Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2009

Елена Панкова

Елена Валериевна Панкова – кандидат педагогических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского библиотечного техникума по информационному обеспечению образовательного процесса, руководитель отделения повышения квалификации для сотрудников библиотек, преподаватель курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Елена Валериевна более 10 лет занимается вопросами обучения в области автоматизации библиотечных процессов и использования информационных технологий в учебной деятельности. Является постоянным участником международных и всероссийских научных конференций, автором ряда учебно-методических комплексов и практического руководства «Электронное библиографическое пособие» (М. : Форум, 2008. – Соавт. Беркутова Л.С.).

 

 

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Источники электронного комплектования: как найти и использовать. Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы.

18

Лекция 2. Электронные каталоги библиотек: технология поиска и заимствования. Рассмотрены каталоги Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), возможности различных режимов поиска (базовый, расширенный, профессиональный).

19

Лекция 3. Коммуникативный формат библиографической записи. Общее представление о коммуникативных форматах представления библиографической записи: как организованы, зачем нужны, как читать? (На примере группы MARC-форматов).
Контрольная работа № 1.

20

Лекция 4. Национальные и корпоративные библиотечные сети: их роль в создании информационного пространства. Понятие корпоративной каталогизации, сводного каталога. Способы организации библиотечных сетей – ЛИБНЕТ, АРБИКОН, Сигла.

21

Лекция 5. Полнотекстовые электронные библиотеки в Интернете. Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт».
Контрольная работа № 2.

22

Лекция 6. Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД). Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД.

23

Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете. Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка. Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы, как ими можно воспользоваться?

24

Лекция 8. Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор. Ресурсы методического, нормативного и учебного характера в помощь профессиональной деятельности.
Итоговая работа.

 

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Стиль жизни современного человека сильно повлиял на его возможности в получении информации. Активное развитие интернет-технологий привело к тому, что возможность почитать книгу, не покупая её, заставила задуматься сотрудников библиотек. Как результат – библиотеки активно компьютеризируются и выходят в Интернет. А далее – возникает вопрос: чем компьютер и Интернет могут помочь в привлечении и удержании читателей? Как именно использовать электронные ресурсы и компьютер при выполнении традиционных библиотечных процессов (например, комплектование, библиографическое обслуживание, создание каталожных карточек, информирование читателей)? Можно ли посоветоваться с коллегами, работающими совсем не рядом, о новых правилах составления библиографической и/или каталожной записи, обсудить сложные случаи систематизации и получить квалифицированное объяснение принятого решения? А быстро получить ответ на сложный запрос читателя? Найти непонятное слово в словаре, которого у нас нет, и предложить статью из журнала, который мы не выписываем? Предложить свои уникальные ресурсы обществу? Общий ответ – безусловно, да! А как это сделать и что предлагает нам Интернет (и другие электронные ресурсы), рассказывает предлагаемый учебный курс.

В курсе рассмотрены основные возможности использования ресурсов Интернета в библиотеке, предложены механизмы реализации действий и ссылки на некоторые ресурсы.

Лекция 1.
Источники электронного комплектования:
как их найти и использовать

Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы

ВВЕДЕНИЕ

Комплектование библиотечного фонда включает в себя процессы выявления, отбора и планомерного приобретения для фонда документов, отвечающих задачам библиотеки. Понятие «комплектование библиотечного фонда» объединяет две формы: разовое приобретение и подписку. С точки зрения традиционной покупки документов эти две формы равнозначны и отличаются только технологически: разово мы приобретаем документ в короткие сроки, подписка представляет собой авансовый платёж и растянутое во времени поступление документов. В любом случае материальный носитель остаётся в библиотеке, и при прекращении подписки полученные документы никуда не исчезают.

В автоматизированном режиме подписка может представлять собой право на доступ к удалённым базам и банкам данных, расположенным за пределами библиотеки. В случае прекращения подписки библиотека не получает более доступа к этим ресурсам (электронная подписка несколько напоминает доступ к платным телевизионным программам: после прекращения оплаты данные каналы становятся недоступны).

Процедура комплектования строится на решении двух основных вопросов: что нужно? И где взять?

