Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2009

Елена Иванова

Елена
Вячеславовна
Иванова

кандидат педагогических наук,
специальный корреспондент
«БШ», Нижний Новгород

ПРЕЖДЕ чем приступить к освещению заявленной темы, позвольте привести выводы.

Сегодня изменяется основной принцип развития библиотеки: от накопления информации внутри библиотеки мы стремимся перейти к предоставлению информации, распределённой по удалённым местам хранения, в том числе в Интернете.

Таким образом, основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека.

Ну а теперь обо всём по порядку.

Изменения в школьной библиотеке:
наступление по всем фронтам

Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация процессов образования… Вокруг этого выстраивается повседневная работа школьного библиотекаря. Ничего не поделаешь: школа переживает непростое время перемен и библиотека – вместе с ней.

В подавляющем большинстве случаев под модернизацией работы в школе и библиотеке понимается активное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Надо сказать, что такой подход характерен не только для библиотечного и школьного сообщества, но и для руководителей в области культуры и образования.

Да и в обществе в целом бытует мнение (которое, кстати сказать, охотно поддерживают сами IT-специалисты), что информационные технологии являются главным стратегическим ресурсом, решающим звеном в общем развитии любой организации, средством оптимизации работы… и так далее.

Чаще всего, аргументируя внедрение ИКТ в деятельность школьной библиотеки, мы говорим: «ИКТ есть средство повышения эффективности деятельности библиотек». И это действительно так.

Только это далеко не единственный и даже иногда не самый первостепенно важный (!!!) способ повышения эффективности и улучшения качества работы библиотеки (и школы).

Для достижения действительно нового качества работы и информационного обслуживания пользователей (всех-всех, и нынешних, и потенциальных, которые ещё сами не знают об этом) одного применения ИКТ недостаточно. Наряду с технологическими нововведениями необходимы организационные изменения в работе библиотеки и школы (!), а также новые навыки/технологии работы в школьной библиотеке (которым надо учиться).

То есть определяющими в процессе модернизации (инновационной деятельности, трансформации – называйте это так, как вам удобно) являются уже не только ИКТ, а ещё и принципы и технологии работы школьной библиотеки в условиях формирования информационного общества. Да, да, уж простите за выспренность и «глобальность» последних слов. Но в мире сегодня «информация правит бал». (Правда, люди всё так же гибнут за металл…)

Подчеркнём, что одно направление работы не исключает другие, а дополняет. То есть вся деятельность не осуществляется последовательно: «от внедрения ИКТ переходим к организационным изменениям, а потом займёмся поиском новых технологий работы». Процесс преобразований запускается одновременно, и всё происходит параллельно.

Итак, для осуществления процессов качественных преобразований требуется наступление по трём «фронтам»:

Заниматься внедрением ИКТ.

Проводить организационные изменения. При этом важно критически оценить и проанализировать организационную структуру библиотеки. Надо помнить, что развитие процессов информатизации ведёт не только к организационным изменениям внутри библиотеки и новому характеру организационных отношений в ней. Со временем изменения приводят к организационным переменам в образовательном учреждении и к трансформации всего комплекса отношений библиотеки с внешней средой (в качестве примера в следующих публикациях рассмотрим содержание межбиблиотечного взаимодействия и опыт ведения совместной работы в рамках корпоративных сетей).

Учиться новым технологиям/навыкам работы.

Что означают для библиотекаря информационные технологии?

Чаще всего ИКТ рассматривают как (градация по значимости):

• инструмент интенсификации деятельности школьной библиотеки, т.е. совершенствования внутренних процессов;

• средство предоставления новых услуг в электронной форме, т.е. совершенствования внешних процессов – работы с пользователями;

• форму информационного взаимодействия.

