Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2009

Ирина Дейнеко

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 2

Часть первую читайте, пожалуйста, в № 10–2009.

От школьной библиотеки до ресурсного центра

Ирина Васильевна
Дейнеко

директор МИМЦ,
 г. Лесосибирск,
Красноярский край

Я согласна с мнением директора нижегородской школы № 186 М.В.Бурова, что «мы создаём условия для развития определённых нами базовых компетентностей учеников». Он «убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка...».

В условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущества именно своей образовательной среды. Для этого подобную среду необходимо формировать, причём с пониманием необходимых критериев и параметров. И потому школьная библиотека просто обязана искать и реализовывать новые способы своей деятельности. Диапазон здесь большой – от оптимизации старых способов до значительного или даже принципиального изменения целей, содержания, методов, форм и технологий. Но начинать надо с изменения статуса библиотечной структуры, модернизации традиционной школьной библиотеки для превращения её в ресурсный (информационно-библиотечный, информационно-методический и т.д.) центр школы. Принятое ранее название «школьная библиотека» очень сильно ограничивает деятельность современного библиотечного специалиста: некоторые традиционные направления работы остаются невостребованными, а новые сложно ввести из-за отсутствия нормативной базы. Изменение статуса библиотеки даст возможность специалистам расширить сферу своего влияния, вывести библиотеку на другой, новый уровень развития, определить современные приоритеты, в которых сегодня так нуждаются ученический и педагогический коллективы. Особенно это касается библиотек, являющихся сегодня структурами базовых школ. В нашем городе таких школ три. В Положении о базовой школе, которое мы недавно разработали и приняли, фигурируют такие пункты, которые характерны именно для этих школ:

«…3.2. Базовая школа при организации своей деятельности должна отвечать современным требованиям к условиям образовательного процесса.

Под современными требованиями к условиям образовательного процесса понимается:

…3.2.5. Наличие условий для реализации современного уровня образования на основе информационно-коммуникационных технологий:

– наличие программы информатизации образовательного учреждения и эффективно работающей команды по информатизации;

– наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет;

– наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

– доведение нагрузки на один ПК до 10 человек;

– наличие трёх кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 8;

– наличие обновляемого не реже двух раз в месяц сайта в сети Интернет.

…3.2.7. Наличие школьного ресурсного (информационно-методического или информационно-библиотечного) центра, обеспечивающего условия для получения качественного образования...»

Выступая перед директорами школ на ежемесячной планёрке руководителей, я представила свою позицию по современной модели школьной библиотеки в условиях модернизации образования и моё видение образа специалиста, способного реализовать цели и задачи такой библиотеки, работать на продуктивный и качественный результат. Моё выступление было построено на ключевых отличиях между деятельностью «библиотеки прошлого» и «библиотеки настоящего и будущего», при этом я опиралась на следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки

Традиционная
деятельность
Обновлённая деятельность Компетентности
и умения библиотекаря
Компетентности
и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–
коммуникационные
—>
Информационно-
коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ:

– интернет-услуги;

– тиражирование материалов на электронные носители пользователей;

– копирование материалов;

– предоставление АРМ пользователям;

– консультации по использованию ПК

Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно-
проектировочные
—>
Программно-
проектировочные
Массовые формы работы:

– литературные вечера;

– литературно-музыкальные композиции

Массовые формы работы:

– активные, дискуссионные;

– новые формы с использованием ИКТ

Коммуникативные;
организаторские;
читательские;
информационно-
коммуникационные
—>
Коммуникативные;
читательские;
информационно-
коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение:
– библиотечных презентаций;
– SWOT-анализа;
– аналитических справок;
– мониторинговых карт;
– исследовательских форм
Аналитические;
исследовательские
 

Директора базовых школ меня поддержали и сегодня очень активно работают над созданием школьных ресурсных центров, проектируют и ремонтируют помещения, приобретают мебель и современное оборудование, комплектуют фонды, разрабатывают нормативную базу, подбирают кадры из библиотечных работников, педагогов и технических специалистов.

Основную миссию центра я определяю так: через эффективную деятельность ИМЦ школы – к качественному образованию, от качественного образования – к новому качеству жизни.

Цель центра: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МОУ «СОШ № … » до 2017 года.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы деятельности ИМЦ.