Ответ на первый вопрос – это выявление и отбор документов, отвечающих задачам библиотеки и потребностям её читателей. Очень важно при этом обладать полнотой информации о том, что выпущено в свет и находится в продаже, а также о том, что планируется к изданию. Эти сведения необходимы библиотеке, чтобы правильно распределить финансовые возможности и правильно определить круг приобретаемых документов, предупреждая информационные потребности своих читателей. В настоящее время на рынке предлагаются не только книги и брошюры в традиционном (бумажном) виде, но и электронные издания на компакт-дисках, содержащие тексты, аудио-, видео- материалы, мультимедийные произведения. Задача библиотеки – отобрать документы не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения наиболее эффективной формы их подачи, то есть выбрать подходящие формы документов.

Ответ на второй вопрос позволяет определить наиболее удобный способ приобретения отобранных документов. Выявление источников комплектования – самая сложная и важная часть работы. Безусловно, при достаточных финансовых ресурсах можно переложить эти обязанности на какую-либо третью организацию, которая исследует предложенный рынок информационных ресурсов и проведёт комплектование в соответствии с задачами библиотеки (так зачастую поступают небольшие библиотеки за рубежом, так предлагают поступать и крупные российские книготорговые организации). Можно использовать иной путь – комплектовать фонд в ближайшей книготорговой организации (конкретном магазине, издательстве и т.д.), где можно посмотреть книгу, подержать её в руках, опираясь при этом на предлагаемый ассортимент (можно даже подобрать несколько таких организаций) и на запросы учителей, руководителей детского чтения, касающиеся тех изданий, которые им необходимы и о которых они знают. К сожалению, этот путь ведёт библиотеку вслед за спросом, а не на опережение и приводит к ситуации, когда имеющиеся источники комплектования не в силах удовлетворить потребности читателей.

В первую очередь нужно решить информационную проблему, то есть получить информацию об изданных в стране документах. И что же здесь нового? Давным-давно известны эти источники, достаточно открыть любой учебник по библиотечным фондам (рис. 1).

Рис. 1. Традиционные источники комплектования

 

Всё правильно, именно эти источники и называются традиционными. Их ценность доказана временем и не теряет своей актуальности. Использование таких источников комплектования отражено в классической профессиональной шутке – «ноги комплектатора библиотеку кормят». В современных условиях данная шутка приобретает метафорический смысл: не нужно бежать физически (хотя и это осталось), достаточно «бегать» виртуально. На этапе отбора документов и источников комплектования возможно использование электронного информационного посредника, готового предоставить информацию о документах и способах их получения. Обратите внимание, мы не обсуждаем отдельно комплектование электронными документами или ресурсами, мы говорим об электронных источниках информации, содержащих сведения о продаваемых традиционных и электронных документах.

При знании названия и/или автора документа любой пользователь предпочтёт обратиться к Интернету. Ввод в поисковую строку фамилии автора или названия только что выпущенной книги несомненно даст положительный результат, поскольку издательства и книготорговые организации активно рекламируют документ (что отражается в том числе и в Интернете). Но кроме общих поисковых систем в Интернете есть ещё специальные источники, целенаправленно собирающие и предоставляющие информацию для комплектаторов.

Рассмотрим круг таких источников.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Универсальные источники комплектования предоставляют информацию о большинстве изданий (независимо от издательства, формы выпуска и других характеристик). Сегодня среди универсальных источников комплектования назовём:

– национальную информационную систему «Книги в наличии и печати» (ФГУН «Российская книжная палата» – РКП);

– проект «Комплектование.RU» (Центр «ЛИБНЕТ»).

Идеология работы названных источников комплектования заключается в том, что издательства и издающие организации присылают туда данные об издаваемых документах (это планируемые к изданию, изданные и находящиеся в продаже документы). Издатели, отправляющие данные, подобным образом могут повлиять на скорость и широту распространения документов, а может быть, и на тираж. В свою очередь, потребители (книжные магазины, книготорговые организации, библиотеки, информационные центры и т.д.) при поиске документов для комплектования обращаются к этим источникам и получают полную информацию о книгоиздательском рынке, оставляют свои заказы на интересующие их издания. Немаловажно и то, что библиографические записи на документы созданы высокопрофессиональными специалистами центров-организаторов и могут использоваться библиотеками при включении книг в каталоги.

Книги в наличии и печати

Национальная информационная система «Книги в наличии и печати» создана при ФГУН «Российская книжная палата» (www.bookchamber.ru) и действует с 1995 года. С начала 1970-х гг. система Books in print (Книги в печати) существует в США и странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия и др.). До тех пор пока книга есть в системе, тираж может быть допечатан и отправлен заказчику.

