Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за декабрь 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Агеева М. В. Пьеса по информатике «Путешествие в сказку» / М. В. Агеева // Информатика. – 2008. – № 23. – С. 21–24. – (Внеклассная работа).

Агишева И. М. КВН на Неделе физики : Игра-соревнование и весёлое эстрадное представление. 7–9-й классы / И. М. Агишева // Физика. – 2008. – № 24 – С. 11–12. – (Александровский выпуск).

Александрова Е. Приключение дарения : Дорог не подарок, а процесс его поиска / Е. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 10–13. – (Идеи. Внеклассная работа).

Как сделать поздравления в классе не скучной обязанностью, а весёлой, любимой традицией? Множество идей, интересных приёмов, которые вы найдёте в статье, помогут любому классному руководителю справиться с этой сложной задачей.

Андреева Т. Шаг в будущее : Игра для итогового классного часа в средней школе / Т. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 23 – С. 30. – (Материалы. Классный час).

Астахова Н. Праздник – в подарок! : Игровая конкурсная программа «Радуга» / Н. Астахова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 29–32. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Беглова Т. Тайны дарения : Тематические занятия и игровые упражнения / Т. Беглова, М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 20–22. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Классные часы для учащихся 4–9-х классов.

Безымянных Н. А. «Дни открытых дверей» в кабинете химии / Н. А. Безымянных // Химия. – 2008. – № 23. – С. 43–45. – (В помощь молодому учителю).

Сценарий «Дня открытых дверей» для воспитанников детского сада. Встречу проводят старшеклассники.

Дорожкина Н. Суконные фуражки и кружевные воротнички : Из истории школьной формы в России / Н. Дорожкина // История. – 2008. – № 24. – С. 38–41. – (Я иду на урок).

Материал может пригодиться для подготовки урока и внеклассного мероприятия.

Дружинин С. В. Интеллектуальный урок-игра «Кто хочет стать отличником?» / С. В. Дружинин // Биология. – 2008. – № 23. – С. 13–20; № 24. – С. 17–20. – (Я иду на урок).

Дымова И. Я люблю дарить подарки : Обучающие игры и упражнения / И. Дымова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 38–39. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Игры и упражнения для начальной школы.

Иомдин Б. Литературный маскарад / Б. Иомдин, О. Шеманаева // Русский язык. – 2008. – № 24. – С. 30–32. – (Учение с увлечением).

Сценарий игры.

Сценарий праздника.

Краснова Н. В. Посвящение в химики : Тематическое внеклассное мероприятие / Н. В. Краснова // Химия. – 2008. – № 24. – С. 36–38. – (Из опыта работы).

Манаенкова Г. И. Виртуальная экскурсия на крупнейшее предприятие по изготовлению ёлочных украшений : Внеклассное мероприятие по химии / Г. И. Манаенкова // Химия. – 2008. – № 24. – С. 20–24. – (В помощь молодому учителю).

Мукконен Т. Мечты под Новый год : Итоговый классный час / Т. Мукконен // Классное руководство и воспитание школьников – 2008. – № 23 – С. 5. – (Идеи. Классный час).

Полякова Т. Пока мы вместе : Рождественские уроки в 10-м и 11-м классах / Т. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 7–9. – (Идеи. Классный час).

Урок – классный час – внеклассное мероприятие... В каждой точке своего существования дети понимают что-то очень важное: о себе, об окружающих людях, о жизни. Как начать разговор о подарках со старшеклассниками – с юношами и девушками, которые совсем скоро войдут в мир взрослых?

Потапова Р. Семья – маленькое государство : Классный час с элементами экономики. 3–4 классы / Р. Потапова // Начальная школа. – 2008. – № 23 – С. 18–20. – (Я иду на урок).

Фомичёва Т. Последний герой : Игра для школьников младших классов / Т. Фомичёва // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 13–15. – (Урок здоровья).

Цель: проверить, сформировались ли у школьников представления об основных принципах питания, умеют ли они контролировать себя, попадая в экстремальные ситуации, быстро ориентироваться в необычной обстановке; воспитание ответственности, чувства коллективизма.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Болсуновская Н. «Я дома всегда во всём виноват...» / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 17. – (Детный мир).

Почему ребёнку без помощи взрослого в очень многих ситуациях не обойтись. Советы психолога.

