Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Ольга Козлова

Репортаж с места освоения

ЧАСТЬ 1

«Чайник» – жаргонное слово автолюбителей, обозначающее крайне неопытного в вождении автомобиля человека, новичка.

Российские потребители иногда забавляются, читая инструкции по эксплуатации какого-либо импортного бытового агрегата. Удивляет заботливость производителя о безопасности потребителя. Кажется очевидным, что не стоит засовывать в микроволновку голову, чтобы просушить волосы, или чистить пылесосом спину любимого пёсика и т.д. Так нет же – напоминают и об этом. Но как бы хотелось при освоении нового мобильника или компьютерной программы иметь такой текст, чтобы, следуя ему, можно было выполнять действия пошагово и не спотыкаться всё время.

Освоение даже простейшей компьютерной программы для людей гуманитарного склада – напряжённый труд. Неизмеримо велики нервно-психические затраты просто при чтении русских слов в «руководствах пользователя» любой библиотечной программы и осознании полнейшей беспомощности перед лицом «врага», с которым не знаешь как договориться.

Составители «Руководства пользователя» нашей АБИС, прилагаемого к диску и имеющего вид жёлто-оранжевой книжечки, о нас высокого мнения, нас уважают и говорят с нами на равных. В руководстве так и написано: предполагается «знакомство с операционной системой компьютера, на котором работают система “1С:Предприятие” и конфигурация “1С:Школьная библиотека” и владение базовыми навыками работы с ней».

По определению мы «должны знать:

• приёмы работы с окнами, работу с меню, использование управляющих элементов диалогов и стандартные диалоги;

• понятие Буфера обмена Windows и приёмы работы с ним;

• настройку операционной системы с помощью Панели управления (Control Panel)».

Спасибо, конечно, за доверие и уважение. Однако творческие муки, связанные с освоением программы, это только усугубляет. Большинство библиотекарей не имеют обо всём этом никакого представления.

«Руководство пользователя» полагается на нашу компьютерную грамотность и просто предлагает – «перейдите» из этого окна в другое или «откройте». Но вот КАК перейти, КАК открыть? Какую клавишу надо щёлкнуть, чтобы получилось? Однако даже там, где в руководстве, казалось бы, всё разжёвывается, у неловкого библиотекаря дело продвигается слабо.

Безусловно, большим подспорьем являются публикации на страницах нашей газеты, в которых представлены занятия по освоению программы, – материал для этих публикаций любезно предоставлен сотрудниками учебного центра фирмы 1С. Степень популяризации описанных в статьях путей освоения программы достаточно велика. Сделана попытка идти пошагово. И «продвинутым» библиотечным работникам с помощью преподавателей информатики вероятнее всего удастся с программой подружиться.

Целью же данной статьи является отражение мук творчества при освоении библиотечной программы «1С:Школьная библиотека» человеком «от сохи», которому и хочется, и боязно, и всё же необходимо внедрить это чудо в свою работу.

Автор следует публикации специалистов, старается проделать нужные операции и, если шишка набивается, сообщает о её местонахождении и месте набивания работающей публике. Подстелить, так сказать, соломку.

Главная задача, которую ставит перед собой автор, – не дать труженику компьютерного труда впасть в депрессию от непонимания простейших на первый взгляд вещей.

Автор не склонен стесняться излишней популяризации, касающейся изложения (имеется в виду перевод с «книжного» языка на разговорный). Главное – чтобы получалось не опускать руки и худо-бедно продвигаться вперёд.

К сожалению, вынуждена опустить описание процесса установки программы с диска. Автору его установили осведомлённые сочувствующие граждане (муж, сын). В школе можно прибегнуть к помощи преподавателя информатики.

Не имеет смысла на начальном этапе ознакомления с программой глубоко погружаться в книжечку, и особенно в главу 3 «Руководства пользователя» – «Интерфейс программы. Общие принципы работы с формами». Для начинающих пользователей, каковыми мы являемся, это просто информация, которая не ложится на знания о предмете (за неимением таковых) и поэтому скользит мимо сознания. Я бы сказала, что даже просто чтение вводит в депрессивное состояние.