Процитируем данные с сайта РКП (http://www.bookchamber.ru/online):

«В банке данных Российской книжной палаты содержатся:

• описания около 300 000 книг в наличии, в производстве и планирующихся к изданию;

• около 3000 издательств;

• более 600 000 записей о ценах поставщиков продукции;

• более 30 000 книг снабжены иллюстрациями обложек;

• авторитетная база контактов издателей и книгораспространителей».

Актуализация (обновление) данных о книгах (и периодике) проводится регулярно на основании обязательного экземпляра, полученного от издающей организации.

Каким образом получить информацию о книгах с помощью Национальной информационной системы «Книги в наличии и печати»?

a. Введём в адресной строке браузера Интернета (Internet Explorer) адрес РКП www.bookchamber.ru и нажмём на кнопку «Переход» (с помощью этого действия мы попадём на сайт Российской книжной палаты). Щёлкнем по заголовку «Российская книжная палата».

Рис. 2. Окно РКП для перехода к бланку поиска

b. На открывшейся странице в меню слева выберем ссылку «Базы данных online» (рис. 2), и щёлкнем по ней, используя левую кнопку мыши.

c. Найдём ссылку «Перейти к поиску» для проекта «Книги в наличии и печати» (рис. 2) и щёлкнем по ней, используя левую кнопку мыши (в результате выполнения этого действия мы попадём в бланк поиска).

d. В бланке поиска зададим необходимые нам параметры запрашиваемого документа (например, фамилию автора, слова в заглавии, название серии, издательство, год издания, – введём их в соответствующие поля) (рис. 3). Для решения задач текущего комплектования удобен такой поисковый элемент, как поиск новинок за несколько дней (в этом случае можно не просматривать весь массив записей по заданной тематике, а ограничить выборку определённым временным периодом).

Рис. 3. Бланк запроса в Национальной информационной системе «Книги в наличии и печати»

 

e. Выполним поиск, нажав на кнопку «Искать».

f. В результате поиска мы получим довольно много информации:

• библиографическое описание документов;

• графическое изображение обложки (возможно);

• положение книги в системе (например: в наличии, в плане, в печати, распродано и т.д.);

• регистрационный номер обязательного экземпляра в РКП;

• данные об издательствах и книготорговых организациях, продающих эту книгу;

• возможность перейти на сайт издательства, участвующего в проекте.

g. Просмотрев результаты поиска и отобрав интересующие нас документы, скопируем их к себе в текстовый документ (например, в редакторе Word) или перейдём на страничку издательства, чтобы заказать книгу (см. раздел «Технология заказа документов»).

Алгоритм копирования

I. Выделите копируемый объект.

II. Поместите его в буфер обмена одним из указанных способов: (а) в операционном меню «Правка» выбрать команду «Копировать»; (б) через контекстное меню – щёлкнуть на выделенном объекте правой кнопкой мыши и левой кнопкой – на команде «Копировать»; (с) использовать комбинацию клавиш <Ctrl>+<C> (заметим, что при этом ничего не происходит!).

III. Переместите курсор в точку вставки. Проверьте, что курсор там мигает.

IV. Вставьте фрагмент из буфера обмена одним из указанных способов: (а) в операционном меню «Правка» выбрать команду «Вставить»; (б) через контекстное меню – щёлкнуть в точке вставки правой кнопкой мыши и левой кнопкой – на команде «Вставить»; (с) использовать комбинацию клавиш <Ctrl>+<V>.

V. Сохраните внесённые изменения, выбрав в операционном меню «Файл» команду «Сохранить».

Комплектование.RU

Проект «Комплектование.RU» (www.komplektovanie.ru) создан в рамках государственного библиотечного проекта «Сводный каталог библиотек России» (Программа «ЛИБНЕТ»). Основная задача проекта – предоставление свободного доступа к аннотированному и иллюстрированному каталогу изданий, имеющихся в продаже. Это новый проект, но в его работе принимают участие наиболее активные книготорговые и издательские организации. Создатели проекта говорят о высокой степени актуализации базы данных (ежедневно) и наращивании числа участников проекта – издательств и книготорговых организаций (до 1000 издательств и 100 книготорговых организаций к 2010 году).

