Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2009

Валентина Чобану

Доклад, представленный на конференции «Крым 2008»

Сейчас я один... Дом пуст без них...
Нет того настроения, что раньше,
смотрю на других детей и грущу...
Не нужны мне деньги.
Я плачу... Сердце моё пусто
без мамы и папы... Я был счастлив рядом
с родителями... Раньше хотел свободы.
После того, как родители уехали, у меня
столько свободы, что она мне надоела...
Я мечтаю о том,
чтобы родители вернулись домой
и мы снова были вместе...

Из материалов исследования «Состояние детей, оставшихся
без попечения родителей вследствие миграции»

Чобану
Валентина Васильевна
Чобану

заведующая филиалом
румынской книги
Национальной детской
библиотеки Республики
Молдова им. Иона Крянгэ,
Кишинёв

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ количество рабочей силы, находящейся за рубежом, привело к тому, что Республика Молдова стала страной мигрантов. Взрыв рабочей миграции имеет очень большое социальное значение, особенно это видно на семьях тех, кто вовлечён в этот процесс. Проведённые исследования подтверждают негативное влияние работы за рубежом на стабильность семьи. В результате отъезда одного из супругов за границу многие семьи разрушились. Вовлечение женщин в трудовую миграцию (более 35%) генерировало большие изменения в семейных отношениях, став причиной изменения роли супругов. Тысячи женщин покинули домашний очаг, оставили детей на попечение мужей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, близких родственников и уехали на работу за рубеж, взяв на себя заботу о материальном обеспечении семьи. В некоторых случаях оба родителя уезжают, а их роль переходит к старшим детям, родственникам или даже соседям.

Результат этого – падение уровня воспитания детей: лишённые родительской заботы и контроля, они подвергаются физическому и психологическому риску, а ослабление духовно-нравственных связей и отсутствие контакта между родителями и детьми препятствуют процессу социализации.

Исследование, проведённое в конце 2007 года представителями ЮНИСЕФ в Республике Молдова, констатировало, что около 177 тысяч молдавских детей пострадали от миграции их родителей за рубеж. В настоящее время число детей, которые растут без обоих родителей, приближается к 30% от общего числа подростков.

На конференции «Права детей и миграция», организованной Министерством социальной защиты, семьи и ребёнка в сотрудничестве с ЮНИСЕФ в Молдове, представитель ЮНИСЕФ Рэй Вирджилио Торрес отметил, что миграция и её последствия являются проблемой государства, а ЮНИСЕФ только провёл исследование, которое выразительно показывает, как и на кого влияет этот феномен. «Бесспорно, позитивным аспектом миграции является улучшение финансового положения семей граждан Молдовы, которые уезжают за границу именно за деньгами. Однако миграция наносит ущерб психоэмоциональному состоянию детей, оставшихся без родительской заботы», – подчеркнул он.

С сожалением отметим, что на смену нам идёт поколение меньшей численности, не получившее настоящего воспитания, нацеленное более на материальные ценности, чем на духовные. Последствия этого постоянно усиливающегося процесса станут видны по-настоящему через 15–20 лет.

Социальный феномен, названный нами «один дома», проявляется и в других странах, в том числе в бывших советских республиках и в некоторых странах Восточной Европы.

Что необходимо предпринять на уровне государства и общества с целью уменьшения последствий этого явления?

Должны быть разработаны и внедрены радикальные экономические реформы.

Должны быть созданы благоприятные условия труда, чтобы предотвратить отъезд или способствовать возвращению родителей домой (адекватные зарплаты, рабочие места, длительная стабильность и развитие и т.д.).

Должны быть заключены соглашения о сотрудничестве с государствами, в которых находится наибольшее количество молдавских граждан, с целью облегчения процедуры их трудоустройства, легализации, а также объединения семей тех, кто уехал на заработки за границу.

