Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2009

Елена Иванова

Наверное, статья не поразит ваше воображение своей уникальностью и новизной. Всё описанное известно и весьма успешно применяется. Но, на взгляд автора, сегодня вопросы сотрудничества выступают на первый план, и именно поэтому стоит ещё раз о них поговорить, систематизировать всё наработанное и открыть что-то новое в уже хорошо известном.

СОТРУДНИЧЕСТВО и обмен ресурсами являются давней доброй традицией в библиотечном деле. Библиотекари привыкли обращаться к коллегам, запрашивая самые разные материалы.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной. И особенно это очевидно сейчас, во времена победного шествия Интернета. Процессы совместной работы становятся не только желательными, но и необходимыми. Внедрение систем автоматизации библиотек, доступность Интернета, а также общие трудности (которые, как известно, сплачивают) открывают новые возможности для сотрудничества и обмена ресурсами.

Как правильно организовать такого рода сотрудничество и как новые информационные технологии могут в этом помочь?

Сотрудничество как современный стиль работы

Почему межбиблиотечное взаимодействие сегодня особенное актуально? Назовём только несколько причин, пожалуй самых первостепенных и очевидных.

– Рост количества издаваемых книг и мультимедийных средств (CD, DVD, WWW-технологии). Купить всё невозможно, а использовать фонды коллег – вполне реально.

– Ограничения в финансировании. У многих библиотек не хватает собственных средств на то, чтобы расширять свои фонды в соответствии с запросами пользователей.

– Очень сложно «в одиночку» поддерживать и развивать инновационную, неизведанную деятельность. Например, связанную с автоматизацией библиотеки, с формированием коллекций электронных информационных ресурсов.

Всё это нацеливает библиотеки на продолжение/развитие давней традиции «совместного труда на общую пользу».

Информационные технологии
в поддержку библиотечного сотрудничества

Однако, прежде чем рассмотреть существующие модели сотрудничества, попробуем выяснить, насколько развитие такой деятельности важно для библиотек.

Действительно, на что в первую очередь ориентируются библиотеки в условиях активного внедрения информационных технологий? Правильно – на автоматизацию!

Автоматизация библиотеки – сложный и длительный процесс. Это не только вопрос установки системы обработки данных. Это ещё и вопрос развития/ адаптации структуры организации для максимального использования тех преимуществ, которые предоставляют информационные системы.

Уже существующий опыт внедрения автоматизации библиотек позволяет сделать вывод о следующей последовательности практической работы в данной области.

• Чаще всего первый шаг автоматизации – это создание библиотечного каталога. Он может начинать формироваться как с ретроконверсии, так и с занесения новых поступлений.

• Когда работа по ведению электронного каталога налажена и ведётся в рабочем режиме, внимание обращается на другие библиотечные процессы: автоматизацию книговыдачи, комплектования (в том числе подписки).

• Наглядным этапом развития автоматизации в библиотеке становится доступ читателей к электронному каталогу.

• Со временем и очень небыстро создаётся необходимая для автоматизации инфраструктура: устанавливаются дополнительные «рабочие станции», формируется внутрибиблиотечная и/или внутришкольная сеть. В рамках ведения этой работы важно иметь хорошую пропускную способность сетевого канала, поскольку новые системы и технологии требуют передачи большего объёма данных с большей скоростью.

Поддержка межбиблиотечного сотрудничества на базе использования АИБС обычно рассматривается в последнюю очередь. Это один из наиболее сложных процессов. Библиотекам нужно суметь договориться о том, как они будут работать, используя базы данных друг друга, как будут обмениваться ресурсами, какие совместные услуги смогут предложить пользователям. Очень важно аккуратно распланировать эту часть работы, согласовать стандарты взаимодействия и как можно раньше заключить соглашения с другими библиотеками.

Как на практике устанавливается и развивается сотрудничество между библиотеками? Процесс этот небыстрый, постепенный, поэтапный.

1. Первым шагом обычно является обмен информацией о каталогах, фондах и доступности этих фондов.