Рис. 4. Бланк запроса и фрагмент результатов поиска на сайте «Комплектование.RU»

Очень интересно сформирован бланк запроса (рис. 4). Он представляет собой вкладки для выбора поля поиска (автор, заглавие, продавец и т.д.) и единую строку для ввода искомых параметров. Отдельно задаётся ограничение по году публикации или периоду ввода записей в систему (что удобно при решении задач текущего комплектования). Отметим и хорошо разработанный файл «Помощь», описывающий разные виды поиска и правила работы с результатами разыскания.

Рис. 5. Просмотр и заказ книги на сайте «Комплектование.RU»

Просмотр результатов поиска по ссылке «Подробнее…» представляет собой краткое знакомство с документом (библиографические сведения, графическое изображение обложки, аннотация, тематика по книготорговому классификатору) и продавцом (название, адрес, наличие и стоимость книги) (рис. 5). Здесь же предоставлена возможность поместить выбранное издание в «Корзину» (технология использования «Корзины» описана в разделе «Технология заказа документов»).

СОБСТВЕННЫЙ САЙТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Сегодня трудно представить издательство, которое не имело бы своего сайта и не было бы заинтересовано в распространении своей продукции. Сайт издательства позволяет познакомиться с предлагаемым ассортиментом и перспективными планами. Сайты издательств по определенным отраслевым направлениям предоставляют также информацию о нормативных документах и принятых соответствующим министерством решениях или дают ссылку на официальные сайты отраслевого направления.

Рис. 6. Каталог на сайте издательства «Просвещение»

Отметим общие тенденции в представлении документов на сайтах издательств.

Сайт издательства «Просвещение». «Просвещение» – одно из старейших издательств (основано в 1930 г.), специализирующееся на выпуске учебной и учебно-методической литературы. Ориентировано, в первую очередь, на общеобразовательные школы – предлагаются школьные учебники, рабочие тетради, методические пособия, карты, атласы, словари, электронные учебные пособия.

На его сайте (www.prosv.ru) представлены федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, официальные и методические материалы, предназначенные для учителей и библиотекарей.

Для информации о выпущенных издательством документах ведётся каталог, который позволяет производить поиск по выделенным разделам или разным параметрам в бланке запроса (расширенный поиск по каталогу) (рис. 7).

39-1.jpg (42101 bytes)

Рис. 7. Каталог для поиска документов на сайте издательства «Азбука»

Откройте каталог, предложенный издательством «Просвещение» (http://www.prosv/ru/catalog.aspx?ob_no=2098ltype=71). Он ориентирован на группировку документов по учебным предметам и образовательным уровням. Бланк поиска предоставляет расширенные возможности по отбору документов, соответствующих требованиям образовательных стандартов (предмет, класс, тип литературы и уровень образования). К «положительным элементам» бланка запроса отнесём и наличие списков, раскрывающихся в большинстве полей (это позволяет выполнить гарантированно результативный поиск).

Сайт издательства «Азбука» (www.azbooka.ru). Издательство «Азбука» было основано в 1995 г. и является одним из крупнейших издательств Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Специализируется на выпуске классических и современных произведений художественной литературы, справочных изданий в области искусства, произведений детской литературы.

На сайте мы находим довольно интересный раздел «Читальный зал», который позволяет познакомиться с некоторыми текстами предлагаемых произведений. Равноправное место с издательством отведено «Торговому дому», обеспечивающему распространение документов, выпущенных как самим издательством, так и дружественными издательствами.

Для информации о выпущенных издательством документах ведётся каталог книг, который даёт возможность искать по выделенным разделам (сериям) или разным параметрам в бланке запроса.

Каталог, представленный издательством «Азбука» (рис. 7), ориентирован на группировку документов по сериям, а бланк поиска напоминает простой поиск в Интернете с возможностью уточнения области поиска (автор, название) и его места (везде на сайте, в каталоге, в новостях). Таким образом, мы можем сделать вывод, что сайт издательства ориентирован на неподготовленного пользователя, который готов потратить время на последовательный просмотр и анализ результатов поиска.

Выводы:

а) издательства заинтересованы в привлечении внимания к издаваемой ими продукции;

б) на любом сайте есть каталог книг и иной продукции, предлагаемых как самим издательством, так и рядом дружественных ему издательств;

в) каталог книг предлагает возможности поиска по разделам и через бланк запроса;

г) издательство организует доставку книг разными способами, в том числе через посреднические организации (торговые дома, интернет-магазины, книготорговые организации, почту).