Важным шагом, предпринятым в Республике Молдова для уменьшения последствий миграции, является создание в 2007 году национальной сети социальных работников, которые занимаются и детьми мигрантов, оказывая им профессиональную помощь. В некоторых населённых пунктах, где действуют финансируемые международными ассоциаци­ями и фондами проекты, открываются дома ребёнка семейного типа, дома ребёнка дневного пребывания, столовые, в которых питаются дети.

Какова роль библиотеки в предотвращении и снижении последствий трудовой миграции?

фото1

Я остановлюсь на мероприятиях, проведённых в этой области Национальной детской библиотекой им. Иона Крянгэ Республики Молдова.

Мы в очередной раз убедились, что феномен трудовой миграции негативно сказывается на детях, когда организовали в 2007 году республиканский конкурс эссе «Книга, которую бы я написал». Жюри конкурса было удивлено большим количеством работ, в которых дети рассказали о том, что хотели бы написать книгу о судьбе так называемых «сирот при живых родителях». Большинство авторов ссылались на собственный опыт, о котором хотели бы рассказать. На церемонии вручения премий я наблюдала особо трогательный момент – мать одной из награждённых участниц публично попросила прощения у дочери за то, что не была рядом с ней много лет, работая в Италии, и обратилась ко всем родителям с призывом не оставлять детей ради денег.

Наша библиотека в сотрудничестве с другими учреждениями, отвечающими за воспитание подрастающего поколения (детскими садами, школами, неправительственными организациями), ставит перед собой цель привлечь детей, пострадавших от миграции родителей, в поле своей деятельности. Ведь зачастую дети, «покинутые» родителями, эмоционально запущенные, хоть и живут в лучших условиях, лучше накормлены и одеты, располагают большим количеством карманных денег и большей свободой, не рады этим «привилегиям», не способным заменить родительскую любовь и теплоту и несущим тяжёлые последствия для развития их личности.

Во-первых, библиотека вовлекается, вместе с другими учреждениями (детскими садами, школами), в процесс изучения этого явления.

Во-вторых, мы стараемся выявить детей, пострадавших от миграции родителей, и установить с ними постоянный контакт. Эти отношения базируются на доверии, уважении, понимании, конфиденциальности. Мы стараемся общаться и с лицами, которые замещают родителей, составляем вместе индивидуальную программу с целью формирования личности ребёнка.

В-третьих, инициируем различные мероприятия, к которым привлекаем этих детей.

В целях определения нужд детей мигрантов мы используем следующие методы работы: беседа, исследование, анонимное анкетирование, наблюдение, интервью, изучение особых случаев.

Выявление пострадавших от миграции детей производится во время интервью при записи в библиотеку или во время последующих визитов. Нужно быть очень внимательным в разговоре как с детьми, так и со взрослыми, являющимися их гарантами, так как мы входим в зону личной информации, которая должна быть защищена. В целом, чтобы связь с читателями-детьми была действенной, нам необходимо знать психологический и социальный климат в семье.

К мероприятиям, которые в основном привлекают детей из категории «один дома», относятся клубы в библиотеках.

С 1993 года при филиале библиотеки, который был открыт в сотрудничестве с Уездной библиотекой им. Г.Асаки из Ясс (Румыния), работает клуб «Национальное сознание». В начале 90-х годов, к моменту его появления, одновременно с крупномасштабными социальными изменениями наметились и тяжёлые общественные проблемы, последовавшие за дезинтеграцией шатких экономических структур, появлением безработицы и ухудшением уровня жизни, и без того низкого по сравнению с западными странами. Именно в этот период началась массовая эмиграция родителей, оставшихся без места работы и поглощённых повседневными нуждами.

Клуб, руководимый хорошим другом детей писателем Константином Драгомиром, был задуман как семейный клуб, в котором наряду с детьми участвовали бы и родители, педагоги, знаменитые люди, представители различных категорий читателей.

С помощью этого проекта нам хотелось найти решение, хотя бы частичное, дилеммы двойной ответственности – семьи и коллектива – за подрастающее поколение.