Затем возможно создание и ведение сводного каталога. Обмен данными, которые создают библиотеки, можно осуществлять или через центральную базу данных как место единого доступа для всех библиотек (такой путь используется чаще) или через специальный сервер/набор серверов, поддерживающих протокол Z39.50.

Все библиотеки-участницы получают доступ к единой базе данных или к общему серверу. Теперь библиотеки-участницы могут как проводить поиск в собственных каталогах и получать из них информацию, так и находить необходимые материалы в каталогах других библиотек.

Актуализация (пополнение) сводного каталога производится с заданной периодичностью (еженедельно, ежемесячно). Чаще всего для внесения новых сведений используются различные носители: флешки, CD, флоппи-диски.

2. Следующим шагом в развитии сотрудничества способно стать внедрение технологий заказа и получения изданий из других библиотек, так называемый межбиблиотечный абонемент (МБА). Этот процесс может поддерживаться централизованно, если такой сервис интегрирован в сводный каталог. Или он может осуществляться напрямую между отдельными библиотеками. Важно, чтобы была возможность использовать библиографическую информацию, полученную поисковой системой, при заказе изданий. То есть чтобы существовала возможность объединить функции поиска и функцию заказа по МБА.

Важнейшей частью совместной работы является достижение договорённости по применению стандартов библиографической записи. Это необходимо для того, чтобы процессы обработки и пополнения баз данных были одинаковы, унифицированы. Такой подход позволит поддерживать единый корпоративный стандарт представления данных, что сделает совместно создаваемые ресурсы действительно полезными, рабочими.

Статья подготовлена при поддержке официального сайта детского питания «abbott» в России «www.abbottmama.ru». Если вы решили приобрести качественные знания о беременности и всех протекающих процессах у роженицы, то оптимальным решением станет обратиться на сайт «www.abbottmama.ru». Перейдя по ссылке: «34 недель беременности», вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить полезную информацию. Сайт «www.abbottmama.ru» постоянно обновляет свою базу данных поэтому вы всегда сможете новую и актуальную информацию.

Модели сотрудничества

Итак, примем за аксиому, что сотрудничество всё же входит (пусть и не в первую очередь) в наши с вами планы развития библиотек. Каким оно может быть? Библиотеки сотрудничают друг с другом по-разному, время и условия определяют приоритетность тех или иных форм/моделей взаимодействия.

Ведомственная общность. Чаще всего отношения между библиотеками регулируются определённым набором правил, установленных соответствующим министерством, которому они подчиняются. Организация сотрудничества школьных библиотек на практике отличается от модели взаимодействия публичных библиотек, поскольку эти учреждения подчинены разным ведомствам, цели и задачи которых различны.

Таким образом, наиболее распространённая схема сотрудничества выстраивается в рамках определённого типа библиотек: школьные взаимодействуют со школьными; публичные – с публичными. К такому способу большинство библиотек подталкивает жизнь, поскольку лишь в этом случае они могут рассчитывать на централизованное ведомственное финансирование. По мнению властей, таким образом обеспечивается справедливое распределение ресурсов.

Данная модель наиболее естественна, проста и потому – хороша. Но она может стать «смирительной рубашкой», тормозом для библиотек, которые хотят расширять сотрудничество с другими библиотеками, развивать новые услуги.

Межведомственное партнёрство. Сотрудничество между библиотеками различных типов оправданно, иногда оно обусловлено географической близостью, библиотеки могут подходить друг другу по уровню инновационного, кадрового потенциала. Надо сказать, что развитие партнёрских отношений вне рамок одного ведомства может дать неожиданно сильный эффект.

Успешность взаимодействия публичных, детских, юношеских и школьных библиотек зависит от социокультурной ситуации в регионе, от поддержки руководства и гибкости организационных взаимоотношений между ведомствами.