Особый интерес для комплектатора представляет каталог изданий, позволяющий быстро получить информацию о тематической подборке, предлагаемой издательством. Издатели это учитывают и предлагают такую форму бланка запроса, которая максимально отвечает возможностям раскрытия ассортимента и соответствует потребностям клиентов.

Обратите внимание, что каталоги издательств строятся на основе поисковых запросов клиентов и для внимательного взгляда представляют достаточно информации о читательском адресе издаваемой литературы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ
И САЙТЫ КРУПНЫХ КНИГОТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Довольно активно в последнее время книги и иные документы распространяются через книготорговые организации, выступающие посредником между издательством и покупателем. К достоинствам книготорговых организаций можно отнести широту ассортимента (как правило, они предлагают книги большого количества издательств и отличаются универсальностью), направленность на работу с мелкой розницей (с отдельными покупателями), наличие развитой системы доставки и представителей в различных городах. Для снижения накладных расходов активно используются интернет-магазины, которые не требуют больших площадей для представления книг.

Наибольшая проблема электронного комплектования заключается в невозможности «подержать книгу в руках», посмотреть её содержание, оформление и т.д. Решение данной проблемы связано с использованием графических образов книги и подробного её описания. Чаще всего встречаются краткие библиографические данные книги, указание на её размер, переплёт, графическое представление обложки и аннотацию. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы сделать вывод о целесообразности приобретения документа и возможностях его использования. Откройте сайты издательств «Инфра-М» (www.infra-m.ru) и «Омега-Л» (www.omega-l.ru) найдите каталоги и сравните представление книг.

Гораздо реже для представления книги на сайте используют оглавление, предисловие, фрагмент текста и т.п. Посмотрите, как представлены книги в каталоге ТД “Библио-Глобус” (www.bgshop.ru). Обратите внимание на технологию АBC, которая позволяет просмотреть титульный лист, содержание и предисловие.

Весьма интересно и то, что книги могут быть выпущены в разных формах: это может быть, например, традиционное (книжное) издание, подарочное издание, аудиокнига и т.п. Работник отдела комплектования зачастую должен сделать выбор формы приобретаемого издания (например, только книги в переплёте или цифровые аудиокниги). В этом случае возможность просмотра только заданных форм книг позволяет сэкономить время и уделить большее внимание содержательным характеристикам документа (рис. 8).

Рис. 8. На сайте интернет-магазина «Озон»

Представляя книги, книготорговые организации используют и иные формы продвижения товара, например журналы, дайджесты, ссылки на рецензии в независимых и авторитетных изданиях В качестве примера приведем “Книжный дайджест”, размещенный на сайте ТД “Библио-Глобус” (www.biblio-globus.ru/content.aspx?page_id=58). Посмотрите, какая информация содержится в дайджесте и какова периодичность его появления.

Обратим внимание и на такую услугу книготорговых организаций, как подбор литературы по заданной теме и поиск изданий по заказу клиента. Эта услуга весьма востребована в ситуации закупок через конкурсные процедуры (тендеры), когда библиотека закупает документы одним или несколькими лотами и не может позволить себе иметь много поставщиков. При этом возможно как повышение цены закупки издания (за счёт использования посредников и их услуг), так и понижение цены закупки в том случае, когда крупная оптовая книготорговая компания получает скидки у издательства и даже с учётом стоимости услуги цена книги оказывается ниже розничной.

ИЗДАНИЯ БИБЛИОТЕК И ДЛЯ БИБЛИОТЕК

Многие библиотеки выпускают свои издания – библиографические указатели, методические и учебные материалы и т.д. Наиболее интересны издания крупных научных библиотек.

Отметим, что большинство научных библиотек России имеют соответствующий раздел на сайте (рис. 9); это может быть интернет-магазин или текст в формате Word, размещённый под гиперссылкой «список» (или «скачать»).

Рис. 9. Издания, предложенные к распространению, на сайте ГПНТБ им. К.Д. Ушинского

Интернет-магазин библиотеки строится по тем же принципам, что и магазин любой другой организации, – предусматриваются: представление изданий, правила заказа, варианты оплаты и доставки. Чаще всего предлагается простой список для заказа. В дополнение может быть представлена аннотация, графическое изображение обложки и т.п. Посмотрите, например, интернет-магазин РНБ (www.nlr.ru). Проанализируйте форму представления книги и бланк заказа изданий.