Как я понимаю, такие знания могут пригодиться в процессе освоения или даже уже после, когда начнёт что-то получаться и будет возможность подняться до обобщений.

Итак, приступаем.

Выбираем в появившемся окне Запуск 1С: Предприятие. Информационные базы. 1С:Школьная библиотека.

Откроется окно Авторизация доступа. В нём две позиции: Пользователь и Пароль. Пароль после установки программы должен устанавливаться автоматически, чтобы после выбора пользователя можно было спокойно входить, просто щёлкнув ОК. Пользователи: администратор, библиотекарь, преподаватель, читатель.

Конечно, хочется сразу приступить к созданию электронного каталога. «Нетерпение сердца» велико, хочется увидеть в нём первую запись, подбодрить себя: «получилось!» – и смелее идти дальше. Однако следует немного осмотреться. Надо отчётливо себе уяснить, что для каждого вида пользователей существует своё поле, свой набор инструментов, с которыми нужно будет работать. Это очень важно понять, чтобы не путаться в дальнейшем.

Так, наши читатели, а именно преподаватель и читатель, могут только пользоваться электронным каталогом и имеют доступ к собственному читательскому формуляру. Всё.

У библиотекаря же есть доступ ко всей документации библиотеки, поскольку он эту документацию создаёт, а также пополняет и обновляет базу данных, осуществляет поиск книг, принимает книги и т.п.

Самый большой набор функций у администратора: он имеет доступ ко всем функциям программы, в том числе редактирует интерфейсы пользователей. По нашей жизни, администратор – это и библиотекарь, т.е. я и вы.

В статье специалистов о программе имеется рекомендация начинать работу в системе по заполнению первичных данных именно в режиме Администратора.

Попробуем. Выбираем Авторизации доступа – Администратор. О’кей.

Открываем меню. Изучаем. И тут нас посещает самый первый большой «раскоряк» в восприятии нового для нас явления. Мы видим, что в пункте Операции есть опции Журнал документов и Справочники и существуют пункты основного меню Документы и Справочники.

Нас, конечно, сбивает слово «справочник», поскольку мы имеем клишированное восприятие этого слова по ГОСТ 7.60-2003Издания. Основные виды. Термины и определения – «3.2.4.3.5.3 справочник: Справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей.

Прим.: различают научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники».

Из пособия становится известно, что большинство «справочников» у разработчиков имеет иерархическую структуру.

Конечно, существуют в русском языке и другие слова, например «перечень», и получалось бы: перечень сотрудников, перечень организаций, перечень классов и параллелей, перечень читателей и т.д. Но наша данность такова, что «справочник» – это перечень всего, что происходит и будет происходить в библиотеке с фондом, читателями и отчётно-учетной документацией. Некоторые «разнопонимания» происходят и с терминами «журнал» и «документы».

Мы не теряемся и не зацикливаемся на этом. В дальнейшем, по мере освоения, многое встанет на свои места. Главное – следовать тексту.

Заметила, что информация об инструментарии, который поможет в работе, не усваивается до тех пор, пока непосредственно не создастся ситуация, при которой без изучения, а потом уже и применения значков на панели нельзя тронуться дальше. Лучше всего начать двигаться.

В статье специалистов нам рекомендуется на первом этапе осуществить ввод данных о школе, формирование структуры (классы и параллели), настройку параметров (метод расстановки фонда, тип инвентарного номера, язык каталогизации).

Так и сделаем, туда и пойдём.

Даны два способа.

Пробуем первый способ. Находим в самой верхней строке меню пункт Обработки. Он располагается ближе к концу строки. Такое начало работы с программой, находящееся не сразу слева, как привычнее, а в отдалении, объясняется просто: в работе этот пункт реже будет нам необходим, ведь там набивается информация для долгого хранения и в дальнейшем мы просто пользуемся этой «набивкой». Итак, щёлкаем один раз мышью, выпадает Заполнение справочников и констант.