Киселёва О. Экзаменуем... родителей! : Собрание, посвящённое учебным проблемам пятиклассников, можно провести в необычной форме / О. Киселёва // Первое сентября. – 2008. – № 24. – С. 14. – (Школьное дело. Встречный курс).

Пятиклассники проучились уже полгода, можно довольно уверенно говорить о наметившихся ребячьих проблемах – учебных, коммуникативных, личностных. Для их преодоления важно целенаправленно ориентировать родителей на поддержку детей. Как это сделать? Людей обычно интригует ситуация парадокса. Поэтому учителя, работающие с Нижегородским центром непрерывного образования, при подготовке родительских собраний часто проводят фокус-исследования, анкетирование родителей, учеников и учителей, а затем знакомят их с точками зрения каждой группы, пытаясь обнаружить единство взглядов или объяснить зафиксированные противоречия.

Сырицына С. Маленькие, а с характером! : Психологические особенности детей младшего школьного возраста / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 24–29. – (Учительская).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Девина И. Возможности настольных игр в работе психолога / И. Девина // Школьный психолог. – 2008. – № 24. – С. 17–32. – (Методическая копилка).

Литературно-психологическая игра «Муза на рауте» : Первый светский раут с Александром Сергеевичем Пушкиным. Методические рекомендации к игре.

Корчагина Ю. Один день в наркологическом диспансере / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 36–41. – (Вместе с психологом).

Что происходит за дверями учреждения под названием наркологический диспансер? Для кого оно существует? Кто туда обращается? И зачем во всех наркологических диспансерах есть подростковые отделения, в которых работают подростковые врачи-наркологи и психологи? Что мы увидим и услышим, если проведём там целый день?

Павловская И. День рождения Слонёнка : Интегрированное занятие как одна из форм совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. Павловская, Е. Тарасова // Школьный психолог. – 2008. – № 23. – С. 27–32. – (Методическая копилка).

Соколова О. Зимняя сказка : Занятие для педагогов / О. Соколова // Школьный психолог. – 2008. – № 23. – С. 45–47. – (Игротека).

Задачи: тренировка навыков совместной деятельности; тренировка навыка снятия напряжения через творческую активность; тренировка навыка позитивного отношения к сложной ситуации как к стимулирующей потенциальные возможности; тренировка навыка переноса негативных, агрессивных проявлений на «неодушевлённые» материалы.

Сукало И. Мастерская Деда Мороза : Игровое занятие для учащихся начальной школы / И. Сукало // Школьный психолог. – 2008. – № 24. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: способствовать развитию эмпатии участников, сплочению группы, раскрытию творческих способностей.

Уголева Е. Семейное консультирование : диковина или обычное дело? / Е. Уголева // Школьный психолог. – 2008. – № 24. – С. 9–12. – (Метод в теории и на практике).

Шкуричева Н. Как выявить и улучшить эмоциональное состояние ученика и психологический климат класса / Н. Шкуричева // Начальная школа. – 2008. – № 23. – С. 42–45. – (В союзе с психологией).

Как выявить острые проблемы психологического климата класса? Какими способами можно формировать межличностные отношения детей?

ВСЕ ВМЕСТЕ

Алексеев Г. Игра в «го» / Г. Алексеев // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 42. – (Образ жизни).

Возможно, вы когда-нибудь слышали о ней. Она очень популярна в странах Азии и довольно известна в Америке и Европе. В России «го» появилась ещё в советские годы и быстро завоевала сердца многих любителей интеллектуальных игр. Так в чём же секрет успеха этой заманчивой игры? Попробуем разобраться.

Евсина А. Новогодние сюрпризы : Опыт коллективного творчества / А. Евсина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 23. – С. 8–10. – (Идеи. Внеклассное мероприятие).

Предлагаемая схема подготовки праздничных мероприятий подходит для любого возраста и применима к самым разным праздникам.

Как можно организовать ребят и их родителей для совместной деятельности, чтобы праздник получился общим «произведением искусства».

Иваницкая Е. Что делать с родительским «нет»? : Несколько рекомендаций, которые учитель может дать обиженному ребёнку / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 19. – (Детный мир. Семейные обстоятельства).

