Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2009

Ольга Степанькова

Сплав высоких эмоций и методики

Размышления об одном открытом мероприятии, проведённом Ольгой Николаевной Степаньковой на краевых курсах повышения квалификации библиотекарей с применением методики РКМЧП по рассказу Валентины Павловны Гусевой «Старая шинель» при «виртуальной помощи» автора рассказа и автора «пирамиды критика» Ольги Константиновны Громовой.

Ольга Николаевна Степанькова
учитель словесности
и заведующая библиотекой
средней школы № 3,
станица Динская
Краснодарского края

CТРАННАЯ штука – жизнь. Иногда, когда тебе кажется, что всё прекрасно и благополучно, преподнесёт тебе такое испытание, от которого в себя не придёшь долгие годы. А когда совсем отчаешься, подарит встречу с человеком, которого уже на всю оставшуюся жизнь будешь считать «своим», несмотря на то, что вас разделяют многие тысячи километров. И ни расстояние, ни редкие встречи, ни какие-то житейские «заморочки» не изменят это чувство душевного единения.

Я много думала о том, как те или иные люди приходят или, наоборот, уходят из моей жизни. Судьба дарит или отбирает, и нет никакого объяснения происходящему.

Встреча с Валентиной Павловной Гусевой случилась у меня в самые светлые годы моей жизни. Это потом мы с ней пережили многое: было всё – и горе, и отчаяние.

Но та тоненькая ниточка, которая связала нас в первую нашу встречу на Соловейчиковских чтениях в кабинете Симона Львовича на Платовской, 4, не рвётся уже долгие годы. И в первую очередь спасительной она является для меня – держит на плаву.

А сколько таких крепких ниточек связал воедино Симон Львович уже после своего ухода! Сколько людей нашли друг друга! Сколько произошло интересных событий, связанных с друзьями из «Первого сентября»! Наверное, это тема для отдельного разговора на очередных Соловейчиковских чтениях.

Сегодня мне хочется поведать вам одну из своих историй.

В прошлом году мне предложили провести открытое занятие на краевых курсах повышения квалификации библиотекарей.

Надо отметить, что я являюсь руководителем районного проблемного семинара по развитию критического мышления через чтение и письмо и в течение ряда лет провожу занятия для коллег раза два в год. Так случилось и тогда. Накануне состоялись два занятия, на которых, как мне казалось, я уже поделилась с коллегами всем самым интересным, что было наработано за год.

Провести открытое занятие на курсах – это большая честь. Хотелось бы что-нибудь новенького. В подобных ситуациях я всегда обращаюсь к приложениям газеты «Первое сентября», что и вам настоятельно рекомендую. На уровне поиска идеи лучше ничего не найти.

А тут накануне я прочитала в «Библиотеке в школе» № 3/2008 статью Елены Макаровой «Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу “Тутар”».

Очень понравилось. Захотелось и самой реализовать подобное.

Но к какому произведению применить?

И здесь вспомнила о рассказе Валентины Павловны Гусевой «Старая шинель».

Когда-то Валентина Павловна мне его прислала, и эта вещь произвела на меня неизгладимое впечатление.

Позвонила автору, попросила разрешения использовать его.

Валентина Павловна не была уверена в том, что рассказ будет интересен для слушателей курсов: «Возьми что-нибудь другое. Тема сложная. Ведь речь идёт не только о старом человеке, с трудом выживающем в этом сложном мире, но и о России, об умирающих деревнях. Не всем это будет понятно».

Но мы рискнули.

Я рассказала о том, как я планирую провести это занятие. Обговорили некоторые детали.

Долго думала, как преподнести содержание рассказа. Не скрою, много было вариантов, много получалось плюсов и минусов, но выбрала я, наверное, самый простой путь: распечатала каждому слушателю в подарок текст рассказа и условия составления «пирамиды критика».

Разложила всё это на столах, но попросила пока не читать.