Межведомственное взаимодействие может иметь самые разнообразные формы:

• развитие мягких форм сотрудничества, которые документально-нормативно не закреплены;

• организация централизованных систем работы;

• формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

При этом базовым и незыблемым должно оставаться положение: детям должны быть предоставлены все возможные и наиболее комфортные условия для обучения, образования, для работы с информацией.

Первая форма организации партнёрских отношений особых пояснений не требует. Всем нам знакома практика, когда библиотеки помогают друг другу в проведении массовых мероприятий или просто консультацией, советом. Чаще всего в основе таких отношений – личные связи, давняя дружба, иногда – «патронаж» старшего и более опытного коллеги.

Вторая форма – взаимодействие на базе централизованных систем. Ключевое слово здесь «центр». То есть в данной модели всегда существует структура, которая является организационно и методически главенствующей. Вы скажете: «Что же здесь нового? Все мы знаем, что такое ЦБС!»

Разница в том, что централизации подвергаются библиотеки разной ведомственной принадлежности. Примером межведомственной централизации может служить деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска, Челябинской области.

Библиотечное обслуживание всего детского населения г. Озёрска осуществляет Централизованная система детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). Она включает Центральную городскую детскую библиотеку и 22 её филиала в школах и учреждениях дополнительного образования.

ЦСДШБ имеет единый фонд, единый справочно-библиографический аппарат, единую систему автоматизации во всех филиалах (в том числе и в школьных библиотеках). 70% библиотечного фонда ЦСДШБ находится в школьных филиалах. Фонд учебников хранится, и литература из него выдаётся в школьных библиотеках.

Отделы ЦСДШБ работают на все подразделения системы. Так, отдел комплектования и обработки формирует единый фонд, «расписывает» издания для электронного и карточного каталога. Школьный библиотекарь получает готовые записи – карточки – для традиционного каталога. Кроме того, в библиотеки школ по электронной почте (или на дисках) отправляются готовые записи для электронного каталога и электронных баз данных. Отметим, что эти записи содержат сведения не только об изданиях данной школьной библиотеки, но и всего фонда ЦСДШБ. Таким образом, школьный библиотекарь освобождается от обработки новых поступлений, что существенно экономит рабочее время. Кроме того, школьная библиотека имеет данные обо всех ресурсах системы. При необходимости школьный библиотекарь может заказать и получить во временное пользование литературу из фондов других библиотек.

Школьные библиотеки отсылают в отдел комплектования сведения о том, какие периодические издания они планируют выписать и какая литература (по профилю школы) им необходима.

Библиографы ЦСДШБ «расписывают» периодические издания, и эти записи в электронных базах данных доступны в школьных библиотеках. Передаются в школьные библиотеки и рекомендательные библиографические пособия.

Методисты ЦСДШБ координируют мероприятия в библиотеках системы, организуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников.

Отдел автоматизированных библиотечно-информационных систем внедряет АБИС в подразделениях и филиалах; координирует создание собственных электронных ресурсов; использование корпоративных баз данных; организует обслуживание удалённых пользователей; обучает сотрудников.

Экономическая эффективность централизации очевидна. При такой работе осуществляется:

• однократная «роспись» периодики;

• централизованный заказ литературы;

• централизованная обработка литературы;

• профессиональное сопровождение библиографических ресурсов;

• единая регулярная система повышения квалификации.

Третья форма – создание и ведение сводных каталогов, формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

Сводные каталоги

Многие библиотеки во главу угла ставят работу с электронным каталогом. Они организуют сотрудничество на базе одного сводного каталога или большего их количества. Такой каталог содержит библиографическую информацию и данные о фондах всех библиотек – участниц проекта.

Сводные каталоги – эффективное средство поиска и взаимного использования общих ресурсов. Возрастает полнота и достоверность поиска, уменьшаются временные затраты, появляется потенциальная возможность выбора переадресации заказа.

Сводный каталог организуется и управляется независимой организацией, принадлежащей библиотекам-участницам, и тогда мы говорим о сводном каталоге библиотечного консорциума. Кроме того, сводный каталог может формироваться по заказу ответственных организаций: различных министерств и ведомств.

