Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Ольга Мяэотс

ДАВНО, в 1999 году, благодаря поддержке фонда «Пушкинская библиотека» нам посчастливилось побывать на Вологодской земле. Вместе с Мариной Москвиной и Мариной Бородицкой мы выступали перед читателями детских библиотек – в Вологде, Череповце и Кириллове. Дело было осенью, в конце октября. А летом вышла книга Юрия Коваля «АУА», где были напечатаны его дневниковые записи – «Монохроники». Много страниц там посвящено Вологодскому краю. Юрий Иосифович любил бывать в этих местах, всегда стремился душой в эти края. Даже дом купил на Цыпиной горе рядом с Ферапонтовом. Нам очень хотелось туда попасть.

Анастасия Ивановна Вьюшина

Рис. Юрия Коваля
Фото автора

Статья подготовлена при поддержке группы компаний «Арис». Срочно требуется сменить двери в офисе или квартире, ничего сложного здесь нет. Достаточно посетить сайт www.arisdoors.com, на котором вы сможете, без особых проблем, приобрести стальные двери по выгодной цене. Группа компаний «Арис» уже на протяжении долгих лет предоставляет услуги по изготовлению и продаже стальных дверей любой сложности и фасона.

Как всегда бывает в поездках – планируешь одно, а выходит всё иначе. Дороги наши непредсказуемы: повезёт – домчишься за час, а нет – так и задержишься неизвестно на сколько. Вот и тогда – опоздали мы на паром и прождали на переправе долго-долго. Так что в Ферапонтово прибыли с большим опозданием. Но разве можно проехать мимо! Нам повезло: знаменитый собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия ещё не был закрыт на зиму. Помню, к нам вышла пожилая женщина – в платке, в туго обхватывавшей тело кожанке и с огромным ключом. Она открыла двери и строго сказала: «Входите по трое, не больше».

Я шагнула вперёд. До этого я уже бывала в Ферапонтове, но всякий раз фрески были скрыты лесами реставраторов, а тут смотрю: всё открыто – и такая необыкновенная красота и синь, что горло перехватило. Тогда я и поняла, почему Коваль так сюда стремился: есть в этих фресках за внешним покоем какая-то удивительная сила – очищающая и выстраивающая смятенную душу.

Как нелепо, что времени у меня на осмотр всего-то десять минут!

В Кириллове уже поди детей собирают. От досады я расплакалась. Но тут сзади подошла та самая бабушка. Заговорила. И я вдруг стала ей объяснять, что вот мы сюда ехали-ехали, рвались, а времени теперь почти нет – надо двигаться дальше, а ведь мы хотели ещё и на Цыпину гору заехать, у нас там близкий человек жил…

– Ну, на Гору сейчас проехать трудно. А друг-то ваш – кто?

– Писатель Юрий Коваль. Он умер три года назад.

– Юрий Осич! – подхватила вдруг женщина. – Да я же его знаю! Он мне как сын. Мужу моему покойнику крест на могилу резал…

Тут и Марины подошли. Оказалась, что наша «бабушка» – Анастасия Ивановна Вьюшина – старинная хранительница этого монастыря. Анастасия Ивановна рассказала удивительную историю. В 1948 году вернулся с войны её муж Валентин Иванович. Вернулся покалеченный, оттого, видимо, и определили его в сторожа: монастырь тогда стоял в запустении и о ценности его никто не думал. Не думал, наверное, поначалу и 26-летний сторож, но тем не менее пресекал любую попытку храм осквернить. А охотников было немало: местные начальники, проявляя ретивую рачительность, решали в него то зерно засыпать, то картошку. Да только никому хромой сторож ключей не давал. «И ночью приезжали, в город его увозили, – рассказывала Анастасия Ивановна. – Допытывались: ты что, не за советскую власть?» Потом вздохнула, помолчала и заключила: «Ну, они его разъяснили», в том смысле, что поняли – этот фронтовик будет держать оборону до последнего.

