнка от привычки плакать по поводу и без повода – задача не из лёгких, её не удастся решить быстро, поэтому придётся запастись терпением, доброжелательностью и выдержкой.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Бурмистрова Е. Принять и полюбить себя : Как помочь ребёнку в кризисной ситуации / Е. Бурмистрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 22. – С. 33–38. – (Советы специалиста).

Колошенко А. Искатель : Игра для учащихся средних и старших классов / А. Колошенко // Школьный психолог. – 2008. – № 22. – С. 46–47. – (Игротека).

Окончание игры (начало в № 20–2008).

Корчагина Ю. Социальное сиротство в семье / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 21. – С. 30–36. – (Вместе с психологом).

Риск социального сиротства в семье напрямую связан с невыполнением родительских прав.

Приведена характеристика семей группы риска и социального сиротства.

Титова М. Как сбросить усталость : Релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг для старших дошкольников / М. Титова // Школьный психолог. – 2008. – № 22. – С. 18–32. – (Газета в газете).

Фешина Г. Разноцветная неделя : Дни психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения / Г. Фешина // Начальная школа. – 2008. – № 22. – С. 28–29. – (Педагогика в лицах).

Фоминова А. Когда изменяется мир : Ребёнок в ситуации утраты / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 22. – С. 39–43. – (Советы специалиста).

Шкуричева Н. Как научить первоклассника общаться? / Н. Шкуричева // Начальная школа. – 2008. – № 22. – С. 25–27. – (В союзе с психологией).

Советы психолога для работы с первоклассником.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Кирилина Т. Рубиновая страна чудес : Групповое занятие для родителей и учащихся начальной школы / Т. Кирилина // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 31–32. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Малыхина М. Ах ты, Совушка-сова! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 21. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание специальных подвижных игр, способствующих улучшению осанки.

Малыхина М. Лесные ориентиры / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание подвижных игр.

Симонова О. Ловушки для старшеклассника : Групповые занятия для родителей и учащихся // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 37–38. – (Конкурс. Номинация: «Психолог и семья школьника (дошкольника): идём на сближение»).

Цель: обратить внимание родителей и учащихся на вопросы профориентации; способствовать осознанию учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Федосеева Е. Проектный подход к выбору технологического профиля / Е. Федосеева // Управление школой. – 2008. – № 21. – С. 29–31. – (Профильное обучение. Варианты).

ПОДРОСТОК

Горемыкина Н. Они могут научить друг друга : Авторские сайты подростков в Интернете / Н. Горемыкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 21. – С. 9–12. – (Идеи. Классный час).

Внимательное наблюдение за учениками, доверие к их способностям и потенциалу может подтолкнуть педагогов к неожиданному решению. В итоге в классе не только возникает новый творческий проект, но порой и разрешаются затяжные конфликты.

Говор Т. Помощь трудному подростку / Т. Говор // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 4–8. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия).

Кислицына А. Мисс и мистер Стресс : В стрессовые ситуации юноши и девушки попадают одинаково. Но выходят из них – по-разному / А. Кислицына // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 14. – (Школьное дело. Задача на понимание).

Ключарёва Н. Возраст вопросов о смысле : Надо разговаривать с подростком сейчас, а не откладывать до тех пор, пока он «повзрослеет» и привыкнет к тому, что со взрослыми нельзя говорить ни о чём серьёзном. Или вообще отвыкнет от подобных мыслей / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 19. – (Детный мир. Незаданная тема).

Кожурина Л. Школа для подростка : Идеи развивающего обучения эффективны не только в учебной деятельности. Их можно применять и в организации внешкольной и внеурочной жизни подростков, для которых общение становится ведущей деятельностью возрастного развития / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 7. – (Политика образования. Репортаж).

О центре образования «Прогимназия – лицей гувернёрского типа обучения им. В.В.Давыдова» (г. Набережные Челны).

ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР

Корчагина Ю. На следующий день после суицида : Что я скажу ученикам? / Ю. Корчагина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 22. – С. 15–17. – (Живые истории).

Материал из спецвыпуска «О жизни и смерти».

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Александрова Е. Тьюторское сопровождение : Как поддержать ребёнка, потерявшего родных или знакомых / Е. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 22. – С. 44–47. – (Советы специалиста).

Александрова И. Среда обитания / И. Александрова, Е. Лапонова // Здоровье детей. – 2008. – № 22. – С. 8–10. – (Медкабинет).

О требованиях к температурному, световому, звуковому и другим режимам образовательного учреждения.

Алейникова И. Чем поможет ученик? : «Взрослая» деятельность повышает мотивацию / И. Алейникова // Управление школой. – 2008. – № 21. – С. 6–8. – (События. Инновации).

О конференции «Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы и перспективы».

Гдалина Т. Педсовет в форме тренинга : Создаём образцы командного взаимодействия / Т. Гдалина // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 12. – (Школьное дело. Ориентиры).

Дрягина Л. Педагогическая ситуация : Методическая разработка педагогического совета / Л. Дрягина // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 17–20. – (Конкурс. Номинация: «Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами).

Ключарева Н. Когда чтение становится способом социальной реабилитации : Педагогические ресурсы библиотеки в детском доме / Н. Ключарева // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 7. – (Политика образования. Ориентиры).

Кожурина Л. Современное образование глазами социологов : Исследования показывают, что противоречия в этой сфере с ходом реформ только усугубляются / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 9–10. – (Школьное дело).