Издания профессиональной или научной литературы для библиотечных работников, выпускаемые издательствами и предлагаемые к продаже книготорговыми организациями и издательскими домами, представляют собой довольно важный «пласт» в комплектовании фондов любой библиотеки. На современном книжном рынке выделяют ряд издательств и издающих организаций, которые профессионально занимаются профессиональной литературой для библиотекарей (например, «Либерея», «Профессия»), а также ряд специальных издательских проектов для библиотек (например, «Гранд-Фаир», «Омега-Л»).

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАКАЗА ДОКУМЕНТОВ

Как правило, распространители (издательства, библиотеки, книготорговые организации, интернет-магазины) используют различные формы общения с клиентами, в том числе доставку заказанных книг курьером (в пределах города), транспортной компанией, через систему «Книга – почтой». В электронной форме можно воспользоваться услугой «Корзина». Кнопка «В корзину» расположена рядом с заказываемой книгой, и помещение книги в «Корзину» происходит по нажатию этой кнопки. Обратим внимание, что при помещении документов в «Корзину» никакого заказа не происходит. Сформированную «Корзину» следует далее «превратить» в заказ. Таким образом, её можно использовать как удобный инструмент, позволяющий отобрать заинтересовавшие на сайте издания и затем просмотреть заказ, подсчитать расходы по ценам интернет-магазина (реже – издательства). Отметим, что эти цены, как правило, ниже, чем в «физическом» книжном магазине (это связано среди прочего с отсутствием необходимости нести дополнительные расходы на содержание демонстрационного зала).

«Корзина» представляет собой таблицу, в которую сведены все заказы клиента. Можно самостоятельно изменять количество экземпляров, добавлять или удалять документы – «Корзина» пересчитает положенные в неё товары и сумму по ценам данного магазина. В том случае, когда стоимость доставки определяется отдельно, существует «калькулятор доставки», предлагающий различные схемы и их стоимость. При выборе способа доставки обратите внимание на вес отобранных вами документов – это повлияет на способ доставки (например, малые партии доставляют по почте, а крупные – с помощью транспортной компании).

Если «Корзину» использовать в качестве только информационного блока, то далее можно скопировать или распечатать результаты отбора и обратиться к сайтам издательств или в ближайший книжный магазин, чтобы разыскать и заказать (приобрести) конкретные издания.

Если всё же решено приобрести отобранные издания в данном магазине, то используем кнопку «Оформить заказ». В этом случае потребуется зарегистрироваться (если услуга используется впервые) или авторизоваться (при последующих обращениях). Несложная процедура регистрации позволит получить на электронный почтовый адрес уникальное пользовательское имя (логин) и пароль для дальнейшей авторизации при заказах литературы.

Обратите внимание, что для регистрации юридического лица анкета немного расширена (добавлены реквизиты организации, так как используется безналичный расчёт). Соответственно, если вы ведёте расчёты как организация, то должна быть выбрана именно регистрация юридического лица.

Выводы. В данной лекции рассмотрены источники комплектования, которые занимаются продажей книг либо информируют о продаже. Кроме того, можно выделить целый спектр организаций, занимающихся издательской деятельностью и распространяющих собственные издания, – крупные библиотеки, исследовательские центры, высшие учебные заведения и т.д. Их сайты, как правило, размещают информацию о предлагаемых изданиях и условиях приобретения. Можно сказать, что формы предложения и условия распространения не сильно отличаются от рассмотренных в этой статье.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие процессы включает в себя комплектование библиотечного фонда?

2. Какие источники комплектования традиционно используются библиотеками?

3. Назовите универсальные информационные источники комплектования.

4. Что такое «Корзина» и чем она помогает в процессе комплектования фонда?

5. Какие источники комплектования удобно использовать при закупке учебников для средней школы?

6. Какие источники комплектования удобно использовать для получения информации о выходе книги в свет, если известно её заглавие?

7. Какие источники комплектования библиотечный работник может использовать для закупки книг профессиональной тематики?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Проверьте, представлены ли в каталогах «Книги в наличии и печати», «Комплектование.RU» издательства, книги которых вы покупаете?

2. Найдите, где можно купить роман «Библиотекарь» и кто его автор.

3. Какие учебники по информатике включены в федеральный перечень для средних общеобразовательных школ?