Библиотечный консорциум

Понятия «корпоративные системы», «корпоративные сети», «консорциумы» в нашей стране вошли в употребление примерно лет восемь назад и с тех пор прочно закрепились в лексиконе российских библиотекарей.

Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В библиотечных консорциумах создаются различные корпоративные информационные ресурсы: электронные каталоги, полнотекстовые документы, авторитетные файлы и словари, электронные учебники и коллекции и др.

Благодаря деятельности консорциумов библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек – доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.

Консорциум обычно управляется специальным советом, в который входят представители библиотек-участниц. Все взаимоотношения библиотек зафиксированы в специальных документах.

Эта модель взаимодействия применяется в тех случаях, когда библиотеки интенсивно используют МБА и/или используют одну информационную систему (АИБС). Общая информационная система даёт возможность более слаженного взаимодействия в вопросах комплектования и каталогизации. Кроме того, удобно вести поиск изданий в библиотеках, входящих в консорциум. Данная модель предполагает и развитие такого сервиса, как электронная доставка документов.

Каталоги в консорциумах бывают двух видов: единые сводные электронные каталоги и распределённые электронные каталоги.

Как показывает практика, в последние годы часто ограничиваются созданием распределённого электронного каталога консорциума/корпоративной сети, который позволяет получить исчерпывающую информацию о фондах партнёров. Так, например, основу ассоциации АРБИКОН составляют распределённые электронные каталоги участников ассоциации.

Распредёленные электронные каталоги всегда являются актуальными, поскольку регулярно обновляются непосредственно библиотекой-держателем.

Современные российские библиотечные консорциумы объединяют библиотеки разной ведомственной подчинённости и разных регионов. Эти библиотеки различаются по уровню развития технической базы, телекоммуникационной инфраструктуры и технологий; по уровню финансирования.

Большой проблемой является финансирование библиотек различных ведомств, работающих в одном региональном консорциуме. Казалось бы, региональные органы управления, местные власти должны быть заинтересованы в развитии таких региональных объединений, которые обеспечат широкий доступ к информации для всех социальных групп населения. Но на практике соответствующей заинтересованности библиотеки не ощущают.

Примеры российских консорциумов.

АРБИКОН – Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Создан в мае 2002 г. Основная цель создания – «Оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удалённых библиотек страны на основе доступа через Интернет».

Сегодня АРБИКОН объединяет около 160 библиотек (индивидуальные члены) и 13 консорциумов (корпоративные члены) в рамках единой неформальной организационно-технологической системы, которая предоставляет информационные ресурсы для корпоративного использования.

Сегодня создана единая точка доступа к каталогам библиотек – членов АРБИКОН с использованием протокола Z39.50, существует доступ к ресурсам каждого участника через региональные центры.

ЛИБНЕТ – национальный информационно-библиотечный центр. Задачи ЛИБНЕТ:

– формирование сводного каталога библиотек России (СКБР);

– создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки России;

– сокращение совокупных затрат библиотек страны на каталогизацию изданий за счёт заимствования библиографических записей из СКБР;

– обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек и т.д.

Создание общероссийского сводного электронного каталога имеет общенациональное значение, так как решает актуальную задачу раскрытия для пользователей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов.

Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью заимствования библиографических записей для большинства библиотек.

Количество библиографических записей в сводном каталоге составляет более 7 млн, участниками ЛИБНЕТ являются 89 библиотек.

Консорциум Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Сегодня в нём участвуют около 100 библиотек, которые одновременно являются и партнёрами в других региональных и межрегиональных консорциумах.

Консорциум «Корпоративная сеть московских библиотек» (КСМБ) объединяет более 36 библиотек-партнёров, среди которых ГПНТБ России, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, БЕН РАН, ЦНСХБ, публичные библиотеки и ЦБС Москвы, научные библиотеки вузов Москвы и Ростовского государственного университета.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть (КС) – это способ создания общедоступных объединённых информационных ресурсов, а также способ существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание.

