Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2009

Ольга Громова

Вход на День английского языка. Вид сверху

МАРАФОНСКАЯ дистанция «Первого сентября» длиной в 20 рабочих дней завершилась 17 апреля Днём школьной администрации.

Это был всем марафонам марафон. Такого количества посетителей и мероприятий у нас ещё не было.

Конечно, всё «Первое сентября» готовилось к большому количеству посетителей, поскольку организаторы ввели некоторые новшества, явно повышающие интерес к Марафону, но действительность превзошла все самые смелые ожидания. В некоторые дни очередь желающих войти вылезала далеко на улицу, а помещения лицея № 1535, где проходил Марафон, не могли принять всех.

Что же за новшества были введены в этом году на Московском педагогическом марафоне?

Все посетившие и полностью прослушавшие на Марафоне три мероприятия в течение дня получали по окончании именной сертификат о том, что прослушали шесть часов занятий повышения квалификации с указанием посещённых мероприятий.

Артём Соловейчик объясняет
новые «правила игры»

Для того, чтобы такой сертификат выдать сразу в конце дня, нужно было организовать целую сложную систему, над разработкой которой трудились программисты и системные администраторы Издательского дома. В результате для всех желающих получить сертификат была введена электронная регистрация как при входе в лицей утром, так и в каждой аудитории. Юноши и девушки в жёлтых бейсболках с портативными сканерами в руках появлялись везде одновременно и так же одновременно исчезали, чтобы срочно сдать данные регистрации компьютерной группе.

Те, кому сертификат по каким-то причинам не требовался, могли не регистрироваться. Для особо предусмотрительных была организована предварительная регистрация на сайте «ПС», что очень помогло этим предусмотрительным в дни особенно большого наплыва народа (например, в День учителя начальной школы, в День учителя английского языка): именно зарегистрировавшиеся заранее имели шансы попасть внутрь в первую очередь, остальные – далеко не всегда, поскольку аудитории, как и здание лицея, к сожалению, не резиновые.

Даже в наш День школьного и детского библиотекаря, в который все годы число посетителей стабильно держалось около цифры 400, на этот раз пришли около 700 человек. Только по регистрации было 615 человек, а ведь не регистрировались очень многие. Не без труда, но все уместились, хотя были и мероприятия, когда даже при всём старании самая большая аудитория не могла вместить всех желающих.

Где можно яблоку упасть?

Ведущим тоже не всегда было просто. Эксперт фонда «Пушкинская библиотека», социолог Валерия Дмитриевна Стельмах и логопед Елена Петровна Вренёва работали в режиме лекции и ответов на вопросы – когда большое количество участников в зале не так уж страшно для выступающего, лишь бы стульев хватило. А вот мастер-классы дались ведущим нелегко. Представьте, каково проводить мастер-класс для 200 человек в битком набитой аудитории… а на улице снег с ветром, и не очень-то откроешь окна – непременно кого-то «сдувает»! Эти условия не зависели от нас или от лицея: мы и так заняли самые большие лицейские аудитории, рассчитанные на 150–200 человек. Героически выдерживали такие условия и слушатели, не желавшие из-за духоты покидать аудиторию, и ведущие – президент Русской ассоциации чтения, профессор Наталья Николаевна Сметанникова, литературный критик Ксения Александровна Молдавская и главный библиотекарь московской ЦГДБ им. А.Гайдара Татьяна Валерьевна Рудишина.

Ольга Мяэотс
во главе круглого стола

Программа Дня школьного и детского библиотекаря, как всегда, вызывала возмущение у некоторых посетителей.

 – Ну почему нельзя ставить мероприятия подряд, а не параллельно? – строго выговаривала мне одна дама. – Невозможно же отказаться от одного, чтобы послушать другое. Надо, чтобы все попадали везде!

 – Что, и без выбора?

 – А зачем? Кто на одно мероприятие не хочет – пусть идёт кофе пить или книги покупать. Вон их целый зал. Мы вот не успеваем книги купить, потому что вы наши интересы не учитываете.

– То есть выбор не в ваших интересах?

Пожатие плеч в ответ. Не умеем мы всё-таки жить в ситуации выбора и принятия решений. Даже таких мелких, связанных с тем, куда пойти и кого послушать.

Тем не менее, большинство посетителей научились принимать решения и были довольны. Таких специалистов как В.Д.Стельмах, Н.Н.Сметанникова не так часто удаётся услышать. Тема дислексии у детей тоже задела многих за живое: вопросы лектору задавали даже по выходе из зала.

Наталья Сметанникова.
Тонкости технологии
читательской конференции

Надо сказать, мы беспокоились, как пройдут последние мероприятия. Всё-таки в аудиториях порой негде сесть, душно, люди устали. Но мы недооценили библиотекарей. На круглом столе, посвящённом влиянию школы на чтение детей, который вели Ольга Николаевна Мяэотс и Людмила Фёдоровна Сухова, от желающих высказаться не было отбоя. И, конечно, было очень приятно, когда выступающие из зала, говоря о том, что можно сделать, чтобы привлечь ребят к чтению, как рефрен повторяли: «Об этом писала “Библиотека в школе”», «Об этом тоже вы писали», «Я применила совет, опубликованный в “БШ”». А вопросы к Татьяне Рудишиной и Ксении Молдавской по окончании обзора новой литературы никак не кончались. И неизвестно, когда бы закончились, если бы в зал не принесли сертификаты.

Вот такой был день. Бурный и интересный. Один из двадцати дней длинного Московского педагогического марафона. Регистрация показала, что люди приезжали не только из Москвы и Московской области, и даже не только из прилегающих областей, но и из многих городов и весей страны, включая совсем не ближние края вроде Челябинска, Ижевска, Новосибирска. Если люди приезжают, значит, это зачем-нибудь нужно? Приезжайте и вы. А тем, кто совсем не может, доступны диски с записью целого ряда мастер-классов и лекций специалистов, выступающих на наших Марафонах. Эти диски можно заказать через наш сайт.

Фоторепортаж с Марафона: 1, 2

Фото Владимира Строковского