Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2009

Ирина Дейнеко

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 1

Материал, присланный нам давним автором и другом «БШ», которого мы считаем одним из самых ярких специалистов в области школьных библиотек, требует неспешного и вдумчивого чтения. Читая статью первый раз в редакции сразу после получения, мы взялись её комментировать и обсуждать между собой. А потом решили отразить это на страницах газеты. Так что прямо по ходу статьи вы увидите наши комментарии, выделенные другим шрифтом. Читать статьи Ирины Васильевны непросто: они очень плотные, каждый абзац – новая информация и повод для размышления. Поэтому мы разделили материал на две части, которые публикуются в двух номерах. Не спешим – читаем внимательно. Тут есть над чем подумать.

Ирина Васильевна
Дейнеко

директор МИМЦ,
г. Лесосибирск,
Красноярский край

В КОНЦЕ декабря 2008 года мне посчастливилось быть участницей экспертно-аналитического семинара «Кадровое обеспечение модернизации образования», проходившего в Красноярске на базе краевого института повышения квалификации учителей. Семинар вела команда Института проблем образовательной политики «Эврика» во главе с его руководителем Александром Изотовичем Адамским. Участие в такого рода семинарах всегда побуждает к некоторому переосмыслению своей работы, переоценке или укреплению позиций, всегда продвигает в деятельности. Тема выступления Адамского (в течение трёх рабочих дней) звучала так: «Школа 2020: комплексный проект модернизации российского образования».

Слушая выступления Александра Изотовича, я для себя определяла перспективу деятельности в области общей политики образования в городе, в области управления библиотечной практикой, перспективу в организации деятельности своего центра и, конечно, собственную «траекторию развития».

Некоторые тезисы выступления А.И.Адамского

Александр Адамский озвучил этапы комплексного проекта модернизации образования, отметив, что они не являются последовательно реализуемыми: это части единого процесса. Реализация комплексного проекта модернизации образования (КПМО) даст эффективный механизм расходования бюджетных средств, позволит институционализировать систему оценки качества образования, повысить само качество образования (для чего необходимо решение кадровой проблемы).

Реализация КПМО показала две ключевые проблемы:

1. аттестация учителей и управленцев,

2. институционализация оценки современного качества образования.

Линии развития образования и направления дальнейшей работы

• Решение проблемы качества образования – это оформление, формулирование, институционализация представлений о современном качестве образования. Те регионы, которые на это выйдут, способны конкурировать на международном рынке в сфере образования. Выбор данного представления – факт экономический, а не образовательный: от этого зависит экономический потенциал граждан, которые получат то или иное качество образования.

• Индивидуализация образования – это проекты модернизации системы образования. Например, индивидуальный подход должен стать элементом системы оплаты труда. Сама индивидуализация должна стать результатом, за который выплачивается вознаграждение из стимулирующей части.

• Система оплаты труда – система стимулирования качества.

• Федеральные государственные стандарты – институциональная модернизация.

• Построение новых инструментов измерения нового результата.

• Построение индивидуальных проектов.

«Нормативные условия есть, теперь нужно двигаться в сторону индивидуальных проектов в этих созданных условиях».

Индивидуальный проект может появиться, если появляется собственное видение проблематики, сформировавшееся на основе рефлексии своей деятельности на рабочем месте. Предмет проекта – норма или система норм.

Задача – создание тьюторской сети авторов проектов, наращивание критической массы инновационных проектантов для обеспечения движения снизу – наполнение проекта КПМО. «Всё, что необходимо для движения, “сверху” обеспечено (приняты нормативно-правовые акты, политическое решение превращено в законы), но теперь нужен инструментарий».

Проектная задача КПМО

Через сеть индивидуальных проектов решить актуальные задачи модернизации.

Предыдущий шаг осуществлён: проектное задание «сверху» дано.

Следующий шаг: индивидуальные проекты активистов. Через рефлексию своей деятельности необходимо искать проектные решения внутри сформировавшейся проблематики непосредственно «на каждом рабочем месте». Довести институциональную модернизацию до уровня «операций» на рабочем месте: регионального управленца, муниципального управленца, директора школы, педагога, бухгалтера, школьного управленца, общественного управляющего, библиотекаря, тьютора, эксперта…

Авторы проектов – все субъекты системы образования.

Источники представлений о качестве образования

• Инвестиции в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение) становятся ключевым приоритетом деятельности государства.

• Глобализация связана с обострением конкуренции. Экономическая и социальная жизнь приобретает всё более открытый характер, капиталы и специалисты всё более свободно передвигаются по миру. Это ведёт к созданию единого рыночного пространства с большим количеством «игроков».

• Максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы.

• Включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы.

• Опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития.

• Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени.

• Смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкуренции.

• Наличие двух инновационных контуров. Первый связан с порождением и продвижением инноваций, второй – с их отбором и освоением.