Шабанова Г. Внеклассное мероприятие «Семейная математика» для учащихся и их родителей / Г. Шабанова // Математика. – 2008. – № 23. – С. 23–28. – (Внеклассная работа. 2008 год – Год семьи).

Сценарий игры-конкурса.

ПОДРОСТОК

Корчагина Ю. Подросток и субкультура. Словарь субкультурных терминов и понятий / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 36–40. – (Вместе с психологом).

Рассматриваются те психологические и социальные механизмы, которые подталкивают ребят к выбору особого – субкультурного – образа жизни.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алексеева Т. Скоро – Новый год! : Путеводитель по Интернет-сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 23. – С. 14–22. – (Идеи. Навигатор).

Алтаева О. Формула для развития информационной компетентности / О. Алтаева // Управление школой. – 2008. – № 23. – С. 7. – (Практика).

Нынешние тенденции развития общества таковы, что необходимо постоянно думать о формировании информационной и коммуникативной компетенции у учащихся. И каждое образовательное учреждение стремится проявить себя по-своему. Из опыта гимназии № 33 г. Улан-Удэ.

Анисимова В. Хрупкая работа : Как подвести итоги полугодия / В. Анисимова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 23. – С. 6–7. – (Идеи. Классный час).

Бельман Г. Педагогическое конструкторское бюро : Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся / Т. Бельман, Л. Чалганская // Управление школой. – 2008. – № 23. – С. 11–17. – (Наука управлять. Алгоритм действий).

Когда энное количество лет тому назад стало понятно, что школа не просто должна давать знания, но ещё и учить применять их на практике, учителя выучили новое словосочетание – «формирование ключевых компетенций». В том или ином объёме образовательные учреждения сегодня этим и занимаются, ища собственные пути и подходы. Своим опытом делится лицей № 2 г. Братска.

Воровщиков С. Управленческо-педагогический консалтинг : Школа может иметь в одном лице врача, священника, учителя, партнёра в делах и надёжного друга / С. Воровщиков, М. Новожилова // Управление школой. – 2008. – № 23. – С. 8–10. – (Наука управлять. Новый подход).

Негосударственные образовательные учреждения в отличие от муниципальных и государственных школ поставлены в более жёсткие условия конкурентного выживания, что объективно обуславливает необходимость их динамичного развития. В связи с этим очевидна потребность в новых формах взаимоотношений практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями.

Галеева Н. Технология ИСУД : от разработки до внедрения / Н. Галеева // Управление школой. – 2008. – № 23. – С. 2–6. – (Наука управлять. Качество образования).

Задач, встающих сегодня перед учителем, – масса. И создать для ученика ситуацию успешности, и поддержать его в выбранной им индивидуальной образовательной траектории, и составить разнообразные отчёты для завуча своей школы, и отчитаться перед вышестоящими инстанциями о качестве образования... Всё это хочется сделать так, чтобы и самому было интересно работать. Помочь в этом может, в частности, технология ИСУД.

Гришина Н. Искусство сюрпризов : Об этикете дарения и шагах к его пониманию / Н. Гришина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 23–28. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Кожурина Л. Безотметочное обучение как способ формирования самостоятельности : Тематическая серия открытых уроков / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 24. – С. 8. – (Школьное дело. Задача на понимание).

В декабре отмечалось 50-летие педагогической системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. В рамках Юбилейной научно-практической конференции Международной ассоциации «Развивающее обучение» прошло немало мероприятий, одно из них – семинар в ГОУ СОШ с углублённым изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368.

Заикина Е. Проектирование и ЗОЖ / Е. Заикина // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 16–22. – (Технология).

Описание проектов: «Реклама и здоровье», «Влияние компьютера на здоровье школьника», «Программа самовоспитания» и др.

Кожурина Л. Решение задач. Не учебных, а жизненных : Чему должен научиться педагог, чтобы помочь подростку / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 24. – С. 13. – (Школьное дело. Тайники профессии).

О мастер-классе «Я взрослый», проведённом в рамках IV Всероссийского съезда психологов образования.

Копылова Е. Вверх, по ступенькам мастерства : Управление качеством дополнительного образования на основе компетентностного подхода / Е. Копылова // Управление школой. – 2008. – № 24. – С. 21–25. – (Наука управлять. Опыт).