Семейный клуб постепенно стал настоящей семьёй, благоприятной средой общения, площадкой, на которой расцветают юные таланты не только из Кишинёва, но и из других мест республики.

К примеру, в рамках клуба была представлена выставка пейзажей маслом юного художника из При­днестровья Тудора Лазаренко. В детстве, вследствие несчастного случая, Тудор потерял правую руку. Но Господь наградил его талантом. Чтобы обеспечить будущее талантливого сына, родители уехали на работу в Италию, а Тудор остался дома, по-мужски выпутываясь из лабиринта жизненных проблем. Выставка стала для него уникальной возможностью заявить о себе и сказать, чего он ждёт от жизни.

Отъезд родителей на работу за рубеж может пробудить в чистой душе ребёнка гнев против собственной страны, которая не может создать необходимые условия, для того чтобы обеспечить достаточный заработок их родителям дома. Поэтому клуб «Национальное сознание» культивирует в детях бескорыстную любовь к своей стране, своему народу.

фото2

В рамках клуба организуются различные конкурсы, к которым мы стараемся привлечь как можно больше детей, живущих в тяжёлых условиях, без попечения родителей.

Другим библиотечным клубом, членами которого являются и дети из названной группы, является литературно-художественный салон «La Creanga» («У Крянгэ»), которым руководит писательница Клавдия Партоле. Клуб объединяет талантливых детей, проявляющих свои способности в области литературы, музыки, живописи, танца, театрального искусства и др. Здесь у них есть возможность развить творческие способности, получить совет, поучиться мастерству у знаменитых писателей, художников. Во время заседаний читаются и анализируются эссе, проза, поэзия, обсуждаются рукописи, представляются книги юных авторов. Недавно была представлена книга юной Луминицы Мельник, девушки-инвалида, оставленной уехавшими родителями на попечение старших братьев.

Литературно-художественный салон издаёт и литературный альманах «La Creanga». Журнал поддерживает талантливых детей, оригинальные произведения; публикует на своих страницах работы знаменитых писателей, которые являются ориентиром для начинающих литераторов; популяризирует мероприятия, проводящиеся в библиотеке; пропагандирует лучшие книги из «золотого фонда» библиотеки. Часто журнал иллюстрируется рисунками талантливых детей.

Исследование, проведённое Центром информации и документации ЮНИСЕФ, констатирует, что основными средствами общения между родителями и детьми стали телефон и посылки. Это показывает, что отъезд родителей за границу модифицирует и сферу общения ребёнка: одни предпочитают маленькие изолированные группы, другие выбирают друзей по марке мобильного телефона, дорогим вещам, количеству карманных денег. Бесспорным является факт, что дети – «сироты при живых родителях» ищут человека, которому можно довериться, с которым можно поговорить обо всём, включая и самые интимные вопросы. Чтобы оказать детям помощь такого рода, при филиале № 1 создан клуб «Поколение NEXT». На заседаниях этого клуба ребята встречаются с людьми, которые могут ответить на любые интересующие их вопросы: с врачами, психологами, юристами, социальными работниками и др.

Ещё одной задачей, которую ставит перед собой наша библиотека, является продвижение ценностей семьи. Для этого мы организуем множество мероприятий. Примером может служить мероприятие, организованное в сотрудничестве со школой, во время классного часа. Оно проходило под девизом «Гармоничная семья – здоровая семья».

Основные задачи мероприятия:

– ученики должны знать элементарную информацию о семье как ячейке общества;

– ученики должны сочинить стихотворение о семье, маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.;

– ученики должны выбрать из семейного альбома любимую семейную фотографию.