Решила рассказ прочитать сама. Восприятие текста на слух лучше: можно самой сделать акценты на том, что особенно взволновало.

Но прежде сказала, что это занятие помогают провести:

• Валентина Гусева – автор рассказа,

• Ольга Громова – главный редактор «Библиотеки в школе», с чьей разработкой приёма в методике РКМЧП «пирамида критика» мы сегодня познакомимся.

Для начала подготовила презентацию, несколько слайдов в которой рассказывали об авторе, в том числе – её собственными стихами:

Где родилась? В глубокой провинции,
В стороне от больших городов,
В деревянном домишке с полицами,
Под куражистый крик петухов.
<…>
Под защитой любови немыслимой,
Что спасает во веки веков,
Я живу от столиц независима,
Дочь земли и сестра родников.

Первая стадия занятия – «Вызов», проводится в стратегии «Предсказания».

– «Старая шинель». Как вы думаете, о чём может идти речь в произведении с таким названием? Кем могут быть его герои?

(Предположения были самые различные. Запоминаем или записываем их.)

– К этому произведению я бы взяла эпиграфом поэтическую строчку из стихотворения Валентины Гусевой:

И стоит за плечами
наше время – палач.

Вторая стадия – «Осмысление содержания», проводится в форме громкого чтения с элементами театрализации.

Я принесла рамочку с фотографией моего деда Ивана Павловича Тютикова, погибшего 15 мая 1945 года при невыясненных для нашей семьи обстоятельствах в польском городе Штеттине, свечу и коробок спичек.

На очередном слайде презентации поместила фотографию старого сельского домика в селе Хмелевицы Шахунского района Нижегородской области. Это был дом моей бабушки, он и сейчас живёт в моём сердце.

Мне показалось, что героиня рассказа живёт в доме, похожем на этот.

Начала читать.

Немного волновалась, но уже по ходу чтения поняла, что рассказ увлёк слушателей. Видела, как они волновались и переживали, примеряя ситуацию на себя.

В конце чтения зажгла перед портретом свечу.

Минуту в аудитории стояла тишина, в глазах у некоторых были слёзы, а потом раздались аплодисменты. И в этот момент я пожалела о том, что не слышит их Валентина Павловна, ведь они были адресованы ей, автору.

А потом мы поработали с «пирамидой критика». Вот тогда-то читатели и обратились и к тексту рассказа, и к листочкам с заданиями.

Это был уже третий этап занятия – работа с «пирамидой критика» по О.К. Громовой (основа для создания отзыва о книге).

Правила работы комментирует О.Громова.

Эта работа делится на два этапа.

1. Написание ключевых слов в ответ на вопрос в виде условной пирамидки, где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. По идее, лучше писать эти слова не особенно раздумывая, первые, которые приходят в голову. Они обычно и есть самые искренние и самые точные.

2. Такая пирамидка – не конец работы, а только основа для создания связного текста, где надо использовать все слова из каждой строки, а вопросы к каждой строке – это план вашего текста. Причём, разумеется, можно не только менять падеж у слов, но и превращать существительные в глаголы и прилагательные, глаголы – в причастия и т.п. Но использовать надо всё, что написано в пирамидке.

Зачем нужны такие «подпорки», если есть привычный всем известный план традиционного отзыва о книге? Известно, что многие ребята боятся писать тексты, в том числе отзывы на книги, поскольку им трудно сразу связно сформулировать свои мысли. Стандартный план отзыва, во-первых, всё равно заставляет сразу писать целыми предложениями, а во-вторых, отзывы при этом получаются более формальными именно потому, что ребёнку легче написать стандартную фразу или пересказать содержание, чем искренне выразить своё отношение. Ведь эта опорная пирамидка по сути и имеет целью сначала набрать букет слов, отражающих эмоции читателя и основные черты книги, не «зацикливаясь» на форме.

Когда слова уже набраны, дописать связки между ними (хотя бы в виде полного ответа на каждый вопрос), чтобы получился текст, гораздо легче.

Эта технология в несколько ином виде была разработана Ровеном Вагнером и Ольгой Ким1 для создания сюжетных художественных текстов на родном или иностранном языке. Она рассчитана на то, чтобы снимать барьер боязни письменного текста. Мне оставалось только перестроить вопросы, чтобы по ним можно было создать эмоциональный отзыв о книге.

Вот она, «пирамида критика» (стоит только напомнить ребятам, что критик это не тот, кто непременно всё ругает, его задача – представить отзыв, чтобы заинтересовать или предостеречь других; вспомним, есть даже выражение «хвалебные отзывы критиков»).

• 1. О чём произведение? (Одно слово.)

• 2. Какой у произведения характер? (Два слова.)

• 3. Место и время действия (три слова).

• 4. Главные события (четыре слова).

• 5 Главные герои, какие они? (Пять слов).

• 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Шесть слов).

• 7. О чём произведение? (Дополните первую строку семью словами.)

• 8. Ваша реклама / антиреклама / рекомендация книги (восемь слов).

Надо отметить, что не у всех всё получилось с первого раза, но работа увлекла.

Приведу несколько примеров «пирамидки» (без исправлений).

1. О жизни,

2. ностальгический, сильный,

3. деревня, старость, зима,

4. смена поколений, желание жить,

5. бабушка сильная независимая гордая оптимистичная,

6. грусть, благодарность, не вернуть назад время, уважение,

7. замечательный рассказ о старости, умении достойно уйти из жизни.

(О.И. Соловьёва)

 

1. О жизни,

2. драматически-меланхолический,

3. Россия, деревня, современность,

4. семья, любовь, война, труд,

5. простые деревенские бабы и мужики – добрые,

6. светлые, душевные, смешные, ироничные, тёплые,

7. о нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи,

8. слышу В.М.Шукшина.

(Т.Г. Тупиченко)

 

1. Об одиночестве,

2. размышления – воспоминания,

3. глухая деревня в наше время – 21 века. Зима,

4. воспоминание и рассуждения о прошлом,

5. Егоровна – добрая, незаметная, без претензий к жизни,

6. в начале – грусть, в середине – радость, в конце – грусть,

7. о безысходности, о времени, его не вернуть,

8. мы все люди, и эти чувства сострадания должны быть присущи всем.

(Л.Х. Ануфриева)

 

1. О жизни,

2. грустный рассказ,

3. Россия, деревня сегодня,

4. любовь, одиночество, кража, спасение,

5. Егоровна, муж, добрые, работящие, заботливые,

6. ужас, жалость, облегчение, тоска, тоска, ура!

7. бедные старики, идиотская власть, тяжёлая жизнь,

8. читайте сами, читайте детям, читайте внукам! Оглянитесь вокруг.

(Н.В. Кучеренко)

 

Четвёртый этап – Рефлексия – Впечатления и размышления после занятия (письменные отзывы, высказывания вслух в аудитории – по желанию).

– Вспомнила детство, деда, бабушку, отца – ветерана Великой Отечественной войны. На душе грустно, тепло и больно, что всё проходит. И жизнь моя тоже, всё ближе и ближе…

– Душевное произведение. Многое похоже на жизнь наших одиноких стариков. И неизвестно, что будет с нами, молодыми, надеюсь, что не так, как с этой героиней.

– Грустно. Уходят люди – уходит время, поколение. Поколение сильных, независимых, работящих людей. Меняются ценности. Жизнь состоялась, бабушка готова к уходу, но жить всё равно хочется.

– Вся жизнь человека в очень небольшом произведении.

После занятия я позвонила Валентине Павловне и рассказала о впечатлениях коллег от её рассказа, передала ей самые лучшие пожелания. Она очень волновалась: понравится ли её рассказ, как всё получится. Ведь это была своеобразная премьера, на которой Валентина Павловна не могла присутствовать. Но всей душой она была с нами в той аудитории, где её героиня Егоровна «рассказывала» незнакомым людям об одинокой и тяжёлой старости, о превратностях судьбы и, конечно же, о любви – о большой, настоящей, не каждому встречающейся, но не знающей никаких преград, помогающей «через те расстояния, которые никому из живых преодолеть невозможно».

А потом я задумалась о том, можно ли прочитать рассказ и поразмышлять над судьбой героини вместе с детьми. Поймут ли они, выросшие в другое время и в других условиях, проблемы, поднятые в рассказе, и как поймут?

Рискнула сделать это с десятиклассниками.

Конечно, кое-что в ходе занятия я изменила. Чуть подробнее остановилась на проблемах русской деревни, рассказала об условиях, в которых вынуждены доживать старики в умирающих деревнях. Мы живём на Кубани, где, несмотря на свои трудности, подобных проблем всё-таки нет. Некоторые дети и представить себе такое не могут.

Не буду приводить вам целиком их пирамиды и отзывы, поделюсь только некоторыми детскими впечатлениями – также с разрешения авторов.

– Ужас, печаль, жалость, кошмар, улыбка, переживание.

(Анастасия Каманина)

– Недоумение, страх, ужас, непонимание, кое-где смех, тревогу, жалость, уважение, трепет. Заслушалась…

(Екатерина Белоусова)

– Бедная старушка, ведь ей пришлось в жизни очень трудно. Она многого натерпелась. Сначала её любимый муж ушёл на войну. Вернётся или не вернётся, она не знала. Но какими искренними, добрыми чувствами она радовалась своему мужу.

Я считаю, что она сильно впечатлительна, так как из-за маленькой трудности собралась умирать, причём к смерти она подготовилась заранее. Вообще, текст интересный и, главное, простой, то есть понятный.

(Марина Августова)

Это только показалось Маринке, что текст простой. Из-за своего маленького жизненного опыта она не может понять, что значил для Егоровны этот коробок спичек. К счастью, для неё это мелочь… Пусть так будет всегда… Пусть внуки живут лучше нас. Но знают о том, как жили раньше.

– Этот рассказ вызвал в моей душе жалость. Ведь каждый из нас будет когда-то заканчивать свою жизнь, но главное, чтобы не так печально и жалостно. Валентина Павловна Гусева хотела передать жизнь старых людей, их проблемы, их желания, душевное состояние.

Эти проблемы часто известны народу, и, может быть, даже некоторые вспоминают жизнь своих родственников, жизнь, состоящую из одних бед и несчастий.

Валентина Павловна – человек, который понимает бедных людей, сочувствуя им во всём. Жизнь Егоровны автор передала так утончённо, что, кажется, – она сама прожила такую же жизнь, как и бедная несчастная старушка.

(Анастасия Петрякина)

Да, с детьми можно и нужно обсуждать любые, даже самые трудные темы. Просто надо размышлять вместе, рассказывать им о том, о чём они пока не знают. И самое главное, учить их чувствовать другого человека. Чувствовать переживания других, их боль, страдания, проблемы. И в этом помощниками нам будут умные добрые книги, написанные талантливыми людьми, знающими жизнь без прикрас, такими как Валентина Павловна Гусева.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Elektrokaminiya.Ru». Если вы решили приобрести качественный и надежный электрический камин, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Elektrokaminiya.Ru». Перейдя по ссылке: «камины электрические купить недорого здесь», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать электрический камин по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Elektrokaminiya.Ru.

Рассказ В.Гусевой «Старая шинель» читайте, пожалуйста, на с. 14–16.


1 Опубл. в журнале «Перемена», т. 3, № 1, янв. 2002.

 


Мысль в подарок

…Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто – человеческая нежность.

Альбер Камю

 

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

Конфуций