Все участники КС имеют доступ к объединённому каталогу и объединённым информационным ресурсам: справочно-информационным изданиям, полнотекстовым документам, мультимедийным материалам. Автоматизированные системы, которые используются в корпоративных сетях, должны иметь совместимость с основными коммуникативными форматами (RUSMARC, UNIMARC, USMARC), поддерживать WWW-технологии и протокол Z39.50.

Участники корпоративной сети ведут сводный электронный каталог. Каким образом это происходит? Последовательность действий может быть следующей:

• Библиотека – член корпоративной сети, получив новое издание, выполняет поиск библиографического описания на это издание в сводном каталоге.

• Если запись уже существует, библиотека добавляет в сводный каталог сиглу (метку) своей библиотеки и копирует запись в свой каталог для её дальнейшего редактирования.

• Если записи нет, библиотека создаёт библиографическое описание на издание. При этом можно выполнить поиск описания для заимствования, т.е. поискать запись в авторитетных внешних источниках (РКП, АРБИКОН и др.), для того чтобы скопировать её в свой каталог.

• При невозможности заимствования описание создаётся самостоятельно. Оно сохраняется в сводном каталоге с пометкой, показывающей, что требуется проверка редактором сводного каталога.

На основе сводного каталога в корпоративных сетях можно вести поиск данных, осуществлять межбиблиотечное обслуживание (МБА) и электронную доставку документов (ЭДД).

Чтобы КС действовала чётко и бесперебойно, необходимо разработать документы и решения, которые будут регламентировать организационные и технологические правила работы в ней. Кроме того, нужно системно заниматься повышением квалификации сотрудников библиотек – участниц КС.

Чем может привлечь работа в корпоративных сетях? Она позволяет сократить время и стоимость библиографической обработки документов; даёт возможность использовать совместно создаваемый объединённый ресурс всем библиотекам – участницам КС, предоставляет услуги обмена библиографической, справочной и другой информацией. Кроме того, целесообразность членства библиотеки в корпорациях, корпоративных сетях определяется не только стремлением повысить эффективность работы, но и соображениями «политическими»: работа в корпорации позволяет библиотеке формировать имидж современной инновационной организации.

На практике при организации межкорпоративных сетей возникают следующие проблемы:

• финансовые: затраты на внедрение, обслуживание, актуализацию современных автоматизированных систем;

• технологические: проблемы конвертирования, связанные с особенностями применяемых в библиотеках технологий и АИБС; проблемы качества библиографических описаний, необходимость строгого соблюдения стандартов каталогизации во всех библиотеках;

• правовые барьеры: соблюдение норм авторского права;

• проблемы квалификации персонала и ответственности за качество записи.

В качестве примера корпоративного сетевого взаимодействия можно назвать пилотную программу создания модельной корпоративной сети на базе библиотек образовательных учреждений – ресурсных центров. Это часть проекта «Библиотека/медиатека. 21 век» (Санкт-Петербург).

Заключение

Делом будущего для всех библиотек является установление и развитие сотрудничества с другими библиотеками. Все библиотеки, независимо от их размера, почувствуют преимущества, которые даёт совместная работа.

На наш взгляд, применительно к школьным библиотекам всё же целесообразнее вести речь не о корпорациях, а об объединениях, как более мягкой и менее затратной форме межбиблиотечного взаимодействия.

Но если вы, «несмотря и вопреки», всё же полны решимости «перевернуть Землю», не торопитесь. Прежде чем приступать к формированию консорциума или корпорации, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

1) Что библиотека должна получить от своей корпоративной деятельности?

2) Какую пользу может принести библиотека остальным партнёрам в корпорации?

3) Какие ресурсы необходимо вложить в общий проект, чтобы получить от него отдачу, соответствующую затратам?

4) Не берёт ли библиотека на себя ненужную работу, которая не даст ничего полезного ни самой библиотеке и её пользователям, ни корпорации в целом?