На мероприятии присутствовали дети со своими родителями. Вначале было предложено задание: угадать, что находится в шкатулке. Одни представили себе ручку, другие – карточку, письмо, карандаш. Родители предположили, что это может быть шкатулка надежд; шкатулка, приносящая счастье; шкатулка с «десятками» и др. На самом деле в ней оказались рисунки, изображающие листья, ветки, человека и плодовое дерево. Присутствующих разделили на три группы, каждая из которых дала определение, выражающее их отношение к увиденному.

Группа 1. Человек посадил дерево, на котором выросли листья, потому что каждый день человек ласкает его ветви.

Группа 2. Листочек предложил другим листьям взобраться на ветку, ветка позвала другую ветку, и вместе они решили дать жизнь дереву, которое выросло большим благодаря человеку.

Группа 3. Человек похож на дерево. Дерево растёт, только если его поливают, вовремя за ним ухаживают, любят. И ребёнок растёт рядом со своими родителями, если его любят и заботятся о нём.

Таким образом, были продемонстрированы единство семьи, принципы её создания.

Второй этап мероприятия предусматривал комментарий к плакату «Улыбка Раду». Ответы на вопрос «Почему смеётся Раду?» были особенно интересными, и первым появился ожидаемый: «Потому что у него есть семья».

Этап «Волшебный микрофон» представлял собой живую дискуссию о реалиях современной семьи, спровоцированную высказываниями: «Если не будешь слушаться – отдам тебя в детский дом», «Хочешь, чтобы я умерла, чтобы ты понял, что значит жить без мамы?». Ответы детей на вопросы «Можешь ли ты отречься от семьи?», «Сможешь ли ты выжить один в обществе?» заставили задуматься многих родителей. Вот несколько примеров:

– «Несмотря на то что родители кричат на меня, я всё равно их люблю. Думаю, что если бы они мне объясняли лучше, я понимал бы лучше, но всё равно любил бы их» (ученик позволил себе такое откровение, потому что его родителей не было на этом занятии).

– «Кто меня будет одевать, обувать, кормить?» (определяет роль родителей как поставщиков материальных благ).

– «Родители меня растят и для того, чтобы кто-то заботился о них в старости. Нет, мы не можем без них, но и они не могут без нас».

– «Можно выжить и одному, но всё-таки родители советуют нам, как лучше поступать».

Презентация «Классного альбома», на которой каждый ребёнок представил и прокомментировал любимые семейные фотографии, оставила наиболее приятные впечатления, так как каждый старался быть самым оригинальным.

В завершение был предложен эксперимент «Семья, камни и песок». Мы взяли большой стеклянный сосуд, положили в него несколько крупных камней и задали детям вопрос: «Полон ли он?» Дети ответили: «Нет». Тогда мы добавили в сосуд мелкие камни, заполнившие всё пустое пространство, и снова спросили: «Полон ли он?» Дети ответили: «Да, но ещё есть пустое пространство между камнями». В конце мы насыпали в сосуд пригоршню песка, заполнившего всё свободное пространство. Теперь дети сказали, что сосуд полон.

Заключение, к которому пришли участники мероприятия, относится ко всему моему докладу. Если соотнести эксперимент с нашей жизнью, можно интерпретировать его следующим образом. Большие камни – это большие радости: семья, дети, друзья, здоровье, которые остаются, даже когда всё потеряно, и помогают нам жить полной жизнью. Маленькие камешки – это остальные значимые вещи: работа, дом, достаток... Песок представляет собой мелкие заботы, которые заполняют пустоты. Если сначала наполнить сосуд песком, не останется места для больших камней и мелких камешков. То же происходит и в нашей жизни: если потратим всё время и силы на мелкие заботы, не останется места для существенных вещей, особенно для Семьи.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «2halata.Ru». Если Вы решили приобрести качественную домашнюю одежду в подарок любимому человеку, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «2halata.Ru». Перейдя по ссылке: «халат в подарок на 14 февраля», вы сможете, не потратив много времени, заказать отличный подарок для своей половинки на 23 февраля или на 8 марта по выгодной цене. В интернет-магазине «2halata.Ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.