2. Создание ресурсной базы: финансовой, материально-технической, кадровой, документальной (информационной) и т.д.

3. Организация стратегического планирования деятельности ИМЦ.

4. Формирование единого информационного образовательного пространства школы.

5. Создание на базе центра школьной методической службы.

6. Организация деятельности школьной команды по информатизации учреждения.

7. Совершенствование предоставляемых центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации основных процессов работы ИМЦ, формирование комфортной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий педагогической и библиотечной практики.

8. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных и библиографических ресурсов ОУ на различных носителях.

9. Формирование навыков независимого пользователя (учащегося и учителя): обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

10. Координация деятельности ИМЦ с другими структурами школы и города.

Cледующая таблица демонстрирует моё видение структурных единиц центра и функциональной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональная схема деятельности ИМЦ

Структурное подразделение

Основные функции
и направления деятельности

Формы и методы,
техники и технологии

Библиотека

Абонемент • Формирование фонда абонемента (А)

• Планирование и отчётность работы А

• Организация работы с УМК

• Обслуживание читателей А

• Создание СПА А (каталоги), участие в формировании электронного каталога

• Ведение документации А

• Реклама фонда А, выпуск информационной продукции А

• Организация работы по привлечению учащихся к систематическому чтению художественной литературы и формированию информационной культуры чтения

• Предоставление информационно-библиографических услуг с использованием ИКТ

• Оказание платных услуг

• Координация работы с библиотекой МУ МИМЦ

• Анализ-инвентаризация УМК, заказ, учёт, картотека УМК, выдача, сохранность, реклама новинок УМК

• Виды документации А: дневник, суммарная книга, инвентарная книга, тетрадь выдачи учебников, тетрадь замены утерянной литературы

• Рекламная продукция: выставки, тематические полки, календари, афиши, буклеты, информационные листовки, Б/Ф списки, перечни и т.д.

• Формы работы по привлечению учащихся к чтению: «премьеры» новых книг, читательские конференции, обсуждения прочитанного, читательские акции, конкурсы на лучшего читателя, диспуты, подиум-дискуссии и т.д.

• Информационно-библиографические услуги: свободный доступ к ресурсам А, услуги выдачи информации на дом, услуги библиографической деятельности, технические услуги и т.д.

• Платные услуги: платный ночной абонемент, ксерокопирование материалов и т.д.

Читальный зал

• Формирование фонда читального зала (ЧЗ)

• Организация подписки на периодические издания для школы

• Планирование и отчётность работы ЧЗ

• Справочно-библиографическое обслуживание читателей ЧЗ

• Создание СПА ЧЗ (картотеки), участие в формировании электронного каталога

• Ведение документации ЧЗ

• Реклама и продвижение фондов ЧЗ, выпуск информационной продукции ЧЗ

• Организация работы по формированию информационной культуры читателей

• Предоставление информационно-библиографических услуг с использованием ИКТ

• Оказание платных услуг

• Координация работы с библиотекой МУ МИМЦ

• Справочно-библиографическое обслуживание: формирование СПА и баз данных, выполнение справок, библиографический поиск, библиографическое информирование

• СПА: каталог периодических изданий, систематическая картотека статей, картотека персоналий, картотека по педагогике и образованию, краеведческая картотека, картотека стихов, картотека праздников и т.д.

• Документация ЧЗ: дневник ЧЗ, тетрадь учёта невыполненных справок

• Формы рекламы и продвижения фонда ЧЗ: выставки, тематические полки, календари, афиши, буклеты, библиотечные сводки, информационные листовки, Б/Ф списки, указатели, перечни и т.д.

• Методы формирования информационной культуры читателей: элективные курсы по программе «Формирование информационной культуры учащихся», библиотечные занятия, библиографические уроки, «информины», консультации, библиографические конкурсы или турниры

• Информационно-библиографические услуги с использованием ИКТ: интернет-поиск, доступ к электронному каталогу, выполнение запросов по электронной почте, организация доступа к электронным библиотекам страны, использование справочных баз данных сети Интернет и т.д.

• Платные услуги: платный ночной читальный зал, ксерокопирование и сканирование материалов, запись информации на носители пользователей и т.д.