Так вот, на практике более всего уделяется внимание первой позиции. По многим оценкам, в России до сих пор в рамках процесса информатизации чаще всего осуществляется скорее автоматизация работы, которая выражается в оснащении компьютерами и оргтехникой.То есть более всего оптимизируются внутренние процессы, вместо того чтобы упрощать процедуры предоставления услуг пользователям. Тогда как, по нашему мнению, расстановка приоритетов должна быть следующей (и именно в школьной библиотеке, поскольку собственных ресурсов в ней мало и ей необходимо ориентироваться на использование, заимствование внешней информации):

• Форма информационного взаимодействия.Ориентируясь в первую очередь на потребности пользователя, мы вынуждены перейти от фрагментарности информационного взаимодействия к действительной, системной интеграции.

• Средство предоставления новых услуг в электронной форме (т.е. совершенствование работы с пользователями). Сервисность выступает приоритетным направлением развития во всём мире и во всех сферах деятельности.

(Мы не можем быть «вещью в себе». Это недопустимо как с экономической, так и с социальной точки зрения. Ориентация на «услуговость» позволит школьной библиотеке не только демонстрировать свою значимость в школе, но и укреплять положение в социуме, в глазах родителей, что при благоприятном развитии событий способно привести к дополнительным инвестициям в школьную библиотеку.

Услуги могут предоставляться и непосредственно в библиотеке, и в «онлайновом» режиме через сайт школы/библиотеки. Они могут быть разработаны как самой библиотекой, так и в сотрудничестве с другими библиотеками (публичными, вузовскими, школьными), учреждениями культуры и образования.

• Инструмент интенсификации деятельности школьной библиотеки (совершенствование внутренних библиотечных процессов).

Полагаем, что выстраивание такой «пирамиды ценностей» сделает очевидной необходимость развития информационных технологий в школьной библиотеке не только для библиотекарей, но и для директора, администрации отделов образования, родителей, спонсоров, потенциальных инвесторов.

Осваиваем электронную среду

Электронное комплектование. Специалисты Британской библиотеки считают, что комплектование должно быть «слепым» к форматам и ориентироваться исключительно на качественные (содержательные) критерии. И с этим мнением трудно не согласиться.

Вместе с тем надо отметить, что всеобщая компьютеризация действительно открыла новую эру в комплектовании фондов. Появились:

новые источники комплектования: сетевые магазины, коллекторы, издательские сайты;

новые способы комплектования: доступ к электронным базам данных, создание цифровых копий;

новые средства ведения комплектования: электронная почта, ноутбук, сканер и др.

Это позволяет решать многие вопросы, практически не отходя от рабочего места.

С помощью Интернета сегодня можно оперативно навести всевозможные справки о том или ином издании или издательстве. Интернет сделал абсолютно прозрачным вопрос о цене издания, так как почти всегда можно сравнить предлагаемую поставщиком цену на книгу с её стоимостью на книжном рынке. В «онлайновом» режиме в любой момент можно проверить наличие книги в библиотеках или в продаже, а если есть цифровое изображение титульного листа, переплёта, корешков, страниц, то можно более объективно оценить её внешний вид.

Электронная подписка. Сегодня во всём мире бурно растёт интерес к электронным изданиям. Это стало характерным и для России. Экономические сложности в стране привели к снижению финансирования для приобретения периодических изданий. Издательства начали предлагать электронные версии своих изданий, что особенно заманчиво в сочетании с развитием доступа к Интернету в библиотеках.

«Онлайновые» ресурсы. Чего только нет в Сети! Имногие библиотеки с удовольствием начинают пополнять свои фонды «онлайновыми» материалами. В этой связи – некоторые темы для размышления. Создавая «онлайновую» коллекцию материалов, будет ли библиотека дублировать бумажные фонды или только дополнит их? Как библиотеке найти оптимальный баланс между старыми и новыми источниками информации? Видимо, целесообразно учитывать следующее:

• количество и виды имеющихся и необходимых изданий;

• стоимость изданий и стоимость доступа к старым и новым средствам информации;

• широту распространения информации за пределами библиотеки, интенсивность её использования.