Конюхова Т. Уроки русского в первом классе: как научить буквам, не утратив духа языка : Главное – понимать, что для ребёнка единица коммуникации – текст, а не слово и не звук / Т. Конюхова // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 12. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Крылова Н. Точка отсчёта : Созидательная сила педагогической поддержки / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 21. – С. 2–4. – (Идеи. Соуправление).

Куценко Е. Новые подходы к повышению квалификации : Нижегородский центр непрерывного образования уже пятнадцать лет работает с учителями города и области таким образом, что и «непрерывное», и «образование» обозначают вполне реальные понятия, а не модные фигуры речи / Е. Куценко // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 11. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Леонтьева О. Кто из нас взрослый? : В традиционном общении с учениками ответ на этот вопрос кажется очевидным. Но, может быть, в этой очевидности – источник многих педагогических проблем / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Минутина Н. От «Я» до «Я» : Программа психолого-педагогической поддержки ученического самоуправления / Н. Минутина, М. Ломина // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 22–25. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Музей и школа – градообразующие предприятия // Управление школой. – 2008. – № 22. – С. 5–6. – (Псковская область. Сотрудничество).

Как два учреждения, определяющие жизнь в Изборске, решили стать партнёрами.

Приведён договор о социальном партнёрстве.

Мукконен Т. Осторожно: дети! : Ролевые игры как основа воспитательной работы / Т. Мукконен // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 21. – С. 5–8. – (Идеи. Работа с классом).

Об использовании ролевых игр в работе с ребятами старшего возраста – с 5-го по 11-й класс. Внеклассная деятельность в форме игры путём со­здания внутри коллектива своего особенного мира помогает решать организационные задачи весело и изобретательно.

Никитина О. Работать с детьми станет гораздо проще, если... учитель сумеет выстроить отношения с ними по типу «взрослый – взрослый» / О. Никитина // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Панченко С. Две методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся / С. Панченко // Школьный психолог. – 2008. – № 21. – С. 9–11. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия).

Прутченков А. Ученическое самоуправление: самые распространённые ошибки : Проанализировать их позволяют материалы, присланные на конкурс / А. Прутченков // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 11. – (Школьное дело. Школьный уклад).

Роботова А. Ключевая фигура : Учитель как субъект преобразовательных процессов в школе / А. Роботова // Управление школой. – 2008. – № 21. – С. 11–16. – (Наука управлять).

Статья продолжает и развивает тему об усталости педагогических идей, о роли научного руководителя в современной школе, о смысле и ценности показательных мероприятий и других вопросах, связанных с управленческими решениями в образовании.

Степанов С. Без гнева и пристрастия : Психологические приёмы управления дисциплиной / С. Степанов // Управление школой. – 2008. – № 21. – С. 26–28. – (Education).

Тангалычева Н. Олимпиада ставит задачи... перед учениками – образовательные. Перед организаторами – педагогические / Н. Тангалычева // Первое сентября. – 2008. – № 22. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Об организации предметных олимпиад в Новгородском центре непрерывного образования.

НА ЭКСКУРСИЮ

Симакова Е. Музей «В мире математики» / Е. Симакова // Математика. – 2008. – № 21. – С. 12–13. – (Предлагаю коллегам).

Шиманова Е. Школьный музей истории развития математики / Е. Шиманова // Математика. – 2008. – № 21. – С. 7–10. – (Предлагаю коллегам).

Щербакова Н. Урок математики в краеведческом музее / Н. Щербакова // Математика. – 2008. – № 21. – С. 10–11. – (Предлагаю коллегам).

ИМЕНА

Барабанов Н. Джакомо Пучине / Н. Барабанов // Искусство. – 2008. – № 22. – С. 8–18. – (Арт-галерея).

Дьяков Л. Оноре Домье / Л. Дьяков // Искусство. – 2008. – № 21. – С. 8–11. – (Арт-галерея).

Орлицкий Ю. С авангардом – в детство! / Ю.Орлицкий // Литература. – 2008. – № 21. – С. 4–5. – (Листки календаря).

К 80-летию поэта Генриха Сапгира.

Пузанов И. Альфред Уоллес – учёный и путешественник / И. Пузанов // Биология. – 2008. – № 22. – С. 20–23. – (История науки).

Темпест Р. Американский Солженицын / Р. Темпест // Литература. – 2008. – № 22. – С. 4–7. – (Методика).

Об «американском» восприятии А.И.Солженицына (один из материалов тематического номера «Александр Солженицын в современной школе»).

Шеваров Д. Маршрут Ферсмана : 8 ноября исполнилось 125 лет со дня рождения учёного, в руках которого оживали даже камни / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 21. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Василькова Н. Дина Сабитова: эскизы к портрету / Н. Василькова // Библиотека в школе. – 2008. – № 21. – С. 25–28. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).

О Дине Сабитовой и её книгах.

Порядина М. В двух павильонах и пластиковой палатке : Заметки со стендов XXI ММКВЯ / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 21. – С. 4–8. – (Книжные палаты. Детское чтение).

О детской программе книжной ярмарки.

Савельев А. Книга о свидетеле и страдателе / А. Савельев // Литература. – 2008. – № 22. – С. 31–34. – (На полях книги).

О книге Л.Сараскиной «Александр Солженицын».

Фролова Ю. Время читать и время перечитывать / Ю. Фролова // Библиотека в школе. – 2008. – № 21. – С. 29–31. – (Книжные палаты. Книга подана).

О книге Юрия Казакова «Долгие Крики».