Основные выводы

Это на самом деле для нас один из самых важных тезисов. Если предыдущие тезисы воспринимаются как общие основополагающие установки, то этот уже касается напрямую каждого, работающего в сфере образования. Те, кто всерьёз думает о новом качестве образования, даже работающие на скромном месте библиотекаря или учителя маленькой сельской школы (а может быть, им-то это важнее всего?!), должны увидеть в нашей жизни, понять и принять не как теорию, а как реальность каждую из названных позиций. Без их понимания мы не поймём, что же это за зверь – новое качество образования.

• Из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования и к образовательному процессу. Важнейшим из требований является запрос общества на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

• Другим новым требованием является акцент на необходимости образования в течение жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.

• В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

***

Главный эффект от прошедшего семинара я вижу в повышении моей собственной профессиональной квалификации.

В связи с этим хочу поделиться теми мыслями и идеями, которые оформились у меня после его окончания.

Итак, на семинаре много и подробно говорилось о формировании креативных и социальных компетентностей всех участников образовательного процесса, а также о формировании готовности их к переобучению. Это напрямую относится и к библиотечным специалистам, и об этом дальше пойдёт речь.

Но сначала давайте определимся с ключевыми категориямикомпетентностного подхода – понятиями «компетенции» и «компетентности». Необходимо их различать.

Компетенция (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

Компетентность(от лат. competens – соответствующий, способный) – интегральное свойство личности, характеризующее её стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области (Ю.Г.Татур).

Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» можно представить следующим образом.

Понятие Объём понятия Представление понятия Проявление понятия
Компетенция Круг полномочий Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав, должностная инструкция и т.д.) Занимаемая должность
Компетентность Способность Знания, навыки, умения, способы деятельности и т.д. В деятельности

Сегодня во всех основополагающих документах по модернизации содержания общего образования обозначен вопрос о достижении нового качества образования. А это предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Основной результат деятельности школы должен выражаться не просто в системе знаний, умений и навыков, а в наборе ключевых компетентностей. Ключевых в том смысле, что они становятся некими ключами к окружающему миру. Набор таких компетентностей мне видится следующим.

Карта профессиональных компетентностей школьных библиотекарей

1. Проектировочные

• Планирование работы: лично своей и библиотеки в целом.

• Выявление проблем.

• Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности.

• Прогнозирование результатов.

• Умение внедрять передовой опыт.

• Умение составлять отчёты.

• Создание нового имиджа библиотеки.

• Определение наиболее рациональных видов деятельности и эффективных методов работы.

• Определение наиболее эффективных форм обслуживания и перспективы его развития.

2. Аналитические

• Анализ деятельности библиотеки.

• Создание аналитических форм.

• Умение определять эффективность обслуживания и перспективы его развития.

• Умение искать причины неудач в недостатках собственной деятельности.

• Умение критически мыслить.

• Изучение читательских интересов и особенностей чтения учащихся в целях определения интенсивности чтения, установление изменений в чтении разных возрастных групп.

• Мониторинговая деятельность.

• Умение обобщать и делать выводы.

• Умение объективно оценивать работу библиотеки.

• Способность оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную).

• Умение осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации.

3. Коммуникативные

• Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей.

• Умение находить пути решения проблем библиотеки с администрацией школы.

• Умение координировать свою деятельность с работой учителей-предметников и классных руководителей.

• Умение проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к книжному фонду.

• Умение выстраивать профессиональные отношения в коллективе библиотеки.

• Умение выстраивать профессиональные отношения во внешней среде, с другими учреждениями и организациями.

• Ораторские (речевые) умения.

• Умение вести дискуссионные формы работы.

• Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно.

• Эмоциональная сдержанность в любых ситуациях.

4. Организаторские

• Умение организовать и провести массовые мероприятия.

• Умение организовать систему мероприятий по формированию информационной культуры.

• Умение организовать работу библиотеки с другими структурами ОУ.

• Умение организовать и управлять деятельностью библиотеки для реализации её планов и проектов.

• Умение организовать комфортную библиотечную среду.

• Умение организовать и предоставлять библиотечные услуги.

• Умение правильно распределять рабочее время.

• Умение самостоятельно принимать решения.

• Обновление имеющихся и открытие новых подразделений.

• Умение формировать читательский актив, читательские группы.

• Способность стимулировать самообразование читателей.

• Способность организовать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей.

5. Информационно-коммуникационные

• Работа на автоматизированном рабочем месте (АРМ).

• Работа с офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

• Работа с системой МАRC.

• Использование ресурсов сети Интернет.

• Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом.

• Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

• Работа с электронным заказом учебно-методических комплектов (УМК).

• Умение создавать и поддерживать сайт библиотеки или веб-страницу.

• Умение формировать базы и банки данных.