И тут мы впервые сталкиваемся с принципом иерархии, или «матрёшки», как образно выразилась одна из популяризаторов АБИС.

Установка переменных и констант – жирным шрифтом. Тут «на автомате» предоставляется возможность заполнить и справочники по стране, по организации, по сотрудникам.

Читаем в статье: «Напротив поля “Страна” из выпадающего списка (значок ) двойным щелчком мыши выбираем слово “Россия” (код страны уже существует в справочнике “Коды стран”)».

У меня коробочный вариант, но нет выпадающего списка (может быть, это особенности настройки), и выбирать не приходится, а надо указать страну. Поэтому курсор навожу на строку, щелчком окрашиваю её в синий цвет, т.е. буду работать на этой строке. Затем обращаю взор на значки сверху. Подвожу стрелку к значкам, появляются надписи, указывающие, что эти значки значат. Первым идёт «новая строка», это не надо, а вот второй значок – «изменить, открыть» – это моё. Щёлкаю мышью. В нужной строке забился курсор. Гордо набираю «Россия», щёлкаю мышью, и ничего не происходит. Опять взор на значки, опять перебираю и вижу надпись под значком – «записать». Щёлкнула. Строка окрасилась в синий цвет. Понимаю, что самые главные слова в статье специалистов – это двойным щелчком. Встало. Успех окрыляет. Решила вернуться и ещё раз повторить действие. И меня угораздило щёлкнуть на панели сверху «новый документ»; с готовностью выскочила новая синенькая папочка, и надо вносить другую страну. Нет, мне туда пока не надо. Пытаюсь закрыть справочник, щёлкнув мышью крестик справа сверху. Укором выскочило маленькое окошко со словами «код не уникален». О’кей. Пытаюсь выйти через спасительный красный крестик, но окошко со словами насчёт кода меня начинает гонять по кругу. Как в том мультфильме: «Кто там? – Почтальон Печкин». Звоню на линию консультаций фирмы. Внимательно выслушивают. Думают. Советуют: а нажмите «Еsc». Синяя новая папочка мгновенно исчезает, а с ней – и проклятущие слова о коде. Выхожу на исходную позицию, теперь уже дорогого моему сердцу окна Заполнение справочников и констант.

Следующая строка – Образовательное учреждение. Мы уже видим значок , смело щёлкаем и попадаем в Справочник организаций. Здесь уверенно работаем со значком «новая строка», т.е. впечатываем номер школы. Далее можно – через значок «записать», а можно по синей строчке щёлкнуть два раза.

Можно было бы написать ещё что-нибудь хорошенькое про этот справочник, но наши знания и умения так слабы, что не следует отвлекаться от генеральной линии.

Трудной, вернее, незнакомой представляется работа с «матрёшками» по заполнению строки «директор». Здесь «матрёшек» погуще.

Щёлкнули по знакомому значку Вышло окно Справочник: Сотрудники (выбор). Все сотрудники школы делятся на группы: администрация, преподаватели, технические работники. Создадим сначала папку Администрация.

Окрашиваем слово «сотрудники» в левой части окна в синий цвет (добиваемся этого, переведя курсор на плюсик слева, за обозначением папки), потом стрелкой отыскиваем значок сверху (он второй) «создать группу», щёлкаем и видим окно Сотрудники: Группа. Новый. в поле «наименование» вставляем слово «администрация». Закрыть? – да. Сохранить? – да. Таким же образом создаём ещё одну группу – «преподаватели».

Рядом со словом «сотрудники» видим значок «папки», за ним – знак «+», это означает, что папка закрыта, щёлкаем по значку, папка раскрывается. В неё вложены две подпапочки: Администрация и Преподаватели. Два раза щёлкаем папку Администрация и справа видим эту переместившуюся папку.