Прошло время, и в Ферапонтове появились первые реставраторы и историки, открытие фресок стало научной сенсацией. Нигде больше не сохранились они в такой целости. А ведь уступи Вьюшины, отдай церковь под склад – неизбежно был бы нарушен климатический режим и фрески погибли бы безвозвратно.

Не перестаю удивляться вот этой человеческой стойкости! Что заставляло Валентина Ивановича сопротивляться, практически, в одиночку? Ведь не был он ни учёным, ни краеведом. А вот не мог допустить поругания, не позволял «нравственный закон», тот, который, как считал философ Кант, должен быть «внутри нас».

Но есть он не у всех. Как легко убедить себя уступить, сдаться – ведь один в поле не воин! Как трудно и страшно ощущать, что ты один против всех! Какое надо мужество, чтобы всё же решиться на противостояние не ради живота своего, а ради правды! Спроси потом человека: почему он так поступил, «неразумно», он и не сумеет толком объяснить. Но каким-то удивительным образом срабатывает в людях внутренняя воля и заставляет поступать вопреки доводам рассудка, просто потому, что невозможно иначе. Как она сохраняется и передаётся – для меня, пожалуй, самая главная загадка жизни. Людей таких немного. На Руси их называют праведниками.

Всё-таки нам пришлось прощаться. Анастасия Ивановна звала нас приезжать летом. Но пока наш путь лежал дальше. В музейной книжной лавке Марина Бородицкая купила альманах «Памятники Отечества». Там оказалась статья о Вьюшине. Рассказ автора подтвердил и дополнил то, что мы только что услышали:

«Валентин Иванович Вьюшин “служил” Ферапонтову и Дионисию с 1948 по 1978 год – до тех пор, пока здесь не был, наконец, создан государственный музей всероссийского значения. Именно В.И.Вьюшину и немногим его единомышленникам (таким, как вологодский областной инспектор по охране памятников Андрей Константинович Вёдров) мы обязаны тем, что живопись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря является наиболее сохранным циклом фресок Древней Руси. <…>

В те далёкие годы Валентин Иванович почти самостоятельно доходил до сознания того, что хранит художественные ценности под стать самому великому в мире. Для него, местного жителя, было совсем непросто увидеть значительное в привычном и доступном с детства».

Рис. Юрия Коваля

Мы вернулись в Москву, но встреча с Анастасией Ивановной не забывалась. Я отыскала в магазине книгу «АУА» Ю.Коваля и решила послать ей – ведь там не раз поминается самым добрым словом Валентин Иванович. Долго мы советовались, какие гостинцы положить: чтобы и кстати пришлись, и не выглядели подачкой или «материальной помощью». Послала чай и конфеты: чай пить зимними вечерами – милое дело.

А через месяц пришло мне из Ферапонтова письмо. На улице зима и темень, а от письма тепло, как от печки. «Девочки, получила коробку конфет, спасибо вам от земли до неба, – обстоятельно отчитывалась Анастасия Ивановна. – Получила книжку, теперь всё смотрю на Юрия Осиповича, он всё равно для меня живой, каким я его знала раньше. Эта книга мне напоминает все вечера, проведённые с ним у нас в Ферапонтове и на Горах. Вспоминаю его песни и игру на гитаре. Юра для меня был как родной сын. Очень и очень жаль, что он так рано ушёл из жизни».

И конечно, писала Анастасия Ивановна про музей – главную свою заботу.

«С первого октября в музее меня сократили до первого мая, а с первого мая снова возьмут на летний сезон смотрителем. Я хотя и не работаю сейчас, но всё равно в музей хожу каждый день, меня тянет, как домой, ведь всё же я в монастыре проработала 56 лет. Больше полувека».

Несколько лет всё собиралась я вернуться в Ферапонтово, вновь встретиться с Анастасией Ивановной, добраться до Цыпиной горы, посидеть у озера. А вдруг и фрески бы снова мне открылись, как знать? Но не получилось. А потом я узнала, что Анастасия Ивановна умерла…

Вот и вышло, что встретились мы всего на пятнадцать минут, а помню я её многие годы. Спасибо ей за всё – ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА.