Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2009

Оксана Кабачек

НЫНЕШНЯЯ эпоха – эпоха нечитающих? Но детское чтение всё больше становится феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Состояние дел в этой сфере сегодня – проблема для всех, кто занимается развитием подрастающей личности: всё больше детей и подростков в России сейчас читают меньше, чем раньше, либо читают иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги. Произошла, как отмечают социологи, «деформация репертуара чтения» подрастающего поколения – отчасти из-за диспропорции в издании литературы для детей и юношества. Говорят также об утрате традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению.

Но насколько важно в двадцать первом веке быть читающим? Как влияет чтение на личность? Мы провели комплексное исследование «Читающие и нечитающие. Факторы, влияющие на чтение младших подростков» для выявления факторов, оказывающих влияние на чтение современных шестиклассников (роль в этом таких социальных институтов, как библиотека, семья, школа), а также проведения сравнительного анализа личностных и читательских особенностей активно читающих и мало читающих подростков (уточнение того, что даёт читательская деятельность развивающейся личности).

Исследование проводилось в шести регионах России (помимо Москвы), а также в Республике Казахстан. Всего было охвачено исследованием 398 шестиклассников: 337 – в регионах и 61 – в Москве.

Методическая изюминка состояла в том, что в каждом регионе, участвовавшем в эксперименте, экспертами ОДБ отбирались две школы: «сильная», где дети активно читают, и «обычная», где большинство детей, по отзывам учителей, не читали. Это помогло сравнить между собой две полярные модели организации подросткового чтения: эффективную и неэффективную.

Исследование подтвердило факт доминирования некнижной культуры в современном обществе. По региональным данным (т.е. без Москвы), 83,1 % подростков не имеют потребности и навыков ориентировки в структуре сложного литературно-художественного текста; им привычней видеоряд, построенный по законам так называемой «клиповой культуры». К аде-
кватному восприятию трудных литературных текстов оказались готовы 18,7% шестиклассников.

О том, что дети стали меньше читать, свидетельствуют и ответы родителей в графе анкеты «Читательское развитие Вашего ребёнка». Если ответ «не отличается от сверстников» четверть века назад означал средний уровень читательского развития, то теперь, по мнению ряда мам и пап, он соответствует графам «недостаточно читает» и даже «совсем не любит читать», ибо сверстники перестали много читать. Читающий ребёнок – «опережающий своих сверстников» (14 %) – стал «виден» родителям. Похоже, сегодня определение «читающий» указывает то, что выделяет ребёнка из круга сверстников: теперь это индивидуальное увлечение, а не нормативная, обыденная деятельность, свойственная всем подросткам.

Но отличаются ли подростки, признанные их родителями хорошими читателями (т.е. опережающими своих сверстников в читательском развитии), по уровню развития своих литературных и читательских способностей и, главное, по своим личностным качествам от их нечитающих или мало читающих сверстников? Двенадцатилетним респондентам предлагались диагностические методики в форме творческих заданий, выявлявшие не только креативность, литературные способности, начитанность, эстетический вкус и мотивы чтения, но и личностные качества, ценностные установки. Каждый из подростков должен был не только сочинить сказочную историю, но и поразмышлять над классическим текстом, попытаться определить, чем является лично для него понятие «счастье».

Результаты исследования позволяют говорить, что и личностные качества, и собственно читательские способности прямо зависят от читательской квалификации подростка. Много читающий шестиклассник действительно обладает более высоким уровнем читательского и литературно-творческого развития, чем его мало читающий сверстник: он глубже воспринимает литературно-художественные произведения, лучше ориентируется в структуре повествования, обладает более развитым эстетическим вкусом, лучше сочиняет художественные тексты. Его ценностные установки также являются более гуманистическими, а способность решать свои психологические проблемы с помощью литературно-художественного творчества лучше развита, чем у нечитающего подростка.

В свою очередь, установки литературного и личностного «блоков» качеств взаимообуславливают друг друга. Так, например, ориентировка подростка в проблемной нравственной ситуации, в отношениях людей зависит и от уровня развития способности восприятия сложных литературно-художественных текстов, и от уровня развития способности к литературно-творческой деятельности, и от ориентировки в структуре нарратива, и от уровня развития ценностных установок, и от способности решать свои психологические проблемы с помощью литературного творчества.

Только одно из качеств – способность ориентироваться в проблемной, «этической» по своему характеру, ситуации – не зависит напрямую от того, много ли читает подросток. Здесь важным, скорее всего, является тот пример нравственного поведения, который он видит в школе и дома.

Как влияют на чтение и личность подростков взрослые – руководители чтения (родители, учителя и библиотекари) – предмет разговора в следующих материалах.