Крылова Н. Дарение: событие или повседневность? : Четыре вопроса для обсуждения с детьми / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 5–6. – (Идеи. Соуправление).

Как мы дарим и принимаем подарки? Как относиться к традиционным подаркам? Что делает подарок символичным Даром? Что же главное в дарении?

Крылова Н. Шаг за шагом : О стиле общения детей и взрослых / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 23. – С. 2–4. – (Идеи. Соуправление).

Лебедева Л. Подарок как метафора : Арт-терапевтические занятия в школе / Л. Лебедева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 24. – С. 34–37. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Макарченко С. Деловая игра на педсовете / С. Макарченко // Здоровье детей. – 2008. – № 23. – С. 28–30. – (Учительская).

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.

Леонтьева О. Когда нет взаимопонимания с классом... Что может предпринять учитель-предметник в рамках своих уроков? / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Печатникова Л. Папка личных достижений : Как превратить её в эффективный инструмент в повседневной учебной работе / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).

Плотникова Л. Портфолио для проформы : Почему самопрезентация чаще всего превращается в собирание бумаг? / Л. Плотникова // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).

Пылаев М. О возможностях использования музыки на уроках литературы / М. Пылаев // Литература. – 2008. – № 23. – С. 22–24. – (Штудии).

Сидоров К. Что такое «триада риска» : Как связаны между собой самооценка ученика, уровень его притязаний и тревожность? / К. Сидоров // Первое сентября. – 2008. – № 24. – С. 12. – (Школьное дело. В фокусе исследования).

Хухлаева О. Обучение детей-мигрантов : педагогические особенности : Знание этих особенностей позволит учителю наладить эффективный контакт с ребёнком : [мнение специалиста в области этнопсихологии, доктора педагогических наук Ольги Хухлаевой / записала Е. Куценко] // Первое сентября. – 2008. – № 24. – С. 9. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Шумилова Н. С высоко поднятой головой : Уроки ЗОЖ в начальной школе / Н. Шумилова // Здоровье детей. – 2008. – № 24. – С. 18–21. – (Урок здоровья).

Ээльмаа Ю. Работа с электронным текстом : поисковые технологии / Ю. Ээльмаа // Литература. – 2008. – № 23. – С. 28–29. – (Компьютер на уроке литературы).

ИМЕНА

Василькова А. Путешественник с душой поэта / А. Василькова // Библиотека в школе. – 2008. – № 23. – С. 21–22. – (Остров Сокровищ. Капитанский мостик).

О французском писателе Леклезио, лауреате Нобелевской премии 2008 года.

Порядина М. Кроме скучного / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 23. – С. 38–39. – (Личность. Календарь круглых дат).

К 185-летию со дня рождения Коллинза; к 200-летию со дня рождения По.

Пузанов И. Альфред Уоллес – учёный и путешественник / И. Пузанов // Биология. – 2008. – № 23. – С. 26–29. – (История науки).

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Белошапкина Я. Илья Ефимович Репин / Я. Белошапкина // Искусство. – 2008. – № 24. – С. 4–5. – (Арт-галерея).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Волков С. Разговор с подростком / С. Волков // Литература. – 2008. – № 23. – С. 18–19. – (Детское чтение).

О книге Леклезио «Небесные жители». Приведён фрагмент из книги.

Карцев Д. Интеллектуальная биография Мао / Д. Карцев // История. – 2008. – № 24. – С. 6–7. – (Книгочей).

О книге А.В. Панцова Мао Цзэдун (М.: Молодая гвардия, 2007. Серия ЖЗЛ).

Лебёдушкина О. Non / fiction – вкус к хорошей книге : О некоторых новинках Десятой ярмарки интеллектуальной литературы / О. Лебёдушкина // Первое сентября. – 2008. – № 23. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Ноэль М. Творение шестого дня : Рассказано псом по кличке Стоп для его младших братьев / М. Ноэль // Библиотека в школе. – 2008. – № 23. – С. 28. – (Остров Сокровищ. Постраничное плавание).

Сказка из сборника французских писателей (М.: Нарния, 2007).

Степанова Е. Пеликан с верхнего этажа / Е. Степанова // Библиотека в школе. – 2008. – № 23. – С. 23. – (Остров Сокровищ. Книга подана).

О книге Л.Крун. «В одежде человека».