Другие подразделения ИМЦ

Методический кабинет • Информационно-образовательное направление (осведомлённость, ориентированность кадров в новых тенденциях; внедрение новых технологий)

• Экспертно-аналитическое (обобщение опыта по выработке механизмов внедрения инноваций в условиях школы; аттестация кадров; работа с конкурсными документами педагогов)

• Программно-проектное (участие учащихся и педагогов в конкурсах различных уровней; создание локальных программ и проектов)

• Экспериментальное (содержательная организация ППП и ПО; организация аттестации выпускников в новой форме)

• Информатизация (внедрение ИКТ в УВП школы, работа по формированию ИКТ-компетентностей учащихся и учителей)

• Научно-исследовательское (организация деятельности ШНОУ, организация участия в ГНОУ)

• Распространение городского банка данных по использованию педагогических технологий в ОУ города

• Организация работы с каталогом (перечнем) курсов КК ИПК на текущий год

• Методические консультации и рекомендации

• Заседания школьных методических объединений

• Участие педагогов школы в городских педагогических чтениях, методических семинарах, мастерских, мастер-классах и т.д.

• Организация конкурсной деятельности

• Освоение «сетевых» форм взаимодействия учащихся и учителей

• Организация процедур аттестации выпускников школы, в том числе и ЕГЭ

• Научные, научно-практические семинары и конференции, выставки и другие организационно-педагогические и научные семинары

  • Координация работы с методическим кабинетом МУ МИМЦ • Формы работы команды по информатизации: обучающие семинары, мастерские, мастер-классы, открытые уроки и занятия, презентации, дни открытых дверей, компьютерные фестивали и т.д.
Кабинет ИКТ • Формирование информационной обучающей среды в рамках предмета, методического объединения, межпредметной информационной среды на основе имеющегося информационного пространства школы

• Построение электронных версий уроков с использованием периферийного оборудования, медиатеки, сетевых информационных ресурсов, учебных материалов нового поколения на различных носителях

• Организация индивидуальной и групповой работы центра по использованию ИКТ в деятельности учителей и учащихся

• Организация проектной работы учащихся и учителей с использованием ИКТ

• Дистанционное обучение учащихся и учителей

• Сопровождение сайта школы

• Организация доступа в интернет-пространство

• Организация издательской деятельности

• Практические работы по отдельным темам учебных предметов и курсов

• Индивидуальные занятия по освоению программных средств

• Индивидуальные занятия по проектированию урока или других видов учебной деятельности (организация педсовета, семинара и т.д.)

• Презентации выполненных проектных работ с использование ИКТ

• Защита проектных, курсовых и других работ

• Формирование и сопровождение коллекции дистанционных учебных курсов

• Подготовка и отправка «дистанционных» работ (заданий)

• Выпуск издательской продукции: рекламки, буклеты, календари, программки, сборники, журналы, газеты, афиши, информационные листки, дайджесты и т.д.

• Тиражирование печатных и электронных материалов

Медиалекторий (медиакабинет) или медиатека • Формирование медиафонда

• Организация современного интерьера медиатеки

• Создание СПА-медиатеки, сопровождение электронного каталога на ЦОР (цифровых образовательных ресурсах)

• Учёт и выполнение заказов на медиаресурсы

• Обеспечение свободного доступа к учебным материалам нового поколения, в том числе к Единой коллекции ЦОР

• Реклама и продвижение фондов медиатеки, выпуск информационной продукции медиатеки

• Предоставление услуг по использованию ЦОР, организация консультационной помощи по работе с ЦОР

• Организация обучения учащихся и учителей навыкам независимого пользователя медиаресурсов

• Организация работ по апробации электронных учебных материалов

• Анализ использования ЦОР в УВР школы

• Координация работы с медиатекой МУ МИМЦ

• Каталог медиатеки

• Обеспечение работы пользователей с электронным каталогом

• Индивидуальные и групповые консультации по работе с медиаресурсами

• Мастер-классы и мастерские по использованию ЦОР в УВР школы

• Обучающие и методические семинары

• Медиалектории

• Видеоконференции

• Аналитические материалы

Меня как методиста и управленца очень радует тот факт, что большинство школьных библиотекарей сегодня разделяют мою точку зрения по поводу необходимости модернизации библиотек образовательных учреждений. Это показал семинар, который состоялся в январе 2009 года, и подтверждают результаты исследования по изучению изменений, происходящих в библиотеках образовательных учреждений нашего города, и отношения к ним библиотечных работников.

