Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2009

Ольга Козлова

Репортаж с места освоения. Часть 3

Продолжение. Начало читайте в № 8, 10/2009

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

Ольга Викторовна
Козлова

председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва

Пытаемся выгружать записи из Интернета и ищем издания по своему каталогу. В прошлый раз мы выгрузили готовые записи из электронного каталога, и по библиотечной логике сразу захотелось эти якобы полученные книги оприходовать.

Однако логика обучения специалистов Учебного центра другая: научимся обеспечивать себя библиографическими записями из различных источников и освоим самостоятельную набивку, а уж затем (в летних номерах) нам объяснят учёт отобранных изданий.

Итак, первое, что нам предлагается сделать на сегодняшнем занятии – позаимствовать библиографическую запись из сети библиотек.

Мои действия просты: я скопировала электронный адрес корпоративной сети московских библиотек, представленных на портале http://corporate.gpntb.ru, и попробовала открыть сначала в Google, затем в Яндексе. Результат один: наименование «Корпоративная сеть московских библиотек» видим отчётливо, и написано оно по-русски, а всё остальное – абракадабра. Что бы это могло значить?

Знающие люди объяснили – проблемы с кодировкой, а именно, если браузер Opera, то имеет место такая нечитаемость. У меня – Opera, однако всем волноваться сразу не стоит: есть убеждение, что у большинства установлен Explorer и корпоративная сеть откроется как надо.

Но, видимо, это был не мой день: после того, как удалось всё же оказаться на главной странице корпоративной сети, поиск издания осуществить не удалось. Меня уведомили, что «веб-узел не может отобразить страницу». Не смог он сделать это и на следующий день, и через день. Ладно. Что-то на сервере корпоративных сетей не всегда залаживается.

Тогда я попыталась освоить ту же операцию, но уже осуществив импорт данных из электронных каталогов больших библиотек. Это оказалось совсем нелегко. Если мы хотим выгрузить информацию с сервера, который представляет данные об издании в формате RUSMARC, то достаточно скачать файл с описанием в этом формате (.iso) и загрузить его, используя известный нам путь: Обработки – Обмен данными – Обмен данными в формате RUSMARC. По этому пути мы уже ходили, он нам известен, и про кодировку Windows и формат ISO 2709 мы с вами не забудем. Если же нужного нам файла-описания нет, то нужно составлять его вручную. Дело в том, что даже при использовании единого формата обмена данными – RUSMARC в ходе осуществления импорта неизбежно возникают проблемы, связанные с искажением данных. Специалисты объясняют это погрешностями, допущенными при формировании записи или файла выгрузки/загрузки. Для корректировки загружаемых данных предусмотрена процедура просмотра и редактирования данных в формате RUSMARC. Одна беда – указанная процедура требует профессиональных навыков работы в этом формате, которых у нас, естественно, нет.

Вот и получается, что для электронного каталога школьной библиотеки при наличии умеренных умений можно заимствовать данные только из имеющегося «Электронного каталога для школьных библиотек». Или – создавать свой каталог путём самостоятельной набивки библиографической записи. Освоение этой процедуры у нас ещё впереди.

В той же статье специалисты предлагают нам освоить поиск изданий в нашем электронном каталоге. Осуществить это можно во всех полях пользователей. Однако, чтобы со своего поля что-либо найти, «читателю» нужно быть зарегистрированным и твёрдо помнить пароль, присвоенный ему библиотекарем.

Попробуем от лица преподавателя найти в нашем маленьком каталоге повесть В.Кондратьева «Сашка» – книгу, которую мы раньше с вами туда вводили.

В поле преподавателя мы видим сверху маленький набор пунктов меню, а именно: Файл – Предметы и учебники – Сервис – Окна – Помощь. Нам нужен такой путь: Предметы и учебники – Справочники – Книги.

В открывшемся окне «Каталог изданий» внизу видим слово «Поиск», щёлкаем мышью и видим две возможности для поиска: «расширенный поиск» и «по инвентарному номеру». Естественно, что преподаватель не помнит никакого номера и откроет «расширенный поиск». Открывшееся окно называется «Работа читателя с программой». Хорошо, если преподаватель помнит фамилию автора «Сашки». Тогда в строке «По автору...» щелчком по трём уже известным нам точкам открываем окно «Справочник: Авторы (Выбор)» и отыскиваем Кондратьева. Двумя щелчками мыши по фамилии мы вставляем автора и щёлкаем по клавише «Искать». Выпало окно «Работа читателя с программой», где нас уведомляют: «Найдены книги». И вот он, наш «Сашка». Но даже если преподаватель помнит только название произведения, книга всё равно будет найдена. Нужно только войти в папку «Художественная литература».

А вот по ключевому слову мы бы нашли эту книгу, если бы указали в своё время ключевое слово, например «война», чего я не сделала.

Когда уже что-то помещено в каталог и появилась некоторая уверенность в «общении» с программой, приятно поискать книжку – одну, другую, приятно найти произведения по разным параметрам. И хочется, очень хочется иметь в нём побольше книг и статей. Известно, что успех, хоть даже и маленький,  – окрыляет.

Статья подготовлена при поддержке сайта автосалона Mitsubishi www.Mitsubishi-Kuntsevo.Ru. Если Вы решили приобрести качественный и надежный автомобиль, который будет служить долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в технический центр «Кунцево». Перейдя по ссылке: «http://www.mitsubishi-kuntsevo.ru/auto/pajero-sport/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобиль по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mitsubishi-Kuntsevo.Ru.