Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Ольга Горшкова

Этот материал мы сознательно заказывали автору в такой форме – перечислительной. Невозможно охватить и описать всё, что делают школьные библиотеки области, но мы подумали, что тем, кто ищет конкретный опыт по определённому направлению, данный обзор поможет сориентироваться. Ведь не обязательно всё читать на страницах газеты. Можно просто найти заинтересовавшую тебя школу, написать коллеге и, сославшись на эту публикацию, попросить поделиться опытом.

Ольга Александровна
Горшкова

методист Вологодского института развития образования

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ вещь – история. А история библиотечного дела нам, людям, этому делу не чуждым, представляется увлекательной вдвойне. И конечно же, в любой истории есть свои герои, люди, с именами которых связано становление и развитие библиотечной профессии. Давайте на минуту заглянем в сборник «Великие люди – библиотекари. От А до Я» – одну из книг, к которым мы отослали бы нашего юного читателя, пришедшего с вопросом: «А кто работал в библиотеках в прошлые века?» В этом сборнике собраны сведения об исторических личностях, оказавших существенное влияние на библиотечную деятельность своего времени. В 40 персональных статьях, приведённых в книге, женских имён всего четыре. Ни в коей мере не оспаривая авторский взгляд на историю библиотечного дела в мировых масштабах, невольно задумаешься над тем, что в масштабах локальных картина рисуется совсем иная.

Очевидно, что в истории библиотек всех стран и эпох фигурируют библиотекари – новаторы и подвижники, хранители библиотеки. В повседневной же библиотечной практике на первый план выступают хранительницы библиотечного очага. Те самые «милые, тихоголосые женщины», добрые лекари человеческих душ, чувств и поступков, воспетые Львом Ошаниным. И не будет преувеличением сказать, что именно работницы школьных библиотек – это та часть библиотечного сообщества, которая имеет наибольшее влияние на образ библиотеки и библиотекаря, формирующийся в сознании новых поколений. Школьная библиотека сопровождает учащихся на протяжении всего периода взросления, и от того, какова она и какой библиотекарь в ней работает, зависит очень многое – от любви к чтению до нравственного облика человека, вливающегося после школы во взрослую жизнь.

В развивающемся, динамичном обществе библиотека школы претерпевает закономерные изменения. Появляются и успешно функционируют новые модели школьных библиотек, такие как библиотечно-информационный центр, библиотека-медиатека, библиотека как профильный ресурсный центр или как педагогическое подразделение школы. Образовательная, информационная и культурная функции по-прежнему остаются основными функциями школьной библиотеки, но они приобретают новое звучание в современных условиях. Сфера деятельности школьной библиотеки расширяется, библиотека становится мощным информационным центром, работающим со всё более усложняющимися запросами своих пользователей – читателей библиотеки. Продолжается внедрение информационных технологий в работу школьных библиотек, включение библиотеки в единое информационное пространство в масштабах школы, региона, страны.

Если говорить о деятельности школьных библиотекарей Вологодской области, то суть её можно передать буквально в нескольких словах – многообразие, творчество, личность. Действительно, интересных, перспективных направлений работы у школьных библиотек достаточно много, и каждый библиотекарь реализует их по-своему, ищет и находит собственные формы работы, созвучные собственному пониманию роли и места школьной библиотеки в современном образовании и воспитании. Среди направлений работы школьных библиотекарей можно выделить все наиболее актуальные темы сегодняшнего дня: привлечение детей к чтению, развитие читательской культуры, формирование и развитие информационной культуры и медиакультуры пользователей библиотеки, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование экологического мышления, культурно-историческое направление работы, эстетическое и правовое воспитание, литературное краеведение.

Развитие детского чтения – задача для любой библиотеки первостепенная. Важность поддержки чтения всех категорий читателей в нашей стране осознаётся на национальном уровне. Государственная политика в области чтения зафиксирована в Национальной программе поддержки и развития чтения (2007–2020 гг.).

Формирование культуры чтения – приоритетное направление работы библиотекарей школ Вологды, Череповца, Великого Устюга, важная часть практики библиотечных работников Вологодского, Вытегорского, Кирилловского, Кичм-Городецкого, Тарногского, Тотемского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Шекснинского и других районов области.

Деревянная Вологда
Деревянная Вологда

Арсенал форм и методов работы с читателями весьма разнообразен. Это и организация литературных клубов, и читательские конференции, и тематические выставки, и деятельность читательских активов, включающая громкие чтения, постановки, беседы старшеклассников с младшими ребятами, диспуты. Взяты на вооружение новые, современные формы работы с читателями, например технология интерактивных книжных выставок, выставок с организованной обратной связью. Во многих школах разработаны комплексные программы чтения для детей и подростков, рассчитанные на несколько лет. В последние годы также развивается и укрепляется сотрудничество школьных библиотекарей с работниками районных сельских и детских библиотек.

Библиотекари принимают активное участие не только в воспитании ребёнка-читателя, но и в формировании и развитии информационной грамотности, информационной культуры учащихся и педагогов своих образовательных учреждений. Здесь интересен опыт творческой группы библиотекарей Сокольского района, уже на протяжении нескольких лет работающих в этом направлении. Информационная культура личности рассматривается библиотекарями как сочетание трёх составляющих (библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности), связанных информационным мировоззрением в единую систему.