Обратим внимание на две, на наш взгляд, особо важные вещи в этом перечне. Первое: автор видит очень важным в требованиях к работникам библиотек способность к анализу собственной деятельности, в том числе – умение искать причины неудач сначала в собственной работе. Второе: необходимым Ирина Васильевна считает умение выстраивать профессиональные отношения во внешней среде, с другими учреждениями и организациями. Казалось бы – ну зачем это школьному библиотекарю? Ведь школа – структура довольно закрытая и почти самодостаточная… Да, это так, конечно. Но долго так продолжаться уже не будет. И если школа не станет взаимодействовать с внешним миром (то есть не будет включена в жизнь местного сообщества, например), она не сможет дать ученикам навыки социальной жизни и взаимодействия с миром, на которых во многом и базируется умение и желание учиться всю жизнь – главная черта нового образования.

Для меня компетентность – это некая претензия на место и конкретную профессиональную деятельность. А компетентный человек – это «самопревосходный», способный развивать себя, а значит, своё дело, структуру, учреждение (библиотеку). Отсюда следует вывод: если библиотекарь компетентный, значит, библиотека будет развивающейся.

А сейчас определим, из каких компонентов формируются профессиональные компетентности библиотекарей. На мой взгляд это:

• достаточный уровень профессионального образования,

• профессиональный опыт,

• наличие индивидуальных особенностей человека,

 

То есть – требуется быть ЛИЧНОСТЬЮ

• мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (!! – Ред.),

• творческое и ответственное отношение к делу.

Модель современного библиотекаря я представляю для себя через три взаимосвязанных блока: «знать», «уметь», «иметь». Что я под этим понимаю? Блок «знать» включает в себя знание нормативов, норм, правил, регламентов, технологий и стандартов библиотечного дела. Блок «уметь» предполагает наличие профессиональных и личностных умений и навыков. Блок «иметь» включает в себя способности, опыт и непосредственно деятельность. (см. схему 1.)

Схема 1

 

Смотрите, какой неожиданный поворот. Традиционно принято считать, что показатели успешности любого специалиста – карьерный рост и зарплата. Автор же видит успешность прежде всего в востребованности, что, кстати, является следствием профессионализма и результативности. И дело здесь не в том, что карьера и зарплата школьного библиотекаря – вещи весьма условные, ограниченные штатным расписанием, фондом зарплаты школы и неизвестно чем ещё. Это то, о чём Ирина Васильевна писала в одной из своих статей уже очень давно: статус не оформляется приказом Министерства образования или директора. Статус надо сначала заработать. Пример – библиотекари школ, ставшие заместителями директора по информационной работе или включённые в круг школьной администрации как руководители важного звена.

Если все эти три блока одинаково развиты в личности библиотекаря, то тогда мы можем говорить о специалисте высокого уровня, о компетентном профессионале. Если же хоть один из блоков будет «западать», то надо понимать, что у библиотекаря есть точки роста, есть над чем работать, значит, нужно выстраивать личную «траекторию профессионального развития» именно в этом направлении.

Когда мы определяем у библиотекаря наличие всех трёх блоков, то можем быть уверены в его профессиональной успешности. Успешность специалиста – это профессионализм, востребованность и результативность .

Развитие успешности человека можно представить в виде спиральной схемы (см. схему 2). Каждый виток спирали в схеме – это виток в развитии специалиста. В ходе профессиональной деятельности человека происходят всё новые и новые подобные витки, и конца этому не должно быть. Так и определяется тезис о «необходимости образования в течение всей жизни».

 

Схема спирального последовательного развития успешности специалиста

Схема 2

Эта схема позволяет проследить взаимосвязь составляющих успешности любого специалиста. Вывод такой: чем лучше профессиональные качества, результативнее деятельность, тем выше востребованность. Цепочки взаимосвязей можно представить по-разному:

• Профессионализм —> Результат —> Востребованность

• Востребованность —> Профессионализм —> Результат

• Результат —> Востребованность —> Профессионализм

В любом варианте изменение одной составляющей ведёт к изменению другой, а это и есть качественный скачок (виток) в деятельности, в развитии, если только изменение происходит не в сторону ухудшения.

Современный библиотекарь – это единомышленник руководителя и учителя, их точка опоры в новом образовательном пространстве школы. Перспектива развития библиотекаря видится мне как появление нового типа данного специалиста –востребованного школьным сообществом, ориентированного на максимальный результат и постоянное профессиональное совершенствование.

Сегодня много говорят о том, как лучше назвать должность библиотекаря. Ведь его роли в образовательном пространстве школы многообразны. Я для себя определяю две основные позиции современного библиотечного специалиста. Для учащихся – это педагог в области работы с художественной книгой и информацией, специалист, который формирует у ребят читательские и информационные компетентности. Для учителей – это методист, и тоже в области работы с художественной книгой и информацией, помогающий формированию подобных компетентностей и у них. В моей схеме это выглядит так (см. схему 3).

Ролевая позиция библиотекаря

Схема 3

 

Вывод

• Новое содержание школьного образования должно быть направлено на развитие ключевых компетентностей как образа будущей деятельности всех субъектов образования.

• Это положение будет зафиксировано в новых федеральных образовательных стандартах, и библиотеки, а значит, их работники должны ему «соответствовать».

О том, какой мне видится современная школьная библиотека, поговорим во второй части этой статьи в следующем номере.

Продолжение читайте в следующем номере