Теперь надо заполнить её конкретными фамилиями. Подводим курсор к значку «новая строка», выпадает окно Сотрудники. Администрация. Новый. печатаем сведения о нашем незабвенном начальнике. О’кей. Закрыть. Таким же образом для выработки навыка вставим и бухгалтера. Щёлкнем два раза на строке с фамилией директора, эта фамилия окажется в «заполнении справочников и констант» в строке «Директор».

У нас две папки – Администрация и Преподаватели. Щёлкните папку Преподаватели (слева), она откроется уже справа. И опять воспользуйтесь кнопкой сверху – Новая строка. Впишите данные первого преподавателя в открывшееся окно Сотрудники. Преподаватели. Новый. Не забудьте после внесения данных щёлкнуть снизу «О’кей». Закрыть.

Существует и второй способ внесения этих и других данных, как указывают сотрудники Учебного центра. Но там информации нужно набить побольше.

Пункт Операции. Открываем и видим Константы. Появившееся окошко Список констант пугает нас наличием густо исписанных двух столбцов: Код и Наименование. Мы понимаем, что пустой столбик – Значение. Его нам и придётся заполнить. Вчитавшись, видим, что Код и Наименование почти идентичны, и начинаем заполнять Значение. Выбираем то, что можем сейчас заполнить. Сюда относится дата первого поступления документа, т.е. сегодня или завтра (если нам удастся освоить набивку в эти дни). Информацию о выгрузке и загрузке, очередную сдачу учебников мы пропускаем, это понадобится попозже. Фамилия директора у нас набита, её надо сюда перенести. Щёлкаем один раз. Справа на строке – знакомый значок.

Щелчком открывается папка Сотрудники, затем – Администрация; двойным щелчком на фамилии директора вставляем её в список констант. Далее строки простые для заполнения, только надо не забывать: чтобы забился курсор в строке, надо щёлкнуть два раза.

Когда подойдём к строке Методы расстановки фонда и начнём придумывать, что бы такое записать, щёлкните дважды по строке, и справа возникнет обозначение. Щёлкнем по нему и выбираем «систематический по ББК».

Тип инвентарного номера у нас появится в значке справа после двойного щелчка. У нас числовой тип номера. Так и щёлкаем.

На рис. 11 в статье специалистов заполнение столбца Значение хорошо представлено.

Из всех установочных данных осталось разобраться с классами.

Здесь в меню нам понадобится пункт Справочники, щёлкаем пункт структура образовательного учреждения и выбираем Классы и параллели.

Открылся Справочник. Классы и параллели. Всматриваемся. Нажимаем на плюсик слева от папки и слов Классы и параллели. Папка открылась, и там уже внесены параллели. Два раза щёлкаем папку 1 параллель, она открывается справа. Где там значок сверху Новая строка? Курсор забился в строке, печатаем «1А».

Фамилии классных руководителей набираем вручную или переносим посредством двух щелчков по строке из справочника Справочник: Сотрудники (выбор). Он выскочит автоматически при щелчке известного нам значка справа Не забываем дважды щёлкнуть крестик рядом со словом Преподаватели, чтобы папка открылась. Затем одним щелчком окрашиваем нужную фамилию, а потом уже двумя щелчками вставляем в графу Классный руководитель.

Статья подготовлена при поддержке компании «Терра Окна». Если ваши окна пришли в негодность и зимой они то и дело пропускают тепло, то хорошей идеей будет их заменить. На сайте, расположенном по адресу «www.terraokna.ru» вы сможете, не отходя от экрана монитора, посмотреть пластиковые окна и цены. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и рассчитать стоимость окна можно на официальном сайте компании «Терра Окна».

Итак, мы хорошо поработали. На наш взгляд, в симбиозе статей специалистов АБИС и любителя-добровольца, возможно, что-то начало получаться. Если мы набьём руку на работе в строке со значками справа и будем помнить о кнопке Новая строка, то очевидно, что создание электронного каталога вызовет у нас уже меньше трудностей.

Дорогу осилит идущий.
До следующей встречи