Одно из приоритетных направлений работы многих школьных библиотек региона – экологическое просвещение, формирование у школьников экологического, природосообразного мышления. Здесь можно отметить опыт работы И.Д.Ивановой, заведующей библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением предметов» г. Череповца. Выбор экологического направления как основного во многом обоснован тем, что Череповец – крупный индустриальный центр Вологодской области. Школа работает в тесном сотрудничестве с Центром повышения квалификации г. Череповца, Управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов, музеем АО «Северсталь». Разработана программа экологического воспитания школьников, охватывающая все классы, с 1-го по 11-й. В программе пять блоков: «Экология природной среды», «Экология жизненной среды», «Экология поведения человека», «Экология языка» и «Глобальные проблемы человечества». Базовые экологические представления закладываются в начальной школе, а затем углубляются в среднем и старшем звене.

Целый ряд школьных библиотек Вологодской области ведёт работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Здесь основная задача – возрождение духовной культуры российского общества, воспитание в ребёнке бережного отношения к нравственным ценностям своего народа. Библиотека выступает и как хранитель и преемник исторической и культурной памяти народа, и как посредник при передаче культурно-исторического наследия следующим поколениям. Особого упоминания заслуживают базовые школьные библиотеки, работающие по программе «Социокультурные истоки» в школе № 13 г. Вологды, Горицкой средней школе Кирилловского района, в Харовской средней школе № 1, и другие.

Школьная библиотека Устье-Угольской средней общеобразовательной школы (Шекснинский район, заведующая библиотекой В.В.Виноградова) уже более 7 лет осуществляет сопровождение комплексной программы «Современная русская школа». С 2005 года в библиотеке принята собственная программа развития «Русское наследие», разработанная на принципах, заложенных в программе «Социокультурные истоки». Библиотека осуществляет целевое формирование фонда на традиционных и цифровых носителях, ведёт информационно-библиографическую, исследовательскую и массовую работу по программе.

Необходимо упомянуть также школьные библиотеки, которые реализуют авторские программы развития, наполненные глубоким духовно-нравственным содержанием. В.А.Стахеева, заведующая библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы Кичменгско-Городецкого района, ведёт работу по культурно-образовательной программе «Приближение к душе», рассчитанной на 2005–2010 гг. Программа делится на пять подпрограмм: «Я познаю мир», «Я и моя семья», «Я и Родина», «Я – подросток», «Я и театр». В процессе прохождения ступеней программы ребёнок приобщается к основным духовным и нравственным ценностям русского народа, осознаёт непреходящую ценность окружающего мира и себя как части этого мира.

В библиотеке средней общеобразовательной школы № 15 г. Вологды (заведующая библиотекой И.Ф.Калининская) работают по программе «Библиотека – центр духовно-нравственного воспитания и общения». Формирование разносторонне развитой, духовно богатой личности происходит здесь через активное, творческое освоение учащимися классических произведений русской литературы.

Вологодская область, Вологодчина богата своими народными традициями, которые бережно сохраняются и передаются учащимся не только и не столько в рамках школьных предметов, сколько в творческой поисково-исследовательской деятельности. Руководителями такой работы школьников очень часто становятся школьные библиотекари. Ярчайший пример – деятельность Н.А.Митрошкиной, заведующей библиотекой средней общеобразовательной школы № 1 г. Вытегры. Богатейший опыт, накопленный за более чем 34 года библиотечного труда, заслуживает особого внимания. Среди направлений деятельности – разработка программ «Живая Русь» и «Русь языческая», основанных на традиционной народной культуре Вытегорского района, многолетнее руководство фольклорно-этнографической группой «Олония», организация при библиотеке этнографического музея «Прялица» и литературного музея «Клюевский родник». Высочайшая оценка работы Нины Алексеевны определяется уже тем, что в её школу стремятся попасть ребята со всего Вытегорского района.

Резной палисад
Резной палисад

Библиотекари живут своим делом, живут вопреки проблемам с комплектованием, которые стали уже почти привычными, вопреки зачастую плачевному состоянию книжных фондов, слабому техническому оснащению библиотек, вопреки дамоклову мечу системы классов-комплектов. Вопреки тому, что невероятное расширение обязанностей школьного библиотекаря воспринимается как нечто само собой разумеющееся и чаще всего никак не поощряется. Вопреки новой напасти – проблемам российской экономики, следствием чего стали массовые сокращения ставок библиотечных работников, уменьшение количества штатных единиц в тех библиотеках, которым посчастливилось иметь нескольких работников.

Хочется спросить руководителей всех уровней – на чём же вы пытаетесь сэкономить? На перспективах нации, которая уже почти стала «нечитающей»? Не подрываются ли самые основы образования, когда школа лишается библиотекаря, когда и без того не имеющий золотых гор библиотекарь получает за свой труд материальное поощрение, больше похожее на моральное унижение?

Школьная библиотека – уникальная по своему положению структура в системе образования и воспитания, обязанная чутко реагировать на все перемены в обществе и в то же время призванная сберегать и приумножать опыт и наследие поколений. Большая часть сообщества школьных библиотекарей не просто осознаёт миссию школьной библиотеки, но мыслит себя только «в библиотечных координатах». И очень хочется надеяться, что самоотверженная работа наших школьных библиотекарей будет замечена и поощрена не только речами и аплодисментами по случаю профессиональных праздников и конференций, но и путём выработки целостной, долгосрочной, непротиворечивой политики, направленной на поддержку всех аспектов деятельности школьных библиотек.

Статья подготовлена при поддержке компании «Премьер-Девелопмент». Молодая семья, в определенный промежуток времени, должна начать заботиться о своем собственном жилье, и компания «Премьер-Девелопмент» сможет помочь в этом вопросе. На сайте, расположенном по адресу www.premierdevelopment.ru, вы сможете, не потратив много времени, узнать более подробную информацию о ценах новостроек в Подмосковье. Сайт www.premierdevelopment.ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда будете получать свежую и актуальную информацию.