Нас интересовало мнение библиотекарей о том, какие проблемы стоят в библиотеках особенно остро, что требует скорейших изменений. Как меняются библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления стоят перед специалистами, в чём видятся перспективы библиотечных инноваций?

Для участия в нашем исследовании предлагалось заполнить анкету. Вот основные результаты исследования:

• Большинство библиотекарей с охотой принимают любые положительные изменения.

• Библиотекари отмечают наиболее видимые (случившиеся) профессиональные изменения в ассортименте и предоставлении библиотечных услуг, в совершенствовании технологий, в структурных преобразованиях.

• Основные изменения, которые в первую очередь должны коснуться библиотечной практики, следующие: изменение системы комплектования фондов, повышение интеллектуального потенциала, дополнительное финансирование и, наконец, реорганизация структуры библиотеки.

• Библиотекари считают необходимым и полезным для активизации инновационных процессов привлекать узких специалистов со стороны, таких как методист по учебным фондам, методист медиатеки МИМЦ, библиограф МИМЦ, коллеги из других (инновационных) библиотек, психолог, технический специалист МИМЦ.

• 75 % опрошенных оценивают ситуацию в своей библиотеке как «инновационно-ориентированную» и готовую к дальнейшим изменениям.

• Коллеги указывают на то, что мешает библиотекам более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления деятельностью). В качестве ведущих выделяют две причины: отсутствие стимулов и поддержки руководства и отсутствие необходимых ресурсов и «инновационной способности» библиотекарей.

• Толчком для развития инноваций библиотекари считают: потребности и предложения пользователей, успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт), потребности библиотечного производства и инициативу сотрудников библиотеки.

• Все библиотекари отмечают острую потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления инновационной деятельности и управления ею.

В соответствии с последним тезисом семинара «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: пути и средства формирования» библиотекари сформулировали заказ для методистов нашего центра (МИМЦ) на дальнейшую работу по формированию их (библиотекарей) профессиональных компетентностей.

Каждая из четырёх групп, работавших на семинаре, формулировала заказ на формирование предложенных методистами компетентностей: информационно-коммуникационных, программно-проектировочных, аналитических и психолого-коммуникативных.

Работа велась с картами заказа.

Задание: оформить профессиональный заказ на информационно-методические услуги и продукты, формирующие информационно-коммуникационные компетентности специалистов библиотечной практики ОУ г. Лесосибирска.

Заказчик:

Проблемные точки:

Основная идея:

Готовность библиотекарей к участию в данной деятельности:

Таблица 3

Формы услуг и продуктов Время проведения Место проведения Специалист
       

Результатом этого семинара стал оформленный заказ для методической службы МИМЦ на работу в 2009–2010 годах.

Вот основные позиции (см. табл. 4).

Таблица 4

Формы услуг и продуктов Время
проведения
Место проведения Специалист
Программно-проектировочные компетентности
Городской семинар «Проектирование в библиотеке» Февраль 2009 г. МИМЦ Заместитель директора МИМЦ по УМР
Консультации (индивидуальные и групповые по составлению проектов, отчётов, созданию нового имиджа библиотеки, структурной реорганизации) Март–апрель 2009 г. МИМЦ Методисты МИМЦ, специалисты ЦБС
Информационно-коммуникационные компетентности
Курсовое обучение работе с новейшими компьютерными программами, которые можно использовать в библиотечной практике 2-е полугодие 2008/09 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Системный администратор МИМЦ и методист по ИКТ
Практикум по сопровождению библиотечного сайта или веб-страницы на школьном сайте 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ
Мастер-классы по использованию ИКТ в библиотечной практике 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ, методисты МИМЦ, «продвинутые» библиотекари ОУ
Психолого-коммуникативные компетентности
Тренинг с целью снятия боязни публичного выступления 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Деловая игра, вырабатывающая умение выдерживать и обосновывать позицию во время дискуссии 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Аналитические компетентности
Городской семинар по составлению аналитических форм Каникулярное время 2009/10 учебного года МИМЦ Директор МИМЦ, методисты МИМЦ
Координация курсового обучения В течение всего времени На базе ИПК в
г.Красноярске
Методист-координатор МИМЦ, ответственный за курсовую подготовку работников образования г. Лесосибирска, специалисты ИПК

Таким образом, для специалистов нашего центра уже составлен план-ориентир на дальнейшее методическое сопровождение библиотечной практики в городе. Планируя совместную деятельность, мы определили для себя несколько иные, чем раньше, подходы: необходимо проектировать работу не по основным направлениям, как мы это привыкли делать, а использовать именно компетентностный подход. При таком раскладе мы будем работать на качественный результат и социальный заказ, не придумывая для себя искусственную деятельность. Вот по такому же принципу мы предлагали школьным библиотекарям планировать и их работу. Сегодня, организуя любую деятельность библиотеки, ориентированную на читателей (пользователей), надо в первую очередь понимать, какие компетентности мы собираемся у них формировать, а уже потом следует продумывать эффективные формы и методы, чтобы действительно были сформированы эти компетентности. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, качественных результатов не даёт. Потому что мы очень редко задумывались и задумываемся над тем, с какой целью на самом деле запланировано и проведено то или иное мероприятие. Отсюда и нечитающие дети, и неумение ребят работать с информацией. Цепочку планирования можно определить так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).

Но здесь надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). По-другому в принципе быть не может. Отсюда вопрос: что делает в школьной библиотеке специалист, не обладающий необходимыми профессиональными и креативными компетентностями? Что и как такой специалист может формировать у учащихся и учителей? Это как раз и есть болевая точка в повышении качества образования, это очень актуальная проблема кадровой политики. Её надо решать здесь и сейчас, конкуренция нашего времени выбьет из обоймы «слабых», не готовых работать в другом «формате» людей. Сегодня каждый на своём месте работает пока прежде всего на себя, а потом уже на общее дело. Как ни парадоксально это звучит, но это факт, и его надо учитывать.

Однако вернёмся к заказу библиотекарей, сформированному для методической службы на семинаре.

За счёт ресурсов нашего центра мы сможем полностью удовлетворить данный заказ, поскольку имеем достаточный кадровый, информационный и материально-технический потенциал.

Когда мы ориентируем руководителей школ на формирование центров (на базе школьной библиотеки), мы показываем как модель работу городского центра. Точно знаем, что вся ресурсная база школы (города) должна формироваться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединённым интеллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом (включая неопубликованное), общим финансированием. Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть место (центр), где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Сегодня школы, имеющие подобные центры, будут, вне всякого сомнения, только выигрывать, и настанет то время (совсем скоро, уже завтра), когда заказчик (родитель и ученик) станет выбирать ту школу, где есть хороший ресурсный центр, а не маленькая библиотека площадью 20 квадратных метров с одним библиотекарем. Ресурсный центр школы – это необходимое условие для формирования современного качественного образования. Вспомним тезис А.И.Адамского, который я приводила в первой статье: «В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».

Обеспечить данную деятельность способен только мощный ресурс центра образовательного учреждения. А мы, библиотекари, представляем собой основной кадровый потенциал (всегда считала и считаю, что именно библиотекари – главные специалисты в школе по работе с информационным массивом). Сегодня как никогда наша профессия востребована в обществе, надо только увидеть свою нишу, «переложить» уже известную нам деятельность на новые технологии, вывести её на другой, современный уровень, и тогда результат будет неоценим. Вспоминается известный всем лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Так будем же такими счастливыми владельцами и востребованными обществом специалистами!

Возвращаюсь к краевому семинару, который вёл А.И.Адамский, и фиксирую ещё один важный для меня результат этого мероприятия. Те, кто хотел двигаться в сторону собственного развития, активно участвовали в семинаре, пытались понимать собственные дефициты. Уже сейчас появились новые проектные идеи. На такой результат и выводили нас организаторы семинара. Идея оформилась в индивидуальный проект по формированию корпоративной мобильной библиотеки в г. Лесосибирске.А вот о том, что это такое, – в следующих статьях.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Attsteklo.Ru. Если вы решили заменить старое лобовое стекло своего автомобиля, то оптимальным решением станет зайти на сайт http://www.attsteklo.ru/. На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о покупке и замене стекол. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.attsteklo.ru.

Дорогу осилит лишь идущий!