В связи с использованием электронных ресурсов возникает масса вопросов самого различного толка: организационных, юридических, финансовых, управленческих. Особенно хочется обратить ваше внимание на необходимость соблюдения норм авторского права. Проблемы авторского права и интеллектуальной собственности особенно актуальны сегодня в связи со вступлением в силу четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимо чёткое понимание того экономико-правового поля, в котором с 1 января 2008 года осуществляется деятельность библиотек.

А завершим сегодняшние размышления об особенностях процессов информатизации в библиотеке и школе «списком добрых дел», которые мы вполне можем творить уже сейчас.

Как грамотно выстроить работу библиотек в условиях «интернетизации» страны и отечественного образования? Что должна и может сделать школьная библиотека?

Во-первых, осмыслить процессы информатизации в применении к школьной библиотеке, что мы и постарались сегодня сделать.

Во-вторых, обозначить свою позицию по данному вопросу. Позиция очевидна: для школьных библиотек смысл работы в Сети должен связываться, в первую очередь, с использованием предлагаемых там ресурсов в поддержку образования.

При этом работа должна выстраиваться с соблюдением простого, но важного баланса: максимизировать позитивные моменты внедрения информационных технологий, которые поддерживают цели образования, и в тоже время пытаться минимизировать негатив и опасности, которые могут возникнуть при применении технологий. [И здесь (а также в «БШ» №2/2009) между строк читайте – об интернет-зависимости, об избыточной информации, которую наши «продвинутые» дети потребляют без меры, и – главное! – без всякой на то необходимости.]

В-третьих, предложить конкретные направления работы.

• В попытке достичь обозначенного выше баланса в применении информационных технологий школа и библиотека должны опираться на чёткую установленную стратегию, то есть на продуманный план действий. Такая стратегия может быть письменно закреплена как внутришкольный документ, например «Заявление об ответственности за использование Интернета». В нём предельно ясно, точно должна быть выражена позиция школы и библиотеки, а также должны быть чётко «прописаны» условия использования Интернета в образовательном учреждении.

• Необходимо определить конкретные области и методы применения информационных технологий в учебных, образовательных, воспитательных целях. Таким образом, будет продемонстрирована обоснованность и разумность их использования в библиотеке, в классах, в школьных лабораториях.

• Кроме того, необходимо установить правила и нормы использования информационных технологий для детей в школьной библиотеке. Необходимы определённые технические решения: фильтрация контента.

• Школьный библиотекарь в сотрудничестве со специалистами может составить «Рекомендации по соблюдению норм авторского права для педагогов, библиотекарей, школьников». Вероятно, достаточно и одного прецедента (с печально известным директором школы), чтобы задуматься над этой проблемой и обезопасить свою работу.

• Необходимо регулярное обучение использованию информационных технологий, причём в первую очередь обучать необходимо педагогов, библиотекарей, то есть взрослых.

• Необходимо единое место доступа ко всем ресурсам в поддержку образования. Нужно по крайней мере одно особое информационно-мультимедийно-образовательное помещение – среда, доступная для всех. Полагаю, совершенно очевидно, что это – школьная библиотека (называйте её как угодно: информационный центр, медиатека и проч.). Она способна быть не только местом централизованного расположения всех ресурсов, но и своеобразным «полигоном», местом испытания использования новых методик обучения с применением ИКТ.

И это только часть предложений, которые могут исходить из школьной библиотеки.

…Знаете, процессом использования ИКТ надо не только наслаждаться, но и управлять. Собственно, мы не изобретаем велосипед, всё уже было в нашей жизни. Вспомните руководство чтением. Почему же не быть руководству использованием ИКТ в школе и библиотеке?..

Статья подготовлена при поддержке компании «Msk Centrum». Если Вы решили приобрести качественные и надежные двери, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Msk Centrum». Перейдя по ссылке: «пластиковой двери», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать уникальные пластиковые двери любого цвета и фасона по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